еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Что делать, когда надо перелопатить очень много контента

Лопатить, пока лопатится. А по мере приближения к пределу — сделать выбор.

🪜 Приближение к объективным лимитам работоспособности обычно способствует качественным переменам.

Например, приводит к стандартизации работы или подталкивает к формированию собственной команды.

Все прочие решения — вариации шагов на этом пути:

📉 Снизить уровень перфекционизма — можно допустить рерайт или редактуру нейроконтента. Малоприятный и не всегда возможный шаг; к примеру, я не могу «намеренно писать хуже». А вот не считать обязательным критерием «хорошей работы» вдохновение — сложно, но возможно.

🛠 Привлечь на аутсорс — т.е. включить человека не в постоянную команду, а во временную. Но зачем полумеры? Нагрузка стремится к возрастанию, проще уже сразу мини-редакцию строить.

📆 Планировать и приоритизировать — это только отсрочит момент, когда в одного перестанет помещаться. Ценно, полезно, но тупиково.

По сути, из хорошо нагруженного исполнителя только два пути апгрейда: «роботизированный исполнитель» или «больше не исполнитель».

💁🏻‍♂️ Поскольку роботизированный исполнитель тоже когда-нибудь иссякнет, в итоге путь апгрейда — один.

Учите менеджмент смолоду.

#elearning
👍2🔥21
Understanding Journey Map

В маркетинге есть термин «касание с продуктом» — когда будущая покупка попадается на глаза будущему покупателю.

👉🏻 Одно касание работает редко.
👉🏻👉🏻👉🏻 Несколько разных касаний постепенно подталкивают к покупке.

Обучение — это в каком-то смысле «продажа нового поведения», поэтому пробуем приложить сюда этот принцип:

Для понимания и принятия новой модели поведения нужно столкнуться с ней несколько раз с разных углов и в разной форме.


💡 Столкнуться с разных углов — это с объяснениями, основанными на разных типах аргументов. Кому-то хватит научно-популярного объяснения, для кого-то сработает описание чужого опыта, третьим зайдёт научное обоснование.

🎲 Столкнуться в разной форме — это с объяснениями, поданными в разных форматах. Не выбирать между «почитать книгу/курс ИЛИ посмотреть лекцию/ролик ИЛИ послушать интервью/подкаст ИЛИ полистать карточки/видео», а заранее планировать и создавать в программе обучения разные форматы касаний с идеей.

📝 Например, в электронных курсах модно делать памятки и резюме. Хорошо, но мало — памятки нужно слать в почту, обсуждать в подкастах сотрудников, постить в сторис на корпоративном портале и превращать в мемные карточки.

В прошлых постах (тут, тут и тут) я для себя назвал это Understanding Journey Map — буквально карта пути, по которой проходит наше принятие новой идеи или модели поведения. И её можно запланировать.

🤔 Было бы интересно делать подобные «карты понимания», а не ограничиваться «у нас видео с чек-листами и домашками» или «у нас лонгрид со схемами и тестами».

Расскажу к лету, как эта идея себя покажет на курсе в РАНХиГС.

~~~
🤪 — любим, умеем, практикуем
😐 — долго и дорого применять
🗿 — это уже давно делают

#eLearning #EdTech #UnderstandingJM
8🤪4👏2😐1🗿1
Пятничная рекомендация #14

💁🏻‍♂️ YouTube забит роликами про блогеров-инфобизнесменов, которые несбыточными обещаниями завлекают паству в рассрочки на свои курсы.

🧙🏻 А совсем недавно с не меньшим размахом разоблачались чёрные маги, потомственные гадалки и прочие экстрасенсы.

Сегодня в рекомендациях — Борис Соболев со своей трилогией об эксплуататорах волшебного мышления «Идущие к чёрту».

Вот плейлист.

Вполне себе дополнительный материал к курсу критического мышления 🙂

#медиа #рекомендации
👍6
Путь к массовому eLearning, часть 1

В ходе бесед с единомышленниками вернулся к раннему посту про элитарное vs. массовое электронное обучение.

Тогда это был скорее лозунг, а сейчас можно пойти дальше и подумать над практической реализацией.

🤔 Итак, как прийти к тому, чтобы даже небольшие компании создавали внутренние базы знаний и учебные материалы?

Моя гипотеза:
Нужна «фрилансизация» внутреннего обучения — такая же, какая произошла в дизайне и копирайтинге


🧑🏻‍💻 Заказать логотип, макет буклета, текст лендинга или статью сейчас может кто угодно у большого количества компетентных (!) исполнителей.

Так почему бы не учебный лонгрид с передачей статистики или интерактивную инструкцию в корпоративную базу знаний?

🧐 «Пуритане» скажут, что нельзя позволять создавать обучение всем подряд.

Во-первых, скажите это всему инфобизу разом. Во-вторых, можно — большая часть задач по созданию учебных материалов не требует никаких сакральных знаний. Особенно на уровне небольшой компании.

🙄 «Либералы» скажут, что это уже и так происходит: см. курсы и рассылки по копирайтингу, продажи гайдов, учебные лид-магниты и лонгриды для B2C.

Верно, но для создания учебного контента для внутреннего обучения нужно на схожий базис знаний и навыков установить другую надстройку.

Во второй части подумаем о практических шагах в этом направлении.

#elearning #edtech

Disclaimer для методологов: у вас есть свой рынок корпораций, банков, университетов и госструктур. Идея в том, что для ежедневной зарядки не нужен оснащённый спортзал с сертифицированным тренером.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4👍2👎1🔥1👏1
Большой дайджест про асинхронный eLearning

📝 Фиксирую тему канала — «образовательная редактура». Если коротко, то это пересечение редактуры и создания учебных материалов. Длиннее см. далее в истории публикаций.

👩‍🏫 Что на эту тему было раньше:
— Программные посты один и второй о том, что вообще такое «электронные курсы»
Постановка задач дизайнерам с помощью простых рисунков
Затраты на передачу информации: написано про задачи, но подойдёт и для объяснений
Обучение как снежок, который теоретически может создать кто угодно
Дробление рабочих задач, полезное при совмещении нескольких ролей
— Неочевидные применения ПО для разработки курсов
Пример elearning-материала, только тестирования не хватает
Исследование разработчиков-многостаночников из прошлого закрепа

👨🏻‍💻 Про близость редактуры и обучения:
— Пример работы с заголовками в слайдах и лонгридах
— «Капитанское» исследование о чтении насыщенных текстов
Структура новостной заметки, которая подойдёт и для текстовых уроков
Примеры образовательных лонгридов, написанных в т.ч. редакторами
— Почему редактура — это уже почти обучение
— Исследование о паттернах чтения цифровых материалов
— Вторая жизнь e-mail-рассылок (раз, два)

#elearning #edtech #дайджест
8🔥4👍2
Пятничная рекомендация #15

На обложке — три главных совета для любой презентации.

Обратили внимание, чего там нет? Там нет «сделай красиво».

Потому что:

1️⃣ если будет неразборчиво, сложно и непонятно, красиво уже не будет;

2️⃣ если есть разборчиво, просто и понятно, задача презентации решена. А красиво — это бонус.

Детали можно прочитать в переводе статьи Y Combinator на Habr (оригинал тут).

🧑🏻‍💻 Написано про стартапы, подойдёт для любых выступлений и даже слайдовых электронных курсов.

#elearning #медиа #рекомендации
👍5🔥43
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Смена антуража решает Три дня — полёт нормальный. Смена милого, но приевшегося домашнего стола на коворкинг погрузила в новую среду и подстегнула работоспособность. Ожидания от октября выросли. Монитор пока не перевёз, и тут уместно вспомнить интересное…
Смена антуража решает 2.0

🚗 Переехал из опен-спейса в нано-офис. Условия по цене такие же, логистика лучше, соседство приятнее.

Что здесь будет сделано (= персональные коммиты на весну):

1️⃣ Много медицинских текстов;

2️⃣ Лонгриды из лекций;

3️⃣ Пример лонгрида из рассылки;

4️⃣ Пример сборника учебных статей;

5️⃣ Онбординг SaaS-продукта;

6️⃣ EdTech-стартап про микрообучение.

Часть анонсирована ранее, часть пока ещё не анонсирована.

Постепенно расскажу обо всём, но если что-то конкретное интересует — напишите в комментариях.

#elearning #edtech
6🔥2👏1
Telegram'ное: о лимите постов

Изначально считал идеальной неделей в канале «один пост в рабочий день».

✍🏻 Готов дополнить этот тезис: «пять постов в неделю» — это разумный лимит, при котором ведение соцсетей не напрягает и не превращается в работу.

😐 Когда у меня за неделю выходят 2-3 поста, знайте: оставшиеся 2-3 выходят в рубрике; в канале учебной группы и обновлениях презентаций к лекциям; или в коллаборациях.

Всё, что больше, начинает «вторгаться» в рабочее время и закономерно ему проигрывает 🙂

Видимо, авторам нужно это принять, простить и исповедовать лучше меньше, да лучше.

🫂 Отдельные лучи добра всем, кто ведёт каналы и добрался до 10-50-150 подписчиков. Не бросайте — даже если это будет личный дневник мыслей, это уже большая польза.

#медиа
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12👍8👏1
Путь к массовому eLearning, часть 2

В прошлый раз заявил тезис о том, что учебный контент могут делать не только и не обязательно адресно подготовленные люди.

Теперь аргументы в его поддержку:

1️⃣ Креативные навыки связаны. Высокий уровень одного автоматически «тянет вверх» смежные.

Дизайнер инфографики нарисует схемы для учебника, автор статей в бренд-медиа напишет текстовый урок, а все выпускники всех курсов по «продающим» презентациям имеют хорошую базу для «обучающих» презентаций. Упоминал это тут.

2️⃣ Начальный eLearning не требует глубоких навыков. Копирайтер сходу не соберёт слайды в конструкторе и не будет разбираться в интерактивных сервисах для обучения, но сможет собрать базу знаний или переделать инструкцию для новичков в понятный лонгрид.

3️⃣ Объём дообучения — умеренный. Путь от автора до редактора — длиннее и сложнее, чем путь от автора кейсов в блоги до автора учебных текстов.

Здесь со мной поспорят, но я заранее напомню, что в 2000-х индустрию электронного обучения массово развивали вчерашние программисты, менеджеры и иллюстраторы, а не только педагоги, консультанты и тренеры.

✍🏻 Если упаковывать рассуждения покороче, то будет так:

eLearning начального уровня — это разновидность контентной работы, которую действующие специалисты в этой сфере могут освоить сравнительно легко.


По законам жанра в следующей части будет демонстрация связи аргумента с тезисом, а пока можно покидать реакций или комментариев.

〰️〰️〰️
👍🏻 — поддерживаю
🤔 — сомнительно, но окей
🗿 — как насчёт «нет»

#elearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🔥3🤔3🐳3🗿1
Су-57 в трейлере международного хита

👀 В предрелизном трейлере игры Helldivers 2, которая с февраля ставит рекорды популярности, использован силуэт российского истребителя Су-57 — присмотритесь между 00:47 и 00:51.

✈️ Рядом приложил ракурсы пролёта четырех Су-57 над Москвой и силуэт из инфографики. Заимствование очевидно — сравните c силуэтами других современных истребителей.

Кого-то за это отменят 🙂

#медиа
👍6🤣3🔥1🥴1🗿1
Стартап к лету, или Приходите на кастдев

👨🏻‍💻 Определился с занятостью до середины июня — это будет программа «Стартап-Академия» Школы управления «СКОЛКОВО», класс №33.

🤔 В планах: проверить множество продуктовых гипотез в EdTech, подтвердить лучшую, собрать команду для разработки и инвестиций.

📝 Фокус на новые форматы корпоративного обучения через UGC и микроконтент.

Часть истории вопроса — по тегу #микрообучение

Попутно проверю гипотезу инструмента для вовлечения в асинхронные материалы.

👀 Если у вас есть собеседники, которые поделятся болями на эту тему в интервью, направьте их в меня @philanek или в Яндекс Форму.

Вопрос не праздный — первый модуль стартует 25-го марта, после чего начнётся «активная продуктовая работа» (с).

Хотите вылепить новый EdTech-стартап под свои нужды — записывайтесь на разговор 🙂

#edtech #инновации #микрообучение #стартап_академия
👍5🔥3👏1
Предобучение по книгам

📚 В рекомендациях по подготовке к Стартап-Академии рекомендуют прочитать четыре книги:

1️⃣ «Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов» как каталог для выбора подходящей.
2️⃣ «Настольная книга основателя» Стива Бланка, который также написал «Четыре шага к озарению» про методологию Customer Development.
3️⃣ «Дурная кровь» про взлёт и падение компании Theranos.
4️⃣ «Стратегия голубого океана» про отказ от конкуренции на переполненных рынках в пользу поиска неявных ниш и создания новых сегментов.

Хорошая новость — они все у меня есть, и две из них я читал.
Плохая новость — это было давно и вне контекста своего проекта.

👨🏻‍💻 В рамках волюнтаризма заменю «Дурную кровь» с уроком о том, как можно «fake it till you make it» прямиком на нары, на «Стартап на миллиард» Максима Спиридонова про «Нетологию».

Взгляд со стороны асинхронного eLearning

💁🏻‍♂️ В обучении по книгам нет ничего предосудительного. Будущим основателям полезно уметь осознанно удерживать фокус внимания и крутить в голове новые концепции, а книги этому способствуют. Особенно — релевантные.

📝 При этом я считаю, что асинхронный лонгрид с предобучением был бы лучше: в него можно вписать ключевые термины и понятия, развёрнутый список рекомендаций со ссылками, анкету участника, задания на описание проекта и поле для ссылки на видео-питч.

🧑🏻‍💻 А если сделать этот лонгрид открытым, получится инструмент лидогенерации, который явно эффективнее в этой роли, чем трёхчасовой вебинар с презентацией программы.

#elearning #edtech #стартап_академия #книги

P.S. «Багаж» на картинке — операторы акселерационных программ, в которых я участвовал. По сути, это теоретическая подготовка вне книг.
👍42🔥1
Путь к массовому eLearning, часть 3

В первой части говорили про потенциал «фрилансизации» eLearning, во второй — про применимость креативных навыков в смежных задачах.

В третьей вспоминаем, какие примеры уже есть и как их можно масштабировать:

📝 Редакторы постоянно пишут учебный контент. Рассылки для онбординга онлайн-сервиса, гайды для новых сотрудников, курсы по копирайтингу пишут авторы и редакторы. В больших сложных курсах их направляют методологи, но малые прикладные форматы они делают самостоятельно.

🎨 Дизайнеры постоянно рисуют инфографику. Буклет, плакат, баннер — это разновидности слайда. Схема на лендинге — это разновидность инфографики. Коллаж моделей для маркетплейса — в одном шаге от фото-комикса или картинки для диалога.

👨🏻‍💻 Frontend-разработчик умеет всё, что должен уметь верстальщик eLearning. Вёрстка HTML/JS или освоение конструкторов ничем не удивит фронтендеров. Нужно будет освоить нюансы передачи данных и администрирование LMS, но это могут освоить и не-программисты.

🍒 Вишенка на торте: готовых команд «автор, дизайнер, верстальщик» — в разы больше, чем то же самое с припиской «...в eLearning».

Проще говоря:

Создавать материалы для корпоративного обучения может команда любого контент-агентства, дизайн-студии или ИТ-разработчика — если им это будет нужно, если они найдут заказчика и если это будет выгоднее основной работы.


Последний пункт важен — вряд ли непрофильная работа принесёт организованной команде больше прибыли, чем основная деятельность.

Поэтому здесь мы возвращаемся к «фрилансизации»:

Те же стихийные команды самозанятых, которые сегодня пишут статьи на VC и Хабр или собирают мини-сайты на заказ, могут собирать внутренние базы знаний и писать учебные лонгриды.


Просто не надо замахиваться на сложное проектирование (до поры) — простых форматов и так хватит на годы работы.

Серию докладов окончил, пишите комментарии 🙂

〰️〰️〰️
👍🏻 — есть здравое зерно
🗿 — нет здравого зерна

#elearning #edtech
👍4🔥2👏1
Мысли про EdTech-сервисы #1

Разрозненный список принципов, которые сейчас мне кажутся верными и которые наверняка переедут в мой проект:

💁🏻‍♂️ Сервис должен быть простым. На сложные LMS и конструкторы рынок насмотрелся, а их сложные фичи часто не востребованы. При этом формат не меняется, т.е. «интерактивные слайды» могут деградировать до «простых слайдов», но не превратиться в «серию карточек».

🙄 Сервис не обязан всем нравиться. Найти ядро своей аудитории — ценнее, чем пытаться угодить всем и сразу.

«Если ты делаешь продукт для всех — ты делаешь продукт ни для кого конкретно» (с)


👀 Всё придумали до нас. Большинство идей, даже самых прибыльных, не уникальны. Это компиляции и доработки предшествующих концептов в новой форме или для новой аудитории.

Если продукт похож на что-то существующее — он ближе к рынку, чем его уникальные собратья.


И частный бонус:

🧑🏻‍💻 Приятнее создавать то, что хотел бы использовать сам. Серийные предприниматели могут запускать MVP по карточкам из настольной игры «Стартап», и это хорошо.

Большинство начинающих фаундеров всё же хотят сделать что-то, что продвинет их отрасль вперёд — они следуют своему образу идеала.

Влюблённость в идею мешает видеть ошибки, но это важный источник пассионарности.


#edtech #стартап_академия #ed_мысли
1🔥1👏1
Улучшаем конспекты выступлений

В редакторском чате увидел задачу на статьи-конспекты по итогам конференции. Это лучше, чем неочищенные записи, но всё ещё не идеал.

В продолжение темы конспектов вебинаров и ИИ-транскрибации и забегая на территорию пост-обучения в очных тренингах поговорим об улучшениях контента с конференций.

Дано:
— прошла конференция;
— есть запись выступлений;
— запись даже бесплатная;
— её даже нарезали по спикерам;
— видео лежат на странице или в плейлисте.

Задача:
Повысить ценность этих записей настолько, чтобы их можно было продавать.

Например — компаниям для обучения сотрудников и развития насмотренности.

Как сделать лучше?

⭐️ — собрать все видео в одном лонгриде, пригодном к выгрузке в LMS;
⭐️⭐️ — напрямую вставить аудио, видео и файлы без embed;
⭐️⭐️⭐️ — вырезать из видео воду, оговорки, «хладные сказы» и отвлечённые рассуждения;
⭐️⭐️⭐️⭐️ — нарезать видео по смысловым блокам, дополнить блоки текстовыми пояснениями, ссылками, медиа по теме;
⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️ — сочинить к блокам проверочные вопросы.

📝 Из «сырого» выступления или дискуссии получится экспертный образовательный материал.

Корпорация сможет назначать его своим сотрудникам, чтобы проверяемо поддерживать актуальный уровень знаний.

🫰🏻 Ценность здесь — не в самом контенте, а в адаптации к реалиям обучения: видео можно только «попросить посмотреть», а мини-курс можно «назначить к прохождению с проверкой усвоения».

Было:
— Вот вам куча видео, которые мало кто будет пересматривать добровольно.

Стало:
Электронный образовательный материал в удобной форме и соответствующий практике обучения в компании.

Ключевое отличие:
Выступления на конференциях — это реклама спикеров. Чтобы извлекать из них образовательную пользу, их нужно дорабатывать до уровня учебного материала.

Как применять:
— организатор конференции может продавать такой контент за дополнительную стоимость;
— корпорация может заказать переработку открытых записей во внутренний контент для сотрудников.

#elearning #edtech #улучшаем
5👍3🔥2
Мысли про EdTech-сервисы #2

В Стартап Академию я иду с проектом про #микрообучение — по тегу вы найдёте путь к идее.

👀 Поэтому я уже несколько месяцев слежу за несколькими зарубежными проектами, которые появились недавно и уверенно развиваются.

Сегодня я осознал паттерн, в который, очевидно, я тоже воткнусь:

Проекты-конкуренты подчиняются требованиям корпораций.


1️⃣ Конструктор интерактивных карточек-сторис добавил выгрузку в SCORM, чтобы «назначать» (!) сторис (!!) сотрудникам.

2️⃣ Конструктор интерактивных шортридов тоже добавил выгрузку в SCORM, а ещё разделился на продукт-конструктор и продукт-платформу с разными возможностями.

3️⃣ Платформа для мобильного обучения добавила веб-версию для просмотра с ПК и реализовала поддержку SCORM.

Причём здесь корпорации и где здесь подчинение

📦 SCORM — это стандарт упаковки электронных учебных материалов, призванный упорядочить рынок поставщиков и потребителей eLearning.

Если очень коротко, то это набор правил, которым должен соответствовать ZIP-архив с контентом для системы обучения, чтобы система его корректно воспроизводила: открывала, отображала в списке материалов, собирала статистику и т.д.

Сам факт добавления такой поддержки говорит, что сервис её не планировал, но выполнил запрос тех, кому это важно — корпораций.

Что это значит для этих трёх проектов (и моего)

🌚 Это значит, что каким бы модным-молодёжным ты ни был, в корпорации до тебя уже настроили процесс обучения, и менять её ради какого-то там стартапчика никто не будет — ни в США, ни во Франции, ни в России. (Три цитируемых проекта — из этих стран)

Скорее это ты поменяешь свой продукт в надежде получить внедрение и солидные ежегодные платежи 💁🏻‍♂️

Что с этим делать?

— А вот это, детектив, правильный вопрос (с)

〰️〰️〰️

🐳 — к чёрту корпорат, целься в МСБ
🤔 — не знаю, расскажешь потом
🗿 — все прогнулись, и тебе придётся

#elearning #edtech #стартап_академия #ed_мысли
🗿4🤔3🐳3👍2
Поехали. Считайте, что с 08:00 до 22:30 на этой неделе я в походе.
6🔥4👍2
Первые комментарии первой аудитории проекта.

По сути — первый вывод идеи из моей головы во внешних людей.

Как в фильмах про свадьбы: что-то новое, что-то старое, что-то синее (сомнительное) 🙂

Всё — важное.

#edtech #стартап_академия
🔥3👏21
Первые результаты Стартап-Академии

🤔 Описывать и рефлексировать подробно смогу только после первого модуля.

Но поделюсь первым наблюдением:

🚘 Обычно в транзите за рулём я что-то слушаю: если уставший — развлекательные ролики, если бодрый — подкасты или аудиокниги.

…После четвёртого дня (это примерно ~55 часов погружения) попробовал включить «развлекательный» ролик.

Выключил. Мягко говоря, «в вайб не попало» 👀

Продолжаю погружение.

#edtech #стартап_академия
🔥4👍21