Знания как слои краски
Опорной метафорой обучения в канале был снег, влетающий в корабль. Откуда в море снег — вопрос открытый, но суть сравнения мне кажется верной.
В постах об Understanding Journey Map, насмотренности и малых формах учебных материалов пришёл другой образ:
Учиться — это как красить стену
Возьмём несущую стену квартиры.
1️⃣ Нет стены — нечего красить. Это можно сравнить с базовым образованием, поверх которого мы расширяем знания.
2️⃣ Красить можно ровную стену. Шпаклёвка для выравнивания — это профессиональное образование, которое мы хотим расширить. Оно либо есть, либо его надо сформировать.
3️⃣ К покраске нужно готовить. Грунтовка — это предобучение, входное тестирование и любое другое введение в основной материал.
4️⃣ Красить нужно в несколько слоёв. Несколько этапов покраски с перерывами на высыхание — это подача материала с перерывами на рефлексию, отдых и самостоятельную работу, а в идеале ещё и с разных углов.
Вроде бы покрасили, и метафора закончилась, но можно пойти дальше:
5️⃣ Нужно устранить косяки. Пройтись кисточкой и поправить сколы, вмятины и непрокрашенные области. Это можно делать регулярно по мере проживания — то есть, корректировать подходы по мере применения знаний.
6️⃣ Нужно сделать красиво. Голая стена — скучно, поэтому можно приделать полки, повесить картину, приставить шкаф. Это похоже на кейсы, рабочие проекты, прикладной опыт.
🧱 После школы какая-то стена есть у всех, поэтому получается шкала от «кривая тонкая стена» до «стильно декорированная стена».
🎓 А дальше можно фантазировать, как на такой шкале отразить уровни образования:
Стену надо строить — школа, вуз, переквалификация.
Стену надо выравнивать — ДПО, большие курсы.
Стену надо подготовить — предобучение, повторение.
Стену надо красить — короткие и средние курсы.
Стену надо декорировать — проектное обучение, кейсы.
📝 Лонгриды здесь — подготовка и покраска. Вполне понятные координаты 🙂
~~~
🤔 — интересно
😐 — мимо
🗿 — дичь
#elearning #edtech #UnderstandingJM
Опорной метафорой обучения в канале был снег, влетающий в корабль. Откуда в море снег — вопрос открытый, но суть сравнения мне кажется верной.
В постах об Understanding Journey Map, насмотренности и малых формах учебных материалов пришёл другой образ:
Учиться — это как красить стену
Возьмём несущую стену квартиры.
1️⃣ Нет стены — нечего красить. Это можно сравнить с базовым образованием, поверх которого мы расширяем знания.
2️⃣ Красить можно ровную стену. Шпаклёвка для выравнивания — это профессиональное образование, которое мы хотим расширить. Оно либо есть, либо его надо сформировать.
3️⃣ К покраске нужно готовить. Грунтовка — это предобучение, входное тестирование и любое другое введение в основной материал.
4️⃣ Красить нужно в несколько слоёв. Несколько этапов покраски с перерывами на высыхание — это подача материала с перерывами на рефлексию, отдых и самостоятельную работу, а в идеале ещё и с разных углов.
Вроде бы покрасили, и метафора закончилась, но можно пойти дальше:
5️⃣ Нужно устранить косяки. Пройтись кисточкой и поправить сколы, вмятины и непрокрашенные области. Это можно делать регулярно по мере проживания — то есть, корректировать подходы по мере применения знаний.
6️⃣ Нужно сделать красиво. Голая стена — скучно, поэтому можно приделать полки, повесить картину, приставить шкаф. Это похоже на кейсы, рабочие проекты, прикладной опыт.
🧱 После школы какая-то стена есть у всех, поэтому получается шкала от «кривая тонкая стена» до «стильно декорированная стена».
🎓 А дальше можно фантазировать, как на такой шкале отразить уровни образования:
Стену надо строить — школа, вуз, переквалификация.
Стену надо выравнивать — ДПО, большие курсы.
Стену надо подготовить — предобучение, повторение.
Стену надо красить — короткие и средние курсы.
Стену надо декорировать — проектное обучение, кейсы.
📝 Лонгриды здесь — подготовка и покраска. Вполне понятные координаты 🙂
~~~
🤔 — интересно
😐 — мимо
🗿 — дичь
#elearning #edtech #UnderstandingJM
🤔10👍1
Как развивать «тёмные» стороны личности?
Если посмотреть на Большую пятёрку личностных черт в психологии, то на каждую «социальную» часть шкалы есть свой soft-skill, который её укрепляет:
Интроверсия <—> Экстраверсия : «как заводить друзей», «никогда не завтракайте в одиночку» и т.д.
Беспечность <—> Собранность: как быть продуктивнее, как успевать больше и т.д.
Критичность <—> Доброжелательность: как давать обратную связь, как проявлять эмпатию и т.д.
Чёрствость <—> Чувствительность: как проживать эмоции, почему не надо их подавлять и т.д..
Консерватизм <—> Открытость к опыту: «всегда говори да», следи за трендами, пробуй новое и т.д.
⚖️ Кажется, что один из двух полюсов «лучше»: лучше быть открытым к опыту, чем закрытым; лучше быть собранным, чем беспечным.
👥 Но сложность в том, что «хуже» обе крайности: 100% чувствительность ослабит в сложной ситуации, а абсолютная доброжелательность не подразумевает защиты собственных интересов.
Отсюда вопрос:
Если общественно привлекательные черты личности подкрепляются освоением soft-skills, то как укреплять противоположные качества?
🤔 Например, как усилить чёрствость (= эмоциональную устойчивость) или склонность к несогласию (= отстаивание интересов)?
Книги? Курсы? Жизненные сложности?
Сходу в голову приходит разве что игровое взаимодействие с симулированными конфликтами.
Этакий возврат к истокам: игра как источник начального жизненного опыта следующего поколения.
Что думаете? Что можно назвать anti-soft-skill?
~~~
🤔 — интересно
😐 — мимо
🗿 — дичь
#elearning #edtech
Если посмотреть на Большую пятёрку личностных черт в психологии, то на каждую «социальную» часть шкалы есть свой soft-skill, который её укрепляет:
Интроверсия <—> Экстраверсия : «как заводить друзей», «никогда не завтракайте в одиночку» и т.д.
Беспечность <—> Собранность: как быть продуктивнее, как успевать больше и т.д.
Критичность <—> Доброжелательность: как давать обратную связь, как проявлять эмпатию и т.д.
Чёрствость <—> Чувствительность: как проживать эмоции, почему не надо их подавлять и т.д..
Консерватизм <—> Открытость к опыту: «всегда говори да», следи за трендами, пробуй новое и т.д.
⚖️ Кажется, что один из двух полюсов «лучше»: лучше быть открытым к опыту, чем закрытым; лучше быть собранным, чем беспечным.
👥 Но сложность в том, что «хуже» обе крайности: 100% чувствительность ослабит в сложной ситуации, а абсолютная доброжелательность не подразумевает защиты собственных интересов.
Отсюда вопрос:
Если общественно привлекательные черты личности подкрепляются освоением soft-skills, то как укреплять противоположные качества?
🤔 Например, как усилить чёрствость (= эмоциональную устойчивость) или склонность к несогласию (= отстаивание интересов)?
Книги? Курсы? Жизненные сложности?
Сходу в голову приходит разве что игровое взаимодействие с симулированными конфликтами.
Этакий возврат к истокам: игра как источник начального жизненного опыта следующего поколения.
Что думаете? Что можно назвать anti-soft-skill?
~~~
🤔 — интересно
😐 — мимо
🗿 — дичь
#elearning #edtech
🤔7🔥1
Похожие каналы как внешняя оценка схожести
Посмотреть список «похожих каналов» может не только подписчик, но и автор канала — они собраны по отдельной кнопке в профиле.
🤔 Для читателей это потенциально вредное «кого бы ещё почитать», зато для автора это бесстрастный алгоритмический срез «на кого я похож».
🎓 Алгоритм Телеграма считает, что мой канал преимущественно про обучение, т.к. про редактуру и копирайтинг «похожих» почти нет, хотя про это я тоже писал.
Как применять на практике
1️⃣ Искать близкие по смыслу и размеру каналы для партнёрств — реклама, продвижение
2️⃣ Следить за моно- или мультинаправленностью канала (смотря что для вас важнее) — фокус, специализация
3️⃣ Радоваться, что алгоритмы ставят вас в один ряд с каналами, которые вас когда-то вдохновили — мотивация, валидация
Ставьте 🗿, если побежали посмотреть.
#edtech #медиа
Посмотреть список «похожих каналов» может не только подписчик, но и автор канала — они собраны по отдельной кнопке в профиле.
🤔 Для читателей это потенциально вредное «кого бы ещё почитать», зато для автора это бесстрастный алгоритмический срез «на кого я похож».
🎓 Алгоритм Телеграма считает, что мой канал преимущественно про обучение, т.к. про редактуру и копирайтинг «похожих» почти нет, хотя про это я тоже писал.
Как применять на практике
1️⃣ Искать близкие по смыслу и размеру каналы для партнёрств — реклама, продвижение
2️⃣ Следить за моно- или мультинаправленностью канала (смотря что для вас важнее) — фокус, специализация
3️⃣ Радоваться, что алгоритмы ставят вас в один ряд с каналами, которые вас когда-то вдохновили — мотивация, валидация
Ставьте 🗿, если побежали посмотреть.
#edtech #медиа
🗿6
Всякому контексту — свой формат обучения
Топая на эллиптическом тренажёре под онлайн-курс, в котором было неудобно постоянно переключать короткие видео, задумался: почему так мало контекстно-специфических форматов обучения?
Где, например:
🚘 «Аудио-курсы для водителей». Не аудиокниги, не подкасты, не YouTube с мультимедийной системы, а структурированные аудио-курсы с главами, разделами и т.д.
Когда-то я условно назвал их «Курсы на Алисе» (курс = навык Алисы), т.к. это понятная форма голосового управления.
🏃🏻♂️ «Видео-уроки для тренажёров». Контент для беговой дорожки, эллипса, велотренажёра и др. удобными блоками по 30 или 60 минут c мини-тестами между блоками.
Можно фантазировать дальше:
◽️ «Микрообучение для ожидания»: сторис или карточки, которые можно легко прервать без потери контекста;
◽️ «Смарт-гайд при готовке»: аудио- или видео-блоки по таймингу времени приготовления блюд;
◽️ «Аудио-уроки произвольной длительности»: выбираешь продолжительность, ИИ тебе нарезает законченные смысловые блоки нужной длины, изучаешь их по пути на парковку / проходя маршрут в парке / выделив определённое время днём.
🤔 Пока получается, что обучение либо гиперактивное с активным вниманием, либо гиперпассивное в режиме «радио на фоне другого занятия». А было бы здорово иметь выбор из оттенков серого.
🧑🏻💻 Забирайте идеи для EdTech-стартапов, чтобы рубрика #угадалтренд была самоисполняемым пророчеством.
#elearning #edtech
Топая на эллиптическом тренажёре под онлайн-курс, в котором было неудобно постоянно переключать короткие видео, задумался: почему так мало контекстно-специфических форматов обучения?
Где, например:
🚘 «Аудио-курсы для водителей». Не аудиокниги, не подкасты, не YouTube с мультимедийной системы, а структурированные аудио-курсы с главами, разделами и т.д.
Когда-то я условно назвал их «Курсы на Алисе» (курс = навык Алисы), т.к. это понятная форма голосового управления.
🏃🏻♂️ «Видео-уроки для тренажёров». Контент для беговой дорожки, эллипса, велотренажёра и др. удобными блоками по 30 или 60 минут c мини-тестами между блоками.
Можно фантазировать дальше:
◽️ «Микрообучение для ожидания»: сторис или карточки, которые можно легко прервать без потери контекста;
◽️ «Смарт-гайд при готовке»: аудио- или видео-блоки по таймингу времени приготовления блюд;
◽️ «Аудио-уроки произвольной длительности»: выбираешь продолжительность, ИИ тебе нарезает законченные смысловые блоки нужной длины, изучаешь их по пути на парковку / проходя маршрут в парке / выделив определённое время днём.
🤔 Пока получается, что обучение либо гиперактивное с активным вниманием, либо гиперпассивное в режиме «радио на фоне другого занятия». А было бы здорово иметь выбор из оттенков серого.
🧑🏻💻 Забирайте идеи для EdTech-стартапов, чтобы рубрика #угадалтренд была самоисполняемым пророчеством.
#elearning #edtech
👍5❤2
Опрос: как вы создаёте учебный контент?
🏆 У большинства людей есть основная специализация, которая «в этом я профессионал», и вторичные навыки, которые «могу сделать, но профессионал сделает лучше».
🧑🏻💻 При этом разработчики корпоративного обучения исторически могут и текст написать, и коллаж нарезать, и видео смонтировать — это классические T-shaped специалисты, способные исполнять несколько ролей на приемлемом уровне.
А давайте это оцифруем?
UPD: собрал и обработал 50 ответов, результаты — в этой статье.
📊 По ссылке на опрос в Яндекс Формах можно было заявить свои сильные стороны, признаться в слабых и порассуждать о том, как так получилось и что можно улучшить. В конце — поле дляраздачи непрошенных советов распространения мудрости. (Я знаю, что мы такое любим).
👥 Отвечайте сами, пересылайте коллегам и помните: чем больше ответов — тем солиднее инфографика с выводами 😉
#elearning #edtech
🏆 У большинства людей есть основная специализация, которая «в этом я профессионал», и вторичные навыки, которые «могу сделать, но профессионал сделает лучше».
🧑🏻💻 При этом разработчики корпоративного обучения исторически могут и текст написать, и коллаж нарезать, и видео смонтировать — это классические T-shaped специалисты, способные исполнять несколько ролей на приемлемом уровне.
А давайте это оцифруем?
UPD: собрал и обработал 50 ответов, результаты — в этой статье.
📊 По ссылке на опрос в Яндекс Формах можно было заявить свои сильные стороны, признаться в слабых и порассуждать о том, как так получилось и что можно улучшить. В конце — поле для
👥 Отвечайте сами, пересылайте коллегам и помните: чем больше ответов — тем солиднее инфографика с выводами 😉
#elearning #edtech
👍4❤2
Внезапный «угадал тренд»
🏃🏻♂️Недавно спрашивал, где образовательные продукты, которые было бы удобно изучать на тренажёрах в зале:
👉🏻 А вот они — Skillbox разместил в онлайн-кинотеатре видео-уроки, внимание, в сериальном формате 30 и 60 минут.
👨🏻🎓 Они мимикрируют под «Рика и Морти» и «Игру престолов», но эта длительность подойдёт и для велотренажёров, и для эллипсов: 1-2 урока можно прослушать с пользой для ЗОЖ.
🤔 Кажется, это самое быстрое предсказание в рубрике.
Но массовый жанр «Учись во время ____» всё ещё жду 🙂
#elearning #edtech #инновации #угадалтренд
🏃🏻♂️Недавно спрашивал, где образовательные продукты, которые было бы удобно изучать на тренажёрах в зале:
Видео-уроки <...> удобными блоками по 30 или 60 минут
👉🏻 А вот они — Skillbox разместил в онлайн-кинотеатре видео-уроки, внимание, в сериальном формате 30 и 60 минут.
👨🏻🎓 Они мимикрируют под «Рика и Морти» и «Игру престолов», но эта длительность подойдёт и для велотренажёров, и для эллипсов: 1-2 урока можно прослушать с пользой для ЗОЖ.
🤔 Кажется, это самое быстрое предсказание в рубрике.
Но массовый жанр «Учись во время ____» всё ещё жду 🙂
#elearning #edtech #инновации #угадалтренд
👍5🤣1
Практикуй то, что проповедуешь
🙄 Это не призыв, а критерий доверия — к эксперту, компании, учебному курсу и так далее.
💁🏻♂️ Примеров расхождений «говорю vs. делаю» достаточно на всех уровнях: от советчиков в интернете до термина «реальная политика».
Есть один конкретный пример из сферы онлайн-обучения, который лично меняраздражает удивляет:
Обучать формату обучения ДРУГИМ форматом обучения.
Создание учебных презентаций? Вот вам видео.
Работа с учебным текстом? Снова видео.
Учебный контент в конструкторе? Ещё видео.
И так далее.
😕 Если созданию эффективных асинхронных электронных материалов нужно учить в формате синхронных вебинаров — здесь что-то не так.
🧑🏻🏫 Да, онлайн-занятие создаёт связь с аудиторией, и это важное преимущество перед электронными материалами. Его нужно использовать.
👉🏻 Но если посыл обучения: «мы научим вас делать асинхронный учебный контент», очные занятия не могут быть единственным или даже доминирующим форматом обучения.
Обучаете слайдам — собирайте слайды.
Обучаете лонгридам — верстайте лонгриды.
Обучаете тексту — пишите тексты.
Иначе получается дурацкая ситуация, когда организатор обучения как бы сам признаёт, что видео всегда лучше. А то, чему учит — хуже.
Странно же.
~~~
🤔 — если не думали об этом
🐳 — если разделяете учёбу и применение
🗿 — если не видите противоречия
#elearning #edtech
🙄 Это не призыв, а критерий доверия — к эксперту, компании, учебному курсу и так далее.
💁🏻♂️ Примеров расхождений «говорю vs. делаю» достаточно на всех уровнях: от советчиков в интернете до термина «реальная политика».
Есть один конкретный пример из сферы онлайн-обучения, который лично меня
Обучать формату обучения ДРУГИМ форматом обучения.
Создание учебных презентаций? Вот вам видео.
Работа с учебным текстом? Снова видео.
Учебный контент в конструкторе? Ещё видео.
И так далее.
😕 Если созданию эффективных асинхронных электронных материалов нужно учить в формате синхронных вебинаров — здесь что-то не так.
🧑🏻🏫 Да, онлайн-занятие создаёт связь с аудиторией, и это важное преимущество перед электронными материалами. Его нужно использовать.
👉🏻 Но если посыл обучения: «мы научим вас делать асинхронный учебный контент», очные занятия не могут быть единственным или даже доминирующим форматом обучения.
Обучаете слайдам — собирайте слайды.
Обучаете лонгридам — верстайте лонгриды.
Обучаете тексту — пишите тексты.
Иначе получается дурацкая ситуация, когда организатор обучения как бы сам признаёт, что видео всегда лучше. А то, чему учит — хуже.
Странно же.
~~~
🤔 — если не думали об этом
🐳 — если разделяете учёбу и применение
🗿 — если не видите противоречия
#elearning #edtech
🤔8🐳6🔥4👍1🗿1
Новый цикл преподавания
🎓 Сегодня стартую третий по счёту курс «Критического и системного мышления» для студентов ИБДА РАНХиГС.
🧑🏻💻 На этот раз в планах: формы сбора запросов и обратной связи; электронная версия лекций; телеграм-канал курса; презентации с вовлечением.
По случаю — дайджест постов по теме:
1️⃣ Слайды как микро-мемы
2️⃣ Очные выступления как обогащение опыта
3️⃣ Идеальный жизненный цикл онлайн-лекции
Привет студентам! 👋🏻
#elearning #edtech
🎓 Сегодня стартую третий по счёту курс «Критического и системного мышления» для студентов ИБДА РАНХиГС.
🧑🏻💻 На этот раз в планах: формы сбора запросов и обратной связи; электронная версия лекций; телеграм-канал курса; презентации с вовлечением.
По случаю — дайджест постов по теме:
1️⃣ Слайды как микро-мемы
2️⃣ Очные выступления как обогащение опыта
3️⃣ Идеальный жизненный цикл онлайн-лекции
#elearning #edtech
🔥5👏2👍1
Три вопроса про EdTech
🤝 Организовали коллаб с Настей Карпушиной: сейчас она работает в «Деловой среде» малоизвестного зелёного банка и ведёт канал «Поединок с HRом», а когда-то мы вместе работали в eLearning-провайдере.
👥 Вопросы были интересные, а вёрстка в постах — ограниченная, поэтому мои ответы есть в удобоваримой форме статьи в Telegraph.
Обсудили:
1️⃣ Сколько можно слайдов
2️⃣ Где обещанное микрообучение
3️⃣ Как переиспользовать учебный контент
По чудесному стечению обстоятельств (нет) последняя тема созвучна с темой моего выступления на конференции Digital Learning в апреле 🙂
#elearning #edtech
P.S.Кандинский не выдал ничего вменяемого на промпты по названию канала, поэтому на обложке «красная панда выступает на TED».
🤝 Организовали коллаб с Настей Карпушиной: сейчас она работает в «Деловой среде» малоизвестного зелёного банка и ведёт канал «Поединок с HRом», а когда-то мы вместе работали в eLearning-провайдере.
👥 Вопросы были интересные, а вёрстка в постах — ограниченная, поэтому мои ответы есть в удобоваримой форме статьи в Telegraph.
Обсудили:
1️⃣ Сколько можно слайдов
2️⃣ Где обещанное микрообучение
3️⃣ Как переиспользовать учебный контент
По чудесному стечению обстоятельств (нет) последняя тема созвучна с темой моего выступления на конференции Digital Learning в апреле 🙂
#elearning #edtech
P.S.
🔥3❤2
Результаты мини-исследования разработчиков eLearning
🧑🏻💻 Собрал и обработал ответы 50 профессионалов корпоративного обучения на тему разработки учебных материалов.
Что было ожидаемо:
— Разделения труда в корпоративном eЛёрнинге как не было, так и нет;
— Самый популярный ответ на вопрос про получение навыков Вёрстки курсов: «практика».
Что немного удивило:
— Вёрстку, в среднем, считаем самым простым и понятным направлением разработки;
— Самым трудным считаем Дизайн, а не Сценарий.
Где почитать: цифры, диаграммы и интерпретация результатов — в статье на VC.
😎 При цитировании вспомните канал еЛёрнинг, ЭдТех и медиа и сообщество экосистемы Digital Learning Кружок «Очумелые ручки».
Комментарии, возражения, благодарности и критику можно написать мне — @philanek
Спасибо всем респондентам и читателям 🙂
#elearning #edtech
🧑🏻💻 Собрал и обработал ответы 50 профессионалов корпоративного обучения на тему разработки учебных материалов.
Что было ожидаемо:
— Разделения труда в корпоративном eЛёрнинге как не было, так и нет;
— Самый популярный ответ на вопрос про получение навыков Вёрстки курсов: «практика».
Что немного удивило:
— Вёрстку, в среднем, считаем самым простым и понятным направлением разработки;
— Самым трудным считаем Дизайн, а не Сценарий.
Где почитать: цифры, диаграммы и интерпретация результатов — в статье на VC.
😎 При цитировании вспомните канал еЛёрнинг, ЭдТех и медиа и сообщество экосистемы Digital Learning Кружок «Очумелые ручки».
Комментарии, возражения, благодарности и критику можно написать мне — @philanek
Спасибо всем респондентам и читателям 🙂
#elearning #edtech
🔥6👍5
Что делать, когда надо перелопатить очень много контента
Лопатить, пока лопатится. А по мере приближения к пределу — сделать выбор.
🪜 Приближение к объективным лимитам работоспособности обычно способствует качественным переменам.
Например, приводит к стандартизации работы или подталкивает к формированию собственной команды.
Все прочие решения — вариации шагов на этом пути:
📉 Снизить уровень перфекционизма — можно допустить рерайт или редактуру нейроконтента. Малоприятный и не всегда возможный шаг; к примеру, я не могу «намеренно писать хуже». А вот не считать обязательным критерием «хорошей работы» вдохновение — сложно, но возможно.
🛠 Привлечь на аутсорс — т.е. включить человека не в постоянную команду, а во временную. Но зачем полумеры? Нагрузка стремится к возрастанию, проще уже сразу мини-редакцию строить.
📆 Планировать и приоритизировать — это только отсрочит момент, когда в одного перестанет помещаться. Ценно, полезно, но тупиково.
По сути, из хорошо нагруженного исполнителя только два пути апгрейда: «роботизированный исполнитель» или «больше не исполнитель».
💁🏻♂️ Поскольку роботизированный исполнитель тоже когда-нибудь иссякнет, в итоге путь апгрейда — один.
Учите менеджмент смолоду.
#elearning
Лопатить, пока лопатится. А по мере приближения к пределу — сделать выбор.
🪜 Приближение к объективным лимитам работоспособности обычно способствует качественным переменам.
Например, приводит к стандартизации работы или подталкивает к формированию собственной команды.
Все прочие решения — вариации шагов на этом пути:
📉 Снизить уровень перфекционизма — можно допустить рерайт или редактуру нейроконтента. Малоприятный и не всегда возможный шаг; к примеру, я не могу «намеренно писать хуже». А вот не считать обязательным критерием «хорошей работы» вдохновение — сложно, но возможно.
🛠 Привлечь на аутсорс — т.е. включить человека не в постоянную команду, а во временную. Но зачем полумеры? Нагрузка стремится к возрастанию, проще уже сразу мини-редакцию строить.
📆 Планировать и приоритизировать — это только отсрочит момент, когда в одного перестанет помещаться. Ценно, полезно, но тупиково.
По сути, из хорошо нагруженного исполнителя только два пути апгрейда: «роботизированный исполнитель» или «больше не исполнитель».
💁🏻♂️ Поскольку роботизированный исполнитель тоже когда-нибудь иссякнет, в итоге путь апгрейда — один.
Учите менеджмент смолоду.
#elearning
👍2🔥2❤1
Understanding Journey Map
В маркетинге есть термин «касание с продуктом» — когда будущая покупка попадается на глаза будущему покупателю.
👉🏻 Одно касание работает редко.
👉🏻👉🏻👉🏻 Несколько разных касаний постепенно подталкивают к покупке.
Обучение — это в каком-то смысле «продажа нового поведения», поэтому пробуем приложить сюда этот принцип:
💡 Столкнуться с разных углов — это с объяснениями, основанными на разных типах аргументов. Кому-то хватит научно-популярного объяснения, для кого-то сработает описание чужого опыта, третьим зайдёт научное обоснование.
🎲 Столкнуться в разной форме — это с объяснениями, поданными в разных форматах. Не выбирать между «почитать книгу/курс ИЛИ посмотреть лекцию/ролик ИЛИ послушать интервью/подкаст ИЛИ полистать карточки/видео», а заранее планировать и создавать в программе обучения разные форматы касаний с идеей.
📝 Например, в электронных курсах модно делать памятки и резюме. Хорошо, но мало — памятки нужно слать в почту, обсуждать в подкастах сотрудников, постить в сторис на корпоративном портале и превращать в мемные карточки.
В прошлых постах (тут, тут и тут) я для себя назвал это Understanding Journey Map — буквально карта пути, по которой проходит наше принятие новой идеи или модели поведения. И её можно запланировать.
🤔 Было бы интересно делать подобные «карты понимания», а не ограничиваться «у нас видео с чек-листами и домашками» или «у нас лонгрид со схемами и тестами».
Расскажу к лету, как эта идея себя покажет на курсе в РАНХиГС.
~~~
🤪 — любим, умеем, практикуем
😐 — долго и дорого применять
🗿 — это уже давно делают
#eLearning #EdTech #UnderstandingJM
В маркетинге есть термин «касание с продуктом» — когда будущая покупка попадается на глаза будущему покупателю.
👉🏻 Одно касание работает редко.
👉🏻👉🏻👉🏻 Несколько разных касаний постепенно подталкивают к покупке.
Обучение — это в каком-то смысле «продажа нового поведения», поэтому пробуем приложить сюда этот принцип:
Для понимания и принятия новой модели поведения нужно столкнуться с ней несколько раз с разных углов и в разной форме.
💡 Столкнуться с разных углов — это с объяснениями, основанными на разных типах аргументов. Кому-то хватит научно-популярного объяснения, для кого-то сработает описание чужого опыта, третьим зайдёт научное обоснование.
🎲 Столкнуться в разной форме — это с объяснениями, поданными в разных форматах. Не выбирать между «почитать книгу/курс ИЛИ посмотреть лекцию/ролик ИЛИ послушать интервью/подкаст ИЛИ полистать карточки/видео», а заранее планировать и создавать в программе обучения разные форматы касаний с идеей.
📝 Например, в электронных курсах модно делать памятки и резюме. Хорошо, но мало — памятки нужно слать в почту, обсуждать в подкастах сотрудников, постить в сторис на корпоративном портале и превращать в мемные карточки.
В прошлых постах (тут, тут и тут) я для себя назвал это Understanding Journey Map — буквально карта пути, по которой проходит наше принятие новой идеи или модели поведения. И её можно запланировать.
🤔 Было бы интересно делать подобные «карты понимания», а не ограничиваться «у нас видео с чек-листами и домашками» или «у нас лонгрид со схемами и тестами».
Расскажу к лету, как эта идея себя покажет на курсе в РАНХиГС.
~~~
🤪 — любим, умеем, практикуем
😐 — долго и дорого применять
🗿 — это уже давно делают
#eLearning #EdTech #UnderstandingJM
❤8🤪4👏2😐1🗿1
Пятничная рекомендация #14
💁🏻♂️ YouTube забит роликами про блогеров-инфобизнесменов, которые несбыточными обещаниями завлекают паству в рассрочки на свои курсы.
🧙🏻 А совсем недавно с не меньшим размахом разоблачались чёрные маги, потомственные гадалки и прочие экстрасенсы.
Сегодня в рекомендациях — Борис Соболев со своей трилогией об эксплуататорах волшебного мышления «Идущие к чёрту».
Вот плейлист.
Вполне себе дополнительный материал к курсу критического мышления 🙂
#медиа #рекомендации
💁🏻♂️ YouTube забит роликами про блогеров-инфобизнесменов, которые несбыточными обещаниями завлекают паству в рассрочки на свои курсы.
🧙🏻 А совсем недавно с не меньшим размахом разоблачались чёрные маги, потомственные гадалки и прочие экстрасенсы.
Сегодня в рекомендациях — Борис Соболев со своей трилогией об эксплуататорах волшебного мышления «Идущие к чёрту».
Вот плейлист.
Вполне себе дополнительный материал к курсу критического мышления 🙂
#медиа #рекомендации
👍6
Путь к массовому eLearning, часть 1
В ходе бесед с единомышленниками вернулся к раннему посту про элитарное vs. массовое электронное обучение.
Тогда это был скорее лозунг, а сейчас можно пойти дальше и подумать над практической реализацией.
🤔 Итак, как прийти к тому, чтобы даже небольшие компании создавали внутренние базы знаний и учебные материалы?
Моя гипотеза:
🧑🏻💻 Заказать логотип, макет буклета, текст лендинга или статью сейчас может кто угодно у большого количества компетентных (!) исполнителей.
Так почему бы не учебный лонгрид с передачей статистики или интерактивную инструкцию в корпоративную базу знаний?
🧐 «Пуритане» скажут, что нельзя позволять создавать обучение всем подряд.
Во-первых, скажите это всему инфобизу разом. Во-вторых, можно — большая часть задач по созданию учебных материалов не требует никаких сакральных знаний. Особенно на уровне небольшой компании.
🙄 «Либералы» скажут, что это уже и так происходит: см. курсы и рассылки по копирайтингу, продажи гайдов, учебные лид-магниты и лонгриды для B2C.
Верно, но для создания учебного контента для внутреннего обучения нужно на схожий базис знаний и навыков установить другую надстройку.
Во второй части подумаем о практических шагах в этом направлении.
#elearning #edtech
Disclaimer для методологов: у вас есть свой рынок корпораций, банков, университетов и госструктур. Идея в том, что для ежедневной зарядки не нужен оснащённый спортзал с сертифицированным тренером.
В ходе бесед с единомышленниками вернулся к раннему посту про элитарное vs. массовое электронное обучение.
Тогда это был скорее лозунг, а сейчас можно пойти дальше и подумать над практической реализацией.
🤔 Итак, как прийти к тому, чтобы даже небольшие компании создавали внутренние базы знаний и учебные материалы?
Моя гипотеза:
Нужна «фрилансизация» внутреннего обучения — такая же, какая произошла в дизайне и копирайтинге
🧑🏻💻 Заказать логотип, макет буклета, текст лендинга или статью сейчас может кто угодно у большого количества компетентных (!) исполнителей.
Так почему бы не учебный лонгрид с передачей статистики или интерактивную инструкцию в корпоративную базу знаний?
Во-первых, скажите это всему инфобизу разом. Во-вторых, можно — большая часть задач по созданию учебных материалов не требует никаких сакральных знаний. Особенно на уровне небольшой компании.
Верно, но для создания учебного контента для внутреннего обучения нужно на схожий базис знаний и навыков установить другую надстройку.
Во второй части подумаем о практических шагах в этом направлении.
#elearning #edtech
Disclaimer для методологов:
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤4👍2👎1🔥1👏1
Большой дайджест про асинхронный eLearning
📝 Фиксирую тему канала — «образовательная редактура». Если коротко, то это пересечение редактуры и создания учебных материалов. Длиннее см. далее в истории публикаций.
👩🏫 Что на эту тему было раньше:
— Программные посты один и второй о том, что вообще такое «электронные курсы»
— Постановка задач дизайнерам с помощью простых рисунков
— Затраты на передачу информации: написано про задачи, но подойдёт и для объяснений
— Обучение как снежок, который теоретически может создать кто угодно
— Дробление рабочих задач, полезное при совмещении нескольких ролей
— Неочевидные применения ПО для разработки курсов
— Пример elearning-материала, только тестирования не хватает
— Исследование разработчиков-многостаночников из прошлого закрепа
👨🏻💻 Про близость редактуры и обучения:
— Пример работы с заголовками в слайдах и лонгридах
— «Капитанское» исследование о чтении насыщенных текстов
— Структура новостной заметки, которая подойдёт и для текстовых уроков
— Примеры образовательных лонгридов, написанных в т.ч. редакторами
— Почему редактура — это уже почти обучение
— Исследование о паттернах чтения цифровых материалов
— Вторая жизнь e-mail-рассылок (раз, два)
#elearning #edtech #дайджест
📝 Фиксирую тему канала — «образовательная редактура». Если коротко, то это пересечение редактуры и создания учебных материалов. Длиннее см. далее в истории публикаций.
👩🏫 Что на эту тему было раньше:
— Программные посты один и второй о том, что вообще такое «электронные курсы»
— Постановка задач дизайнерам с помощью простых рисунков
— Затраты на передачу информации: написано про задачи, но подойдёт и для объяснений
— Обучение как снежок, который теоретически может создать кто угодно
— Дробление рабочих задач, полезное при совмещении нескольких ролей
— Неочевидные применения ПО для разработки курсов
— Пример elearning-материала, только тестирования не хватает
— Исследование разработчиков-многостаночников из прошлого закрепа
👨🏻💻 Про близость редактуры и обучения:
— Пример работы с заголовками в слайдах и лонгридах
— «Капитанское» исследование о чтении насыщенных текстов
— Структура новостной заметки, которая подойдёт и для текстовых уроков
— Примеры образовательных лонгридов, написанных в т.ч. редакторами
— Почему редактура — это уже почти обучение
— Исследование о паттернах чтения цифровых материалов
— Вторая жизнь e-mail-рассылок (раз, два)
#elearning #edtech #дайджест
❤8🔥4👍2
Пятничная рекомендация #15
На обложке — три главных совета для любой презентации.
Обратили внимание, чего там нет? Там нет «сделай красиво».
Потому что:
1️⃣ если будет неразборчиво, сложно и непонятно, красиво уже не будет;
2️⃣ если есть разборчиво, просто и понятно, задача презентации решена. А красиво — это бонус.
Детали можно прочитать в переводе статьи Y Combinator на Habr (оригинал тут).
🧑🏻💻 Написано про стартапы, подойдёт для любых выступлений и даже слайдовых электронных курсов.
#elearning #медиа #рекомендации
На обложке — три главных совета для любой презентации.
Обратили внимание, чего там нет? Там нет «сделай красиво».
Потому что:
1️⃣ если будет неразборчиво, сложно и непонятно, красиво уже не будет;
2️⃣ если есть разборчиво, просто и понятно, задача презентации решена. А красиво — это бонус.
Детали можно прочитать в переводе статьи Y Combinator на Habr (оригинал тут).
🧑🏻💻 Написано про стартапы, подойдёт для любых выступлений и даже слайдовых электронных курсов.
#elearning #медиа #рекомендации
👍5🔥4❤3
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Смена антуража решает Три дня — полёт нормальный. Смена милого, но приевшегося домашнего стола на коворкинг погрузила в новую среду и подстегнула работоспособность. Ожидания от октября выросли. Монитор пока не перевёз, и тут уместно вспомнить интересное…
Смена антуража решает 2.0
🚗 Переехал из опен-спейса в нано-офис. Условия по цене такие же, логистика лучше, соседство приятнее.
Что здесь будет сделано (= персональные коммиты на весну):
1️⃣ Много медицинских текстов;
2️⃣ Лонгриды из лекций;
3️⃣ Пример лонгрида из рассылки;
4️⃣ Пример сборника учебных статей;
5️⃣ Онбординг SaaS-продукта;
6️⃣ EdTech-стартап про микрообучение.
Часть анонсирована ранее, часть пока ещё не анонсирована.
Постепенно расскажу обо всём, но если что-то конкретное интересует — напишите в комментариях.
#elearning #edtech
🚗 Переехал из опен-спейса в нано-офис. Условия по цене такие же, логистика лучше, соседство приятнее.
Что здесь будет сделано (= персональные коммиты на весну):
1️⃣ Много медицинских текстов;
2️⃣ Лонгриды из лекций;
3️⃣ Пример лонгрида из рассылки;
4️⃣ Пример сборника учебных статей;
5️⃣ Онбординг SaaS-продукта;
6️⃣ EdTech-стартап про микрообучение.
Часть анонсирована ранее, часть пока ещё не анонсирована.
Постепенно расскажу обо всём, но если что-то конкретное интересует — напишите в комментариях.
#elearning #edtech
❤6🔥2👏1
Telegram'ное: о лимите постов
Изначально считал идеальной неделей в канале «один пост в рабочий день».
✍🏻 Готов дополнить этот тезис: «пять постов в неделю» — это разумный лимит, при котором ведение соцсетей не напрягает и не превращается в работу.
😐 Когда у меня за неделю выходят 2-3 поста, знайте: оставшиеся 2-3 выходят в рубрике; в канале учебной группы и обновлениях презентаций к лекциям; или в коллаборациях.
Всё, что больше, начинает «вторгаться» в рабочее время и закономерно ему проигрывает 🙂
Видимо, авторам нужно это принять, простить и исповедовать лучше меньше, да лучше.
🫂 Отдельные лучи добра всем, кто ведёт каналы и добрался до 10-50-150 подписчиков.Не бросайте — даже если это будет личный дневник мыслей, это уже большая польза.
#медиа
Изначально считал идеальной неделей в канале «один пост в рабочий день».
✍🏻 Готов дополнить этот тезис: «пять постов в неделю» — это разумный лимит, при котором ведение соцсетей не напрягает и не превращается в работу.
Всё, что больше, начинает «вторгаться» в рабочее время и закономерно ему проигрывает 🙂
Видимо, авторам нужно это принять, простить и исповедовать лучше меньше, да лучше.
🫂 Отдельные лучи добра всем, кто ведёт каналы и добрался до 10-50-150 подписчиков.
#медиа
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤12👍8👏1
Путь к массовому eLearning, часть 2
В прошлый раз заявил тезис о том, что учебный контент могут делать не только и не обязательно адресно подготовленные люди.
Теперь аргументы в его поддержку:
1️⃣ Креативные навыки связаны. Высокий уровень одного автоматически «тянет вверх» смежные.
Дизайнер инфографики нарисует схемы для учебника, автор статей в бренд-медиа напишет текстовый урок, а все выпускники всех курсов по «продающим» презентациям имеют хорошую базу для «обучающих» презентаций.Упоминал это тут.
2️⃣ Начальный eLearning не требует глубоких навыков. Копирайтер сходу не соберёт слайды в конструкторе и не будет разбираться в интерактивных сервисах для обучения, но сможет собрать базу знаний или переделать инструкцию для новичков в понятный лонгрид.
3️⃣ Объём дообучения — умеренный. Путь от автора до редактора — длиннее и сложнее, чем путь от автора кейсов в блоги до автора учебных текстов.
Здесь со мной поспорят, но я заранее напомню, что в 2000-х индустрию электронного обучения массово развивали вчерашние программисты, менеджеры и иллюстраторы, а не только педагоги, консультанты и тренеры.
✍🏻 Если упаковывать рассуждения покороче, то будет так:
По законам жанра в следующей части будет демонстрация связи аргумента с тезисом, а пока можно покидать реакций или комментариев.
〰️〰️〰️
👍🏻 — поддерживаю
🤔 — сомнительно, но окей
🗿 — как насчёт «нет»
#elearning #edtech
В прошлый раз заявил тезис о том, что учебный контент могут делать не только и не обязательно адресно подготовленные люди.
Теперь аргументы в его поддержку:
Дизайнер инфографики нарисует схемы для учебника, автор статей в бренд-медиа напишет текстовый урок, а все выпускники всех курсов по «продающим» презентациям имеют хорошую базу для «обучающих» презентаций.
Здесь со мной поспорят, но я заранее напомню, что в 2000-х индустрию электронного обучения массово развивали вчерашние программисты, менеджеры и иллюстраторы, а не только педагоги, консультанты и тренеры.
✍🏻 Если упаковывать рассуждения покороче, то будет так:
eLearning начального уровня — это разновидность контентной работы, которую действующие специалисты в этой сфере могут освоить сравнительно легко.
По законам жанра в следующей части будет демонстрация связи аргумента с тезисом, а пока можно покидать реакций или комментариев.
〰️〰️〰️
👍🏻 — поддерживаю
🤔 — сомнительно, но окей
🗿 — как насчёт «нет»
#elearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5🔥3🤔3🐳3🗿1
Су-57 в трейлере международного хита
👀 В предрелизном трейлере игры Helldivers 2, которая с февраля ставит рекорды популярности, использован силуэт российского истребителя Су-57 — присмотритесь между 00:47 и 00:51.
✈️ Рядом приложил ракурсы пролёта четырех Су-57 над Москвой и силуэт из инфографики. Заимствование очевидно — сравните c силуэтами других современных истребителей.
Кого-то за это отменят 🙂
#медиа
👀 В предрелизном трейлере игры Helldivers 2, которая с февраля ставит рекорды популярности, использован силуэт российского истребителя Су-57 — присмотритесь между 00:47 и 00:51.
✈️ Рядом приложил ракурсы пролёта четырех Су-57 над Москвой и силуэт из инфографики. Заимствование очевидно — сравните c силуэтами других современных истребителей.
Кого-то за это отменят 🙂
#медиа
👍6🤣3🔥1🥴1🗿1
Стартап к лету, или Приходите на кастдев
👨🏻💻 Определился с занятостью до середины июня — это будет программа «Стартап-Академия» Школы управления «СКОЛКОВО», класс №33.
🤔 В планах: проверить множество продуктовых гипотез в EdTech, подтвердить лучшую, собрать команду для разработки и инвестиций.
📝 Фокус на новые форматы корпоративного обучения через UGC и микроконтент.
Часть истории вопроса — по тегу #микрообучение
Попутно проверю гипотезу инструмента для вовлечения в асинхронные материалы.
👀 Если у вас есть собеседники, которые поделятся болями на эту тему в интервью, направьте их в меня @philanek или в Яндекс Форму.
Вопрос не праздный — первый модуль стартует 25-го марта, после чего начнётся «активная продуктовая работа» (с).
Хотите вылепить новый EdTech-стартап под свои нужды — записывайтесь на разговор 🙂
#edtech #инновации #микрообучение #стартап_академия
👨🏻💻 Определился с занятостью до середины июня — это будет программа «Стартап-Академия» Школы управления «СКОЛКОВО», класс №33.
🤔 В планах: проверить множество продуктовых гипотез в EdTech, подтвердить лучшую, собрать команду для разработки и инвестиций.
📝 Фокус на новые форматы корпоративного обучения через UGC и микроконтент.
Часть истории вопроса — по тегу #микрообучение
Попутно проверю гипотезу инструмента для вовлечения в асинхронные материалы.
👀 Если у вас есть собеседники, которые поделятся болями на эту тему в интервью, направьте их в меня @philanek или в Яндекс Форму.
Вопрос не праздный — первый модуль стартует 25-го марта, после чего начнётся «активная продуктовая работа» (с).
Хотите вылепить новый EdTech-стартап под свои нужды — записывайтесь на разговор 🙂
#edtech #инновации #микрообучение #стартап_академия
👍5🔥3👏1