еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Жизненный цикл корпоративного обучения #2

Выше в канале было два тезиса: про знания как слои краски и про жизненный цикл обучения в организации.

Давайте их совместим:

Форматы учебных материалов в компании имеют последовательность


Звучит по-капитански, но смотрите:

◽️ Как записывать видеоролики, если нет пошаговых презентаций?
◽️ Как писать интерактивные лонгриды, если нет текстовых инструкций?
◽️ Как запускать марафоны в чат-ботах, если нет других источников информации о компании?

То есть, у типовой компании есть типовой же путь эволюции учебного контента:

🗣 Устные объяснения — словами через рот;
📝 Объяснения в тексте — буквами на экране;
📰 Иллюстрированный текст — буквами с картинками (слайды и статьи);
📊 Насыщенный текст — буквами с кнопками, файлами, ссылками, тестами (базы знаний и интерактивные учебники);
📹 Видео с объяснениями — значимый этап для некоторых отраслей, где проще записать ролик, чем описать текстом.

Это я к чему? Этап буквами на экране — точно такое же «электронное обучение», как и рисованные слайдовые курсы или интерактивные лонгриды.

Это просто его более ранняя и технологически простая форма.

💁🏻‍♂️ Если простые тексты и презентации о процессах компании изначально сделаны хорошо, они не только поддержат компанию в период активного найма, но и станут идеальным источником для более продвинутых форматов.

И напишут их не методисты.

Итого: eLearning начинается сильно раньше «курсов в LMS».

〰️〰️〰️

👍🏻 — да
🗿 — нет

#edtech #elearning #ЖЦКО
👍15🤔5🗿1
EdTech, которым не стыдно вдохновляться

В продолжение тезиса, как авторство для рубрик развивает насмотренность.

💻 Издательство Pearson, которое большинство может помнить по учебникам английского, давно и активно идёт в цифру.

📚 Понятно, что они продают цифровые версии своих учебников по подписке (10 долларов в месяц или 90 — за учебный год).

Кроме этого, у них есть:

— платформа с экспертными видео, тестами и обратной связью;
— платформа для учителей с ИИ-помощником, распознаванием рукописного текста и статистикой;
— платформа проверочных упражнений и заданий;
— конструктор цифрового контента (SmartSparrow из поста);
— и другие продукты.

Я к чему?

💁🏻‍♂️ К тому, что такой подход к учебному контенту для всех уровней образования не стыдно скопировать.

Лекции российских вузов уже записали — пора двигаться дальше. Но платформы для такой экосистемы у нас нет: мою первую цифровую методичку для вуза будем собирать в Courseditor и втыкать в Moodle.

«Просвещение» вписалось в edtech, но нужно бежать быстрее — у них больше всех возможностей в этом направлении.

#elearning #edtech #инновации
🔥54👍2
Пятничная рекомендация #20: отраслевая премия DL

Я так-то участник сообщества Digital Learning: спорю в чатах, шлю ссылки на проекты, выступаю и пишу статьи. Теперь ещё и информационно поддерживаю.

Премия Digital Learning 2024 — это возможность себя показать и других посмотреть, представив свои образовательные продукты на суд экспертов сообщества и руководителей обучения в компаниях-лидерах рынка.

В Премии DL четыре номинации:
1️⃣ Онлайн-курсы
2️⃣ Онлайн-программы
3️⃣ Смешанные программы обучения
4️⃣ Образовательные экосистемы

Номинации на любой вкус и сферу обучения, и никто не уйдёт обиженным без обратной связи.

Если ваша команда делает образовательные проекты в любой сфере, о которых вам не терпится рассказать, регистрируйтесь и подавайте заявку на Премию Digital Learning 2024.

#elearning #edtech #рекомендации
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5👍1🔥1
Обучение личной нейросети на проектах #1

Реализую проект «лонгридов из видео» с рядом осложняющих факторов (короткие сроки, необработанные исходники, работа в выходные).

Это будет достойно серии постов и статей, а пока что — заметки на полях:

1️⃣ Это не работает для консультаций. Если спикер ведёт занятие от вопросов участников, а не по плану лекции, задача кратно усложняется в монтаже и саммаризации.

2️⃣ Для этой работы нужна презентация. Не как файл, но как план, стержень повествования, вокруг которого можно наращивать текст. Также подойдёт черновик речи или «карточки» с тезисами. Без них нужно либо слушать 4 часа речи, либо читать 50 тысяч слов несовершенной расшифровки.

3️⃣ Нейросети спасают не во всём. Расшифровка — да. Исправление ошибок расшифровки — тоже да. А вот лонгридизация — стерильная, т.к. опирается на текст, а его надо дополнять. Я такое не отдаю в продакшен. Но, возможно, это вопрос выделения времени на промпты.

Первичные гипотезы:
— преобразование лекции в другие форматы должно быть запланировано изначально;
— небольшая редакция справится с такой задачей в т.ч. со сроком «завтра утром», но это будет стоить денег;
— лекции-беседы не надо лонгридизировать, но надо монтировать до микро-фрагментов (3-6 минут, максимум 20).

Продолжаю наблюдение и сбор данных.

#elearning #edtech #медиа
🔥6🤔4👍21😱1
Когда вынырнул из потока

Почитайте «Поток» Чиксентмихайи — там доступно объясняется, «где искать такую работу, чтоб прям в кайф».

Опытным путём установил восстановил, что проектирование и концептуализация вгоняют меня чуть ли не в рабочий транс.

Как ещё один ход в «Цивилизации», но для рабочих задач.

Люблю такое, всем рекомендую. Если собрать из этого свой доход, получится расхожая фраза про «...и вы не будете работать ни дня».

#рекомендации #книги
👍43🔥2
Эй, пст, как насчёт эфиров?

Настроение: провести эфир утром во вторник, 16 июля. Протестируем формат вместе 🙂 Подключайтесь «во время сборов или по пути на работу», т.е. где-то после 8:30.

Вопросы и пожелания пишите в Яндекс Форму.

Предварительная тема: Когда лонгриды лучше слайдов и видео, а когда — нет.

О чем буду вещать:

📝 Как выглядит мультимедийный лонгрид. Спойлер: это не кирпич текста, которым все пугают.

👍🏻 Преимущества лонгридов. Что в них такого, что я почти эксклюзивно перешёл на этот формат.

🙄 Недостатки в сравнении с другими форматами. На мой взгляд — их немного, но расскажу про те, что есть.

Без регистрации и SMS, встретимся в Telegram и обсудим вопросы из формы.

Вторник, 16 июля, предварительно начнём в 8:30

#elearning #edtech #медиа #эфир
🔥16👍7
Пятничная рекомендация #21: ИНТЦ «Ломоносов»

Распаковка кластера «Ломоносов» прошла успешно.

По ошущениям — гибрид Сколково и Стартап-хаба в комфортном (для меня) месте в городе.

29-го сможем увидеться на встрече по HR- и EdTech, это для меня не менее профильно, чем инвестиции 🙂

#edtech #инновации #рекомендации
4👍2
Live stream scheduled for
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Эй, пст, как насчёт эфиров? Настроение: провести эфир утром во вторник, 16 июля. Протестируем формат вместе 🙂 Подключайтесь «во время сборов или по пути на работу», т.е. где-то после 8:30. Вопросы и пожелания пишите в Яндекс Форму. Предварительная тема:…
Продолжаем собирать вопросы к эфиру 16.07

Вопросы собираем тут и помним, что они так или иначе попадут в статью.

Что уже прислали:
— Примеры неудачного использования лонгридов
— Типовые ошибки в лонгридах
— Когда от лонгрида лучше отказаться
— Твой прогноз: заменят ли лонгриды слайдовые курсы?
— Сравнение редакторов лонгридов
— Пример идеального лонгрида


Пишите ещё вопросов, чтобы было больше фактуры 💪🏻

Буду рад услышаться завтра утром или асинхронно — в записи и в лонгриде.

Уже довольно скоро 🙂

#edtech #эфир
🔥63😱2
Привет! Все проснулись и начали день?

Включайте в 08:30 утреннее шоу «Сонные эдтехи» радиопередачу про лонгриды.

Пишите в комментариях вопросы.
🔥11
Live stream finished (1 hour)
Всем спасибо и хорошего дня! На днях соберу из речи лонгрид.

Пожелания и вопросы к будущим эфирам можно продолжать писать в форму 🙂

Промокоды и ссылки по итогам эфира — в комментариях:
👍9🔥2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Про эволюцию носителей учебного контента

Пока я себя монтирую, можно продолжить рассуждать про эволюцию носителей контента в обучении.

🏞 Слайды прошли путь от глиняных табличек до проекционных аппаратов до ПО для создания презентаций до интерактивов и анимации.

Формат стал сложнее и функциональнее, и два последних состояния полностью вытеснили предшественников.

📹 Видео прошло путь от тахископов и «Прибытия поезда» до... того же самого, но в 4K и со смартфонов.

Формат не менялся больше 100 лет, интерактивность в видео редка, и даже «дополненные видео» с распознаванием актёров и контекстной рекламой в кадре — это пока ещё маргинальные стартапы.

📝 Тексты от материи к цифре прошли огромный путь и набрали функций: гиперссылки, поиск, вставка интерактивов, вложенность контента и прочее.

Формат сильно поменялся, НО! его вариации существуют параллельно: как есть нестандартно структурированные бумажные книги, так и ссылки на кирпичи сплошного текста, выдаваемые за «учебные лонгриды», так и цифровые учебники с анимацией, тестами и встроенным ИИ-куратором.

В итоге непонятно, какой формат эволюционно лучше. Точнее, это понятно эмпирически, а на практике часто бывает, что «лучше» — это «быстрее + проще».

🙄 Тезис «на подумать» в последующих постах:

По-настоящему цифровым можно считать формат, принципиально невоспроизводимый в оффлайне


Текст с картинками повторить можно, зачитать однонаправленную лекцию — тоже, а вот интерактивный слайд или мультимедийный текст с тестами, обратной связью, передачей данных и анализом прогресса — уже нет.

Соответственно, задача цифрового обучения: делать то, что невозможно повторить в обучении аналоговом.

В том числе если «быстрее + проще + невозможно аналогово» будет за одну секунду доставить одинаковый текст с картинками тысячам человек одновременно по всей стране.


〰️〰️〰️

🤔 — о, так вот как выглядит автор
🗿 — не надо видео

#edtech #elearning
🔥6🤔6🗿3
Почему текст — это вовсе не текст

Изучал взгляды на интерактивные лонгриды в педагогике и нашёл очень годную «теорию всего», которая может подружить и онлайн vs. оффлайн, и материалы vs. живое общение.

Пока систематизирую мысли в статью (серию статей?), поделюсь инсайтом:

Текст — это не один формат контента, а два


Смотрите:

🔈 Аудиокнига — это один формат контента, потому что носителем является только речь диктора.

📹 Видеолекция — это два формата контента, потому что носителями являются речь диктора и видеоряд (жесты, мимика, образы на экране).

Так вот, 📝 Текст — это тоже два формата контента, потому что носителями являются письменная речь (буквы, вёрстка, списки, таблицы), а ещё наш внутренний голос, который «читает» этот текст в голове.

🧐 Большинство людей мысленно «проговаривают» предложения. По сути, чтение — это аудиокнига, которую мы надиктовываем сами себе. И вот эта внутренняя интерпретация со своей интонацией, ударениями, шероховатостями, даже оговорками и является вторым форматом восприятия текста.

Почему это важно и как это применять?

Применений масса, вот самые частотные:

1️⃣ Нормативные тексты нельзя оставлять в исходном виде. Задача кодекса — максимально подробно задать рамки применения нормы. Люди так не говорят, поэтому при мысленном проговаривании такие тексты в памяти не задерживаются. Привет всем корпоративным курсам, в которых «нельзя менять текст закона» 👋🏻.

2️⃣ Тексты должны быть написаны «под речь». Книги, которые «легко читать», на самом деле написаны в манере устного рассказа — там компактные фразы, умеренная длина абзацев, мало заумных терминов и нет многоэтажных предложений.

В контент-маркетинге давно советуют читать свои тексты вслух (!) и выявлять громоздкие конструкции, и этот совет можно смело забирать в обучение.

3️⃣ В авторских курсах полезно «задать внутренний голос». Гипотеза, которая сейчас кажется очевидной: когда люди читают текст, они не знают, как бы его читал автор, поэтому они читают его себе сами. А если в начале курса дать аудиозапись или приветственное видео автора, именно этот голос в этой манере будет дальше «читать» текст в голове слушателя.

Например, в курсах Digital Dolina (уважаю, рекомендую) стиль текста расходится с манерой речи спикеров в видео. Возникает диссонанс: мозг наследует манеру речи спикера, прикладывает её на текстовую часть — а они разные. И это становится заметно и влияет на иммерсию в контент.

🙄 Казалось бы — простая мысль про внутренний голос, описанный в педагогике в 1970-х. Но обоснованных следствий из неё довольно много, хотя это только часть «теории всего».

〰️〰️〰️

🤔 — давай быстрее статьи
🗿 — неубедительно

#elearning #edtech #медиа
🤔17🔥7👍31🗿1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Электронный контент от экспертов как тренд Моя заявка на #УгадалТренд 2024-го года — это продвинутые электронные материалы от носителей экспертизы. 🙄 Не «курсы на геткурсе», не «записи вебинаров» и не «чек-листы в PDFках», а авторские экспертные материалы…
Самоисполняемые пророчества — самые прикольные

Заявил тренд, сам продвинул, сам реализовал. И не надо ждать, пока кто-то другой на рынке это сделает.

Лонгриды из видео получили импульс и скоро станут кейсом (с разрешения, конечно). Платформа с каталогом — в работе и скоро зарелизится на домене.

Кажется, планы по созданию подробной инструкции по такой работе пора ускорять. Сначала для команды, далее — везде 🙂

#elearning #edtech
🔥5👍3
50 оттенков насыщенного текста

Когда я говорил про сосуществование разных форм одного формата без явно доминирующего, я имел в виду вот это.

▫️Слева — сплошной текст, и это вполне коммерчески успешный продукт (позже становится разнообразнее, но несильно).
▫️В центре — текст с тестами и видео, и тоже коммерчески успешный продукт.
▫️Справа — прототип мультимедийного лонгрида, чьи последователи становятся коммерчески успешными прямо сейчас.

Эти и другие формы мультимедийных материалов на основе текста применяются параллельно.

🤔 Субъективно и по опыту мы можем предположить, что «слева скучновато, а остальные вроде поинтереснее». Но это не всегда подтвердит рыночный спрос и соотношение затрат к результату.

💁🏻‍♂️ При этом чем больше лично я вижу зарубежных проектов и примеров мультимедийного учебного контента, тем больше убеждаюсь, что пустой текст в цифровой среде существовать может… но зачем?

🤖 Развитие транскрибаторов и GPT-статей здесь ситуацию не спасёт, потому что они пока что создают именно сплошные кирпичи из букв — работу ускорят, но мультимедийный результат пока не обеспечат.

Прогноз:
Следующими трендами в подготовке специалистов по обучению станут цифровая дидактика и мультимодальная педагогика #угадал_тренд


О них будем говорить чаще.

#elearning #edtech
🔥7👍51
Пятничная рекомендация #22: сообщество «Скормите это LMS»

25 июля 2024 инициативная группа запустила проверку гипотезы нового сообщества: Скормите это LMS.

Гипотеза:
Будет ли востребовано профессиональное сообщество разработчиков eLearning, если это будет не лента новостей с чатом в Telegram и «пассивным» участием, а сервер в Discord, где даже для входа нужно зарегистрироваться в другом сервисе и поставить отдельное приложение?


Предпосылки (детали от инициатора — тут):

1️⃣ А что, если сообщество будет вне самого популярного личного и рабочего мессенджера?
2️⃣ А что, если для активного участия нужно преодолеть барьеры входа?
3️⃣ А что, если малая численность — это не баг, а фича, т.к. активность каждого будет выше?

Как оно пойдёт дальше — неизвестно, но вы можете подключиться к тесту гипотезы вот здесь 🙂

В будущем я буду активничать в контентных чатах, мероприятиях и обучениях.

Кому актуально — присоединяйтесь!

#elearning #edtech #рекомендации
2👍1
Обучение личной нейросети на проектах #2

Продолжаю проект «лонгридов из видео» и продолжаю делать выводы.

Напомню гипотезу:
Многочасовые записи онлайн-занятий никто не пересматривает в исходном виде — чтобы они стали долгосрочно полезными, их нужно переработать в другие форматы


Новая порция инсайтов и выводов:

1️⃣ Между быстро, качественно технологично и дёшево приемлемо по затратам всё ещё выбираем любые два. Быстро и приемлемо — это сначала смонтировать микровидео (3-10 минут, максимум 20), а потом уже думать, во что преобразовывать их дальше.

2️⃣ Второй этап жизненного цикла — это текстовая памятка, а не мультимедийный лонгрид. Желание сразу из видео делать интерактивный лонгрид лучше подавить. Почему? Потому что польза достигается за счёт равномерности результата.

Да, это «просто микровидео» — зато через два-три дня по всем лекциям. Да, это «просто памятки» — зато через неделю-полторы по всем модулям курса.

Если одна лекция будет «крутой лонгрид», а соседняя — «фрагменты видео», возникнет диссонанс. Особенно если учащийся хотел вспомнить другой материал, а не приоритетно преобразованный.

3️⃣ Приоритет переработки задают тема, спикер и его подготовка. Только на третьем этапе мы начинаем дополнять и «интерактивить» материал. Важную роль играет то, как выступал спикер:

▫️ по смысловым блокам с чёткой презентацией — 👍🏻
▫️ в стиле свободного рассказа без презентации — 🫠
▫️ монотонный рассказ — 🥱
▫️ монотонный рассказ с полным текстом речи — 🤩

📚 Также в любом учебном курсе есть мякотка — самый важный, полезный и трансформирующий контент. Его нужно приоритизировать в любом случае, а обзоры смежных тем могут подождать в конце бэклога.

Промежуточный вывод:
Преобразование синхронных онлайн-занятий в асинхронные мини-курсы — это трудоёмко, но долгосрочно перспективно


Продолжаю реализацию, в августе вернусь с готовым кейсом.

#elearning #edtech #медиа
👍61🔥1🐳1