еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Мысли про EdTech #7: учителя поневоле

Плотно столкнулся с тренерами неоцифрованных профессий и наглядно прочувствовал эмпирически очевидную вещь:

Эксперт владеет темой обучения, но не научен объяснять. Обучатор научен объяснять, но не владеет темой обучения.


🙄 Абсолютно «капитанский» тезис, который все понимают в теории, но не все встречают на практике.

Точнее, встречают в популярном изложении: историях о том, «Как продюсер с методистами упаковали эксперта и сделали запуск на  🍋🍋🍋»

💁🏻‍♂️ А что, если кроличья нора — глубже?

В корпоративном обучении обычно нет продюсеров, методистов и контент-редакторов.

🌚 Там есть люди, которые годами погружались в тему, и которых фактически вынудили обучать этому других — без опыта, без навыков, без насмотренности. Параллельно с основной работой. На неадекватной ИТ-инфраструктуре. Без поддержки.

Крупные «оцифрованные» компании могут привлечь команду или собрать отдел, чтобы перерабатывать материал. Но остаются десятки и сотни «неоцифрованных» компаний, где этого нет.

🎓 В итоге опытные профессионалы вынуждены делать непрофильную для себя работу, которая, вообще-то, требует знаний и опыта или хотя бы склонности к обучению других. Речь даже не про тексты или видеолекции — про тренинги, вебинары, мастер-классы и другие ни разу не простые форматы.

Результат варьируется от «удивительно, что не так уж плохо» до «господь, жги — тут не спасти».

Не они такие — жизнь такая. И что с этим делать, отнюдь не понятно.

Вопросы для рефлексии:

1️⃣ А что, если базовая андрагогика — это тоже «мягкий навык» специалистов и руководителей?

2️⃣ А что, если в любые команды надо включать людей со склонностью учить других?

Пишите ваши версии в комментариях.

#elearning #edtech #ed_мысли
6🔥3👍2
Где посты, Лебовски? #2

Никуда не пропал — просто много интересного в работе на конец лета и осень-зиму.

Из бытовых наблюдений:

1️⃣ До 30 лет было проще работать до поздней ночи, после 30 лет стало проще работать с раннего утра.

2️⃣ Источник роста всего без исключения — коллектив. Все «расширения» последнего времени произошли за счёт групповой организации.

3️⃣ Обучение других — естественный цикл развития специалиста и управленца. Тезис о том, что это недооценённый soft-skill, перспективен и требует дальнейшей проработки.

4️⃣ Кажется, я в таком режиме до конца декабря. Если что — не поминайте лихом. Но, в целом, всё посильно.

Пишите инсайты, который отзываются. Или не пишите — тут без принуждения 🙂

#elearning #edtech #ed_мысли
🔥11👍3👏2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Внезапные проектные вакансии 📈 Запросы на экспертные лонгриды и внутреннее обучение для МСП приближаются к пределам моей текущей команды. 👀 Если вы автор электронного контента и вы ищете проекты и заказы, (не) приглашаю вас в эту (уже закрытую) Яндекс Форму.…
Внезапные предсказуемые проектные вакансии

С прошлого поста про пул авторов прошло немало времени, а связываться с конкретикой мы начали только в августе.

Запрягали долго, да. Зато сейчас надо ехать быстрее.

🔥 Осень ожидает быть жаркой (как это часто бывает в еЛёрнинге), поэтому мы в Ecourse планируем дополнить существующие контакты и проактивно ангажировать свободные кадры на будущие проекты.

Протокол прежний: анкета в Яндекс Форме.

Запросы прежние: переработка сложных текстов и видео в простые тексты и пошаговые действия.

Экспериментальное предложение: вижу у коллег много хороших примеров работы с начинающими авторами, поэтому если кто-то хочет насобирать опыт и пополнить портфолио в режиме «новичок в контент-редакции», прямо напишите об этом.

Не за «печеньки» и не за «доступ к курсам», упаси Господь.

Если заполняли ранее — можно не заполнять, первый список мы прорабатываем прямо сейчас.

Ну, или обновите коммит с новыми примерами работ — лишним не будет 🙂

#еЛёрнинг #ЭдТех #медиа #работа
🔥2
Мысли про eLearning #8

Есть насмотренность на хорошее: лучшие практики, выдающиеся проекты, инновационные подходы. Забираем удачные кейсы, берём «на карандаш» инновации.

Есть насмотренность на плохое: «как делать не надо», что не сработало у других, что на бумаге выглядело лучше. Вычёркиваем совпавшие гипотезы, избегаем наступать на те же грабли.

А знаете, какая насмотренность недооценена?

Насмотренность на нормальное


Например:

▪️Что можно сделать в разумном бюджете;
▪️Какими простыми решениями можно решить задачу;
▪️Какая реализация сейчас считается «ок, сойдёт, не отталкивает».

Говорить и показывать сначала надо не абсолютное «хорошо», а относительное — относительно накопленного опыта «плохого», которое стало исторически восприниматься как «нормальное».


Звучит громоздко, поэтому пример.

👷🏻‍♂️ Если дать начальнику отдела добывающей компании шаблон выдающейся презентации для яркого очного выступления перед аудиторией, он его... не поймёт.

🙁 Не потому, что он как-то хуже понимает красоту, а потому что его 🔼 дельта ожиданий будет слишком большая: у него не получится провести в уме линию между «сейчас я умею так» до «потом я смогу делать так».

🤔 Зато если ему дать узнаваемый корпоративный шаблон, но сделать компактный текст, подобрать иллюстрации, убрать буйство красок и шрифтов — ему будет понятно, «как именно пришли к улучшенному виду». И к этой мысли он придёт не на основе вау!-яркого, а на основе нормального.

Вывод получился про обучение, но задумывался как универсальный:

Прежде, чем показывать людям выдающиеся примеры, покажите им «просто нормальные»


〰️〰️〰️

🤪 — к чёрту нормальность
🗿втирание дичи вернулось

#elearning #edtech #ed_мысли
23👍2🤔2🤪2🗿1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Новый цикл преподавания 🎓 Сегодня стартую третий по счёту курс «Критического и системного мышления» для студентов ИБДА РАНХиГС. 🧑🏻‍💻 На этот раз в планах: формы сбора запросов и обратной связи; электронная версия лекций; телеграм-канал курса; презентации…
Новый и ускоренный цикл преподавания

Инновации — веду предмет дважды в год, и теперь на более широкую аудиторию.

Часов поменьше, темп плотнее. Практически очное #микрообучение 🙂

Будем решать задачу «как нанести добро и пользу за ограниченное число контактов», благо, теперь веду не один.

UPD: Старосты, отпишитесь в личку @philanek, пожалуйста

#edtech
👍103
Онбординг

📈 Нормальная человеческая прогрессия — от простого к сложному:

Прежде, чем крутануть сальто, нужно научиться прыгать назад.

Прежде, чем возглавить компанию, нужно организовать работу хотя бы трёх человек.

👩🏻‍💻 Так вот, про обучение и онбординг в компаниях — такая же история.

В рекламе сервисов и кейсах внедрения часто можно встретить «не было ничего, и тут мы пришли и создали всё с нуля». Похвально, но, кажется, неправильно.

Между «нулём» и «всё» должно быть несколько этапов «мы попробовали так» — тогда внедряемое «всё» будет иметь смысл как результат опыта, а не восприниматься как абстрактные лучшие практики экспертных экспертов.


Пост навеян онбордингом в большой проект множества разных людей.

В общем, подождите с компаниями: попробуйте отладить погружение новых участников в действующий конвейер 🫠

Когда-нибудь об этом будет серия статей, а пока 👨‍💻👨‍💻👨‍💻

#elearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍92
«Пролетарский еЛёрнинг»

За всю карьеру на стороне провайдера, в качестве приглашённого методиста и как eLearning-студии мы всегда выполняли задачи «высокой степени переработки»:

🖼 Есть старые презентации и инструкции — их надо собрать в слайдовый электронный материал или лонгрид.

📘 Есть задача сделать материал по «мягким навыкам» — надо предложить структуру, собрать материалы, согласовать наполнение и упаковать это в понятный материал.

Только недавно и только после проактивного предложения появился первый спрос на «низкую» и «среднюю» степени переработки:

🧑🏼‍💻 Создание электронной версии регламентов со статистикой и тестированием.

📝 Перенос разрозненных инструкций из Google Docs или Notion в обновляемый лонгрид с функцией назначения.

А, собственно, почему так?

Ведь электронное обучение не должно ограничиваться крупным корпоратом, который заказывает масштабные переработки или обзорные курсы «с нуля».

Инструкции, методички, интерактивные упражнения для новичков бизнес может заказывать точно так же, как статьи для контент-маркетинга.


💸 Чтобы это работало, они не должны быть дорогими — а значит, они могут позволить себе быть технически простыми.

По сути, это незначительная надстройка над редактурой, которую могут освоить и копирайтеры, и методисты.

Другие посты на эту тему:
Про eLearning высоких достижений
Про фрилансизацию разработки
Про жизненный цикл обучения в компаниях
Про учебный контент вне LMS

〰️〰️〰️

🤔 — начнём предлагать клиентам
😐 — простой контент не заказывают
🗿 — не царское дело инструкции писать

#elearning #edtech
🤔7🐳4👍3🗿3😐1
Дыхание бюрократии

Бюрократию принято не любить, но она появилась не от хорошей жизни.

📝 Все эти правила, инструкции, запросы, ответы, справки, объяснительные и прочие документы призваны обеспечить стандартизацию и управляемость.

— Как сделать так, чтобы разные люди однотипно выполняли массовую задачу?
— Регламенты и обучение.

— Как сделать так, чтобы знать, кто отвечает за конкретную часть работы?
— Должностные инструкции и задания под роспись.

То есть:
«Проблема бюрократии» — не в бюрократии как таковой


А в чём тогда?

👀 В том, что правила и инструкции необходимо регулярно пересматривать, обновлять и упрощать, потому что они раздуваются до неприличных объёмов и уровней детализации и теряют прикладную полезность.

🙄 Но это долго. Сложно. Дорого. «Есть другие дела». Поэтому это редко делается на системной основе и поэтому существуют километры устаревших инструкций, неактуальных процессов, неэффективных подходов и заброшенных баз знаний.

Парадокс:
Чтобы оставаться эффективной, бюрократия должна обновляться, но обновляться для бюрократии — сложно.


🧑🏻‍💻 Навеяно пониманием, что инструкция по проекту вышла за пределы разумного и требует пересмотра, на который надо выделить время. А «есть другие дела»...

Но мы найдём путь.

〰️〰️〰️

🤔 — повод задуматься
🗿 — дичь какая-то

#edtech #elearning
🤔13🔥6🗿1
А мы тут плюшками балуемся. Программу #стартап_академия в Сколково я закончил в июне, а диплом получил только сейчас 🎓

Не совсем #elearning и #edtech, хотя LMS у нас была 🙂
🔥283
Живём в sci-fi

В игре Deus Ex 2011-го года выпуска персонажу можно было развить умение профилирования собеседников в реальном времени и за счёт этого выбирать нужные фразы для успешного убеждения.

«Научная фантастика», казалось тогда.

«Инвестированный стартап», оказалось сейчас.

🤖 ИИ-ассистент обрабатывает имеющуюся информацию о собеседнике (резюме, профиль в соцсетях, самопрезентацию при найме и др.).

💁🏻‍♂️ Далее во время разговора предлагает задать релевантный вопрос, даёт определения сложных терминов, подсвечивает конкретный опыт и предупреждает о размытых ответах.

Используется в продажах, коммуникациях, консалтинге и найме, а там и до обучения недалеко.

Работает на оффлайн-встречах с открытого ноутбука. Уже можно записаться в вишлист.

🙄 В интересное время живём.

#инновации
👍3
Мысли про eLearning #9: призма опыта

Долго не буду расписываться, просто оформлю наблюдение.

👨‍💻 «Многостаночность» в eLearning относится не только к разным аспектам работы, которые часто приходится делать одному человеку — у нас ещё есть «многоформатность», как в редактуре.

💁🏻‍♂️ Там это разница между кейсами, интервью, информационной статьёй и рассылкой, а тут — разница между памяткой к видео, упрощением сложной справки, сценарием речи диктора и повествовательным текстом.

🙄 Самое печальное / опасное / незаметное то, что мы предпочтительный формат используем как призму, сквозь которую смотрим на все остальные.

А это неправильно: другие форматы имеют свою специфику, и одна призма для них не подойдёт.

Навеяно работой с консультантами, привыкшими архивировать по пять слайдов в один, и полузабытым искусством дикторской озвучки, которая не работает без адресной адаптации под «это говорят ртом вслух».

〰️〰️〰️

🤔 — следи за собой, протирай призмы
🗿 — кто-то ещё планирует озвучку?..

#elearning #ed_мысли
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7🗿3🤔1
Рейтинг EdTech-компаний от журнала TIME

TIME запустили рейтинг World's Top EdTech Companies.

250 проектов из разных стран и ещё 15 потенциальных участников списка.

Смотрим, вдохновляемся.

#edtech #инновации
3
War Work. Work never changes

В продолжение теперь уже популярной рубрики.

На этот раз ищем авторов-контентщиков: копирайтеров и презентаторов.

📝 Типы задач: тексты для постов и статей в UGC-блогах, для страниц сайтов, проектирования презентаций, составления справок о проектах. Чаще всего — статьи и тексты презентаций на не самые популярные темы: видеоаналитика, организация учебного процесса, регенеративные биотехнологии.

💳 Стартовый диапазон гонораров: от 3 до 8 тысяч рублей за материал. Зависит от объёма текста, глубины ресёрча, сложности темы и горения сроков. Если тема — сущий ад для систематизации разрозненных источников на английском языке, всегда сможем обсудить расширение бюджета.

🎓 Тематика: сейчас ищем для трёх основных тематик — EdTech, MedTech, AutoTech.

Поиск авторов по традиции организовали через вот такую анкету на Яндекс Формах.

Откликайтесь, шлите коллегам и знакомым в отрасли 🙂

#медиа #работа
👍5
От понимания теории — к прикладной практике

Пришёл с идеей поста, но написал его ещё в феврале. Поэтому здесь — итоги размышлений.

А точнее, вывод:

Между ремесленным «моя преееелессссть» и организационным «появилось больше, чем смогло бы раньше» нужно выбирать второе.


Простая математика:

😎 Ты-один сделал «чуть точнее и вывереннее, чем другой». Круто! Но насколько? На 5%? 15%? Давайте щедро — допустим, на 35% «точнее».

🧑🏻‍💻👩🏻‍💻 Вас-много сделали «то, чего бы не было». Из 0% появилось 100%. Не было НИ-ЧЕ-ГО, а появилось несколько стопроцентных задач.

Что лучше?

Если вы ограняете единичные алмазы, которые выкапывают раз в 40 лет — окей, вы и ваши заказчики можете стремиться к +35% «точности». Идите к высоким достижениям.

В других ситуациях лучше — это когда из «этого бы не появилось» таки появляется новое.

Такая вот метафора командной работы.

#elearning #edtech
🔥6👍2
— Нейросети будут делать любую работу, говорили они.

— ИИ заменит человека, говорили они.

А кто-нибудь планировал ситуацию, когда ИИ говорит «не, чувак, никаких идей по этой задаче»? 😂

#медиа
🤣29🤪2🤯1
Коротко о работе с конца июля.

Заодно рождение нерегулярной рубрики и прерывание затянувшейся паузы.

#мемы
7
Когда исследователи выдают базу очевидность

Сберовский дайджест эдтеха цитирует даму из Кембриджа, которая ВНЕЗАПНО! догадалась, что лекции, видео-лекции и «геймифицирующие» викторины — неэффективны.

💁🏻‍♂️ Добро пожаловать в реальный мир.

А в части про «что делать?» можно передать сразу два привета:

1️⃣ Всем тем, кто выгружает из контекста прикладной работы и погружает в фэнтези с драконами и космическими станциями — оказывается, отдаляя обучение от немедленных потребностей учащегося, вы делаете только хуже. Кто бы мог подумать?!

2️⃣ Самому себе в постах про Understanding Journey Map и лонгриде про переиспользование — «профессиональную чуйку» просто так под ковёр не замести.

Разгадка всё ещё проста: электронными курсами мы не «учим».

Продолжаем наблюдение за сбывающимися трендами.

#elearning #edtech
🔥43👏2
Весь день в Петербурге на мероприятии SPB Founders.

Дополняем вопросы найма вопросами обучения и развития.

И, конечно, продвигаем лонгриды в массы.

#elearning #edtech
🔥7
Продолжаем осенние мероприятия.

Кто тут, пишите 👌🏻
Семантический водораздел

Из позиции специалиста комфортнее и привычнее говорить советами:

🤔 Может, лучше так?..
🤔 Наверное, здесь нужно этак..
🤔 Думаю, тут будет правильнее сяк...

Безопасно? Да. Но на практике это делегирование ответственности:

— Вот моё мнение. Делай с ним, что хочешь. Я умываю руки.


Кто «делай»? Очевидно, кто-то другой.

Сравним с позицией руководителя, тимлида, наставника, которые говорят указаниями:

🧐 Лучше сделай так.
🧐 Исправь здесь этак.
🧐 Здесь правильнее сяк.

Что изменилось? В обмен на принятие ответственности возникает определённость. Условно: «я не знаю, как правильно, но этот человек сказал мне сделать так».

С этим можно спорить (аргументированно), не соглашаться и так далее, но ответственность хотя бы не подвешена в воздухе на усмотрение неустановленного лица. Если случится провал, у него будут фамилия, имя и отчество.

💁🏻‍♂️ А если у руководителя не сформировано хотя бы отправного представления «как правильно», которое можно выразить в поручении или ТЗ на задачу, тогда непонятно, чем и зачем он или она руководят.

〰️〰️〰️
👍🏻 — зашло
😐 — не зашло
🗿 — и этого мы ждали эти месяцы?!.

#elearning #edtech
👍13😐43🗿2
Уроки 2024 #1

То самое время года для рефлексии, поэтому начинаем новогоднюю рубрику выводов из накопленного опыта:

〰️〰️〰️

1️⃣ «Без хорошего ТЗ результат ХЗ» — это не только про ТЗ

Тезис должен сразу эволюционировать в «меньше инструкций — больше доделок». Просьба «сделать, как тут» не работает не потому, что адресат в чём-то ошибается, а потому что «как тут» интерпретируется всегда по-разному.

Как итог: ценность опыта и насмотренности не в них самих, а в способности их тиражировать.

🧐 Общий вывод: образ результата всегда должен быть выведен из головы на внешний носитель.

🛠 Прикладной вывод: в агентстве у каждого проекта появится подготовительный этап «Описание».

〰️〰️〰️

2️⃣ Мультимедийный лонгрид — ни разу не простая и быстрая задача

Текст с картинками и кнопками не является упрощением. Вы всё ещё должны написать понятный, структурированный текст, к тому же хорошо оформленный и «обогащённый» мультимедиа. Те, кто считают, что это проще, чем диалог персонажей в волшебном лесу, жестоко заблуждаются.

🧐 Общий вывод: формат не устоялся, трактуется по-разному и требует компетенций редактора, а не разработчика.

🛠 Прикладной вывод: в агентстве появится адресная редполитика по формату насыщенных лонгридов.

Получится ли адвент-контент-план до 31 декабря — неизвестно, но все посты будут по тегу #уроки

〰️〰️〰️

🤔 — откликается
🗿 — не откликается

#elearning #edtech
🤔18🗿21👍1