еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Мысли про eLearning #9: призма опыта

Долго не буду расписываться, просто оформлю наблюдение.

👨‍💻 «Многостаночность» в eLearning относится не только к разным аспектам работы, которые часто приходится делать одному человеку — у нас ещё есть «многоформатность», как в редактуре.

💁🏻‍♂️ Там это разница между кейсами, интервью, информационной статьёй и рассылкой, а тут — разница между памяткой к видео, упрощением сложной справки, сценарием речи диктора и повествовательным текстом.

🙄 Самое печальное / опасное / незаметное то, что мы предпочтительный формат используем как призму, сквозь которую смотрим на все остальные.

А это неправильно: другие форматы имеют свою специфику, и одна призма для них не подойдёт.

Навеяно работой с консультантами, привыкшими архивировать по пять слайдов в один, и полузабытым искусством дикторской озвучки, которая не работает без адресной адаптации под «это говорят ртом вслух».

〰️〰️〰️

🤔 — следи за собой, протирай призмы
🗿 — кто-то ещё планирует озвучку?..

#elearning #ed_мысли
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7🗿3🤔1
Рейтинг EdTech-компаний от журнала TIME

TIME запустили рейтинг World's Top EdTech Companies.

250 проектов из разных стран и ещё 15 потенциальных участников списка.

Смотрим, вдохновляемся.

#edtech #инновации
3
War Work. Work never changes

В продолжение теперь уже популярной рубрики.

На этот раз ищем авторов-контентщиков: копирайтеров и презентаторов.

📝 Типы задач: тексты для постов и статей в UGC-блогах, для страниц сайтов, проектирования презентаций, составления справок о проектах. Чаще всего — статьи и тексты презентаций на не самые популярные темы: видеоаналитика, организация учебного процесса, регенеративные биотехнологии.

💳 Стартовый диапазон гонораров: от 3 до 8 тысяч рублей за материал. Зависит от объёма текста, глубины ресёрча, сложности темы и горения сроков. Если тема — сущий ад для систематизации разрозненных источников на английском языке, всегда сможем обсудить расширение бюджета.

🎓 Тематика: сейчас ищем для трёх основных тематик — EdTech, MedTech, AutoTech.

Поиск авторов по традиции организовали через вот такую анкету на Яндекс Формах.

Откликайтесь, шлите коллегам и знакомым в отрасли 🙂

#медиа #работа
👍5
От понимания теории — к прикладной практике

Пришёл с идеей поста, но написал его ещё в феврале. Поэтому здесь — итоги размышлений.

А точнее, вывод:

Между ремесленным «моя преееелессссть» и организационным «появилось больше, чем смогло бы раньше» нужно выбирать второе.


Простая математика:

😎 Ты-один сделал «чуть точнее и вывереннее, чем другой». Круто! Но насколько? На 5%? 15%? Давайте щедро — допустим, на 35% «точнее».

🧑🏻‍💻👩🏻‍💻 Вас-много сделали «то, чего бы не было». Из 0% появилось 100%. Не было НИ-ЧЕ-ГО, а появилось несколько стопроцентных задач.

Что лучше?

Если вы ограняете единичные алмазы, которые выкапывают раз в 40 лет — окей, вы и ваши заказчики можете стремиться к +35% «точности». Идите к высоким достижениям.

В других ситуациях лучше — это когда из «этого бы не появилось» таки появляется новое.

Такая вот метафора командной работы.

#elearning #edtech
🔥6👍2
— Нейросети будут делать любую работу, говорили они.

— ИИ заменит человека, говорили они.

А кто-нибудь планировал ситуацию, когда ИИ говорит «не, чувак, никаких идей по этой задаче»? 😂

#медиа
🤣29🤪2🤯1
Коротко о работе с конца июля.

Заодно рождение нерегулярной рубрики и прерывание затянувшейся паузы.

#мемы
7
Когда исследователи выдают базу очевидность

Сберовский дайджест эдтеха цитирует даму из Кембриджа, которая ВНЕЗАПНО! догадалась, что лекции, видео-лекции и «геймифицирующие» викторины — неэффективны.

💁🏻‍♂️ Добро пожаловать в реальный мир.

А в части про «что делать?» можно передать сразу два привета:

1️⃣ Всем тем, кто выгружает из контекста прикладной работы и погружает в фэнтези с драконами и космическими станциями — оказывается, отдаляя обучение от немедленных потребностей учащегося, вы делаете только хуже. Кто бы мог подумать?!

2️⃣ Самому себе в постах про Understanding Journey Map и лонгриде про переиспользование — «профессиональную чуйку» просто так под ковёр не замести.

Разгадка всё ещё проста: электронными курсами мы не «учим».

Продолжаем наблюдение за сбывающимися трендами.

#elearning #edtech
🔥43👏2
Весь день в Петербурге на мероприятии SPB Founders.

Дополняем вопросы найма вопросами обучения и развития.

И, конечно, продвигаем лонгриды в массы.

#elearning #edtech
🔥7
Продолжаем осенние мероприятия.

Кто тут, пишите 👌🏻
Семантический водораздел

Из позиции специалиста комфортнее и привычнее говорить советами:

🤔 Может, лучше так?..
🤔 Наверное, здесь нужно этак..
🤔 Думаю, тут будет правильнее сяк...

Безопасно? Да. Но на практике это делегирование ответственности:

— Вот моё мнение. Делай с ним, что хочешь. Я умываю руки.


Кто «делай»? Очевидно, кто-то другой.

Сравним с позицией руководителя, тимлида, наставника, которые говорят указаниями:

🧐 Лучше сделай так.
🧐 Исправь здесь этак.
🧐 Здесь правильнее сяк.

Что изменилось? В обмен на принятие ответственности возникает определённость. Условно: «я не знаю, как правильно, но этот человек сказал мне сделать так».

С этим можно спорить (аргументированно), не соглашаться и так далее, но ответственность хотя бы не подвешена в воздухе на усмотрение неустановленного лица. Если случится провал, у него будут фамилия, имя и отчество.

💁🏻‍♂️ А если у руководителя не сформировано хотя бы отправного представления «как правильно», которое можно выразить в поручении или ТЗ на задачу, тогда непонятно, чем и зачем он или она руководят.

〰️〰️〰️
👍🏻 — зашло
😐 — не зашло
🗿 — и этого мы ждали эти месяцы?!.

#elearning #edtech
👍13😐43🗿2
Уроки 2024 #1

То самое время года для рефлексии, поэтому начинаем новогоднюю рубрику выводов из накопленного опыта:

〰️〰️〰️

1️⃣ «Без хорошего ТЗ результат ХЗ» — это не только про ТЗ

Тезис должен сразу эволюционировать в «меньше инструкций — больше доделок». Просьба «сделать, как тут» не работает не потому, что адресат в чём-то ошибается, а потому что «как тут» интерпретируется всегда по-разному.

Как итог: ценность опыта и насмотренности не в них самих, а в способности их тиражировать.

🧐 Общий вывод: образ результата всегда должен быть выведен из головы на внешний носитель.

🛠 Прикладной вывод: в агентстве у каждого проекта появится подготовительный этап «Описание».

〰️〰️〰️

2️⃣ Мультимедийный лонгрид — ни разу не простая и быстрая задача

Текст с картинками и кнопками не является упрощением. Вы всё ещё должны написать понятный, структурированный текст, к тому же хорошо оформленный и «обогащённый» мультимедиа. Те, кто считают, что это проще, чем диалог персонажей в волшебном лесу, жестоко заблуждаются.

🧐 Общий вывод: формат не устоялся, трактуется по-разному и требует компетенций редактора, а не разработчика.

🛠 Прикладной вывод: в агентстве появится адресная редполитика по формату насыщенных лонгридов.

Получится ли адвент-контент-план до 31 декабря — неизвестно, но все посты будут по тегу #уроки

〰️〰️〰️

🤔 — откликается
🗿 — не откликается

#elearning #edtech
🤔18🗿21👍1
Мысли про EdTech #10: обратная сторона гибкости

💁🏻‍♂️ В рекламе «работает из коробки» — это преимущество. То есть, если продукт позволяет без нервотрёпки получить ожидаемый результат, он «хороший».

🧐 Этому часто противопоставляют глубокую кастомизацию и тонкие настройки: «да, это сложнее, зато можно делать уникальные штуки».

Мой ряд вопросов к этому тезису такой:

▫️Насколько «уникальными» могут быть «штуки», созданные, например, для конкретной сферы деятельности?
▫️Почему нельзя подружить универсальные шаблоны с опциональной кастомизацией?

И с недавних пор любимый в этом списке:

▫️Почему считается, что это «свобода настроек», а не «свобода ошибок»?

Проще говоря:

Если в продукте можно настроить заведомо неудачный / некрасивый / нефункциональный / нерабочий элемент — нужна ли такая гибкость на самом деле?


🧑🏻‍💻 «Возможность отойти от канонов» нужна узким профессионалам, которых меньше. Для всех остальных это называется «возможность сделать хрень».

Профессионал и так сделает нормально, а обывателю избыточная гибкость открывает коридор в неудачу.

#elearning #edtech #ed_мысли
🔥6👍2
Декабрьский дайджест EdTech-постов коллег

📖 Почитать

1️⃣ Пять книг, чтобы лучше обучать других — можно одолеть пару на новогодних праздниках.
2️⃣ Микрообучение глазами тех, кто его продаёт — здесь не книги, а ссылки на продающие статьи о подходе; для этой цели подойдёт. Про книгу у меня был пост.

🤖 Погенерить

3️⃣ Подборка нейросетей, работающих в РФ.
4️⃣ Исследование ИИ-инструментов в работе педагога.
5️⃣ Два конструктора тестов с продвинутыми функциями.

🤔 Подумать

6️⃣ Тренд на «хватит сюсюкаться», который мне откликается.
7️⃣ Обучение не должно быть лёгким — туда же.
8️⃣ Как вовлекать, когда учиться не хотят — хотя мне кажется, что надо продвигать безальтернативность обучения.
9️⃣ Объяснение — не универсальный способ передачи знаний — смелая теория, которую можно отнести и к «Почитать». Меня из подобного осенило «внутренним голосом».

🖼 Посозерцать

🔟 Карточки про визуальный сторителлинг — не путать со сторителлингом нарративным. Сплошь и рядом в моём канале.

Номерные эмоджи кончились, так что дальше коротко:

📝 Одной строкой

Как обмануть свою концентрацию
Как написать сценарий «Пути героя»
Как согласовать рабочую встречу
Как обучение помогает жить дольше
Как синхронизироваться на удалёнке

На этом всё 🙂

〰️〰️〰️

👍🏻 — было полезно
🗿 — нет

#elearning #edtech #дайджест
👍131🗿1
Пятничная рекомендация #24: ActivePresenter

ActivePresenter — это конструктор интерактивных слайдов из Вьетнама, который здорово выручил на большом проекте летом-осенью.

🤔 Если коротко, то это продукт между iSpring Suite и Articulate Storyline без привязки к внешнему ПО и с ценой Lifetime-лицензии ниже годовых подписок на них.

🧐 Если длиннее, то:

▫️Standalone-программа на Windows и MacOS
▫️Привычная рабочая область с объектами и анимацией
▫️Импорт, шаблоны, тесты, веб-объекты — в наличии
▫️Вставка таблиц, графиков, файлов, 3D-моделей — тоже
▫️>17 видов анимаций (для тех, кто в теме)
▫️Экспорт во что угодно, хоть в xAPI
▫️400 долларов за пожизненную лицензию текущей версии
▫️Значимые обновления версий — со скидкой 40%

💁🏻‍♂️ В общем, альтернатива Articulate Storyline без склонности к санкциям (чего нельзя сказать про их американский эквайринг 🌚).

Всяческий рекомендасьон, если на работе вас заставляют делать слайды.

Чем помог конкретно мне, оно же #лайфхак:

1️⃣ Запись видео-скринкастов. Записывает последовательность действий в виде скриншотов, на которые можно дополнительно наложить курсор мыши, стрелки, акценты и затемнения. Когда-то это делали в Adobe Captivate, а теперь можно тут. Записали, подредактировали, добавили ИИ-озвучку — и есть либо хороший черновик, либо непритязательный готовый продукт.

2️⃣ Восстановление исходников курсов. Была задача актуализировать курсы из Storyline без исходников (текст в них не копируется). Прокликал все слайды и всплывающие окна —> экспортировал в PDF —> распознал текст в ilovePDF (бесплатно до 50 страниц в файле) —> получил копируемый текст всего материала.

Для обеих задач его даже не обязательно покупать, т.к. при экспорте видео нет ватермарков, а в PDF ватермарк не мешает распознаванию.

Ещё у них в экосистеме есть редактор HTML-анимаций и платформа для интерактивного контента (уроков, презентаций; между LMS и медиа-хостингом).

Попробуйте.

〰️〰️〰️

👍🏻 — знаю или пользуюсь
😐 — впервые слышу
🗿 — «а чем это отличается от...»

#eLearning #edtech #лайфхак #рекомендации
😐9👍53
Нативное распознавание текста в Windows

Встроенную утилиту Windows «Ножницы» — которая делает скриншоты — научили распознавать текст.

Точнее, научили её давно, но заметил я это только сейчас 🙂

Порядок действий такой:

1️⃣ Сделали скриншот
2️⃣ Открыли из уведомления
3️⃣ Нажали кнопку
4️⃣ Скопировали текст

Без sms, регистрации и ботов.

〰️〰️〰️

👍🏻 — буду использовать
🤔 — я на Маке
🗿 — что за утилита?..

#инновации #лайфхак
👍13🤔8🗿2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Пять жанров лонгридов, или Вообще-то курсы неодинаковые В комментариях к посту про сторителлинг сформулировал, что рисованный курс с персонажами можно назвать образовательная визуальная новелла, и это гораздо точнее, чем просто «электронный курс». Это перекликается…
Что лучше подавать в лонгридах

😎 Написали батальное полотно на VC:

Когда лонгриды лучше слайдов и видео

👀 Всё, что вы хотели знать о неизвестном мире цифрового контента в корпоративном электронном обучении.

Предыдущее полотно цикла: тут.

Частоту публикаций обязательно нарастим.

〰️〰️〰️

👍🏻 — редактура и еЛёрнинг сразу!
🗿 — из Марий-Эл к тебе уже летит «Ярс»

#елёрнинг #edtech #медиа #мой_контент
👍10🗿1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Чего мне не хватало в 2024

По чему латентно скучал весь год — так это по языкам.

😎 В 2023 году получилось проводить интервью про EdTech на испанском и питчить проекты на английском.

🥖 Французский тоже зацепил, хоть ему и досталось заказывать кофе и задавать неудобные вопросы историку наполеоновских войн.

🇷🇺 В 2024 году я всё это импортозаместил русским: и интервью, и питчи, и заказ кофе.

Надо это как-то возвращать. Если вы знаете людей, кому нужны кастдевы и анализ местных реалий EdTech-рынков в ЛатАме, Магрибе и франкофонной Африке — перешлите им этот пост в 2025 году.

А ещё в начале года будет компиляция всех моих постов с обзором зарубежного эдтеха за 1,5 года — уже за полторы сотни проектов из разных стран в удобной таблице. Не пропустите.

#elearing #edtech #медиа
🔥14👍53
2024 всё

Всё ли получилось? Нет.
Получилось ли многое? Да.

Хайлайт года: обучение в Сколково 👨🏻‍🎓

Проект года: 120+ лонгридов по ПО🧑🏻‍💻

Переход года: от соло-специалиста к менеджменту команды 🫡

Решение года: уход с последней наёмной должности 👔

Человек года: жена ❤️

Профессиональное направление следующего года: «образовательная редактура» 📑

Личное направление следующего года: NDA 👀

Накопленный опыт года:

1️⃣ Чаще верьте себе. Ваш опыт уникален.

2️⃣ Авторитеты низвергаемы. Короли часто голые, а колоссы — на глиняных ногах.

3️⃣ Прислушиваться — полезно. Слушать — не обязательно.

4️⃣ Раньше начнёте — быстрее сделаете ошибки — быстрее их исправите.

5️⃣ Команда делает всё лучше.

А теперь — отдыхаем 🎄

#elearning #edtech #media #ed_мысли
👍9🔥65
О планах принципах на год

Стратсессия, личные и бизнес-планы — это всё понятно. Но это скорее прикладные следствия из неких базовых принципов деятельности.

Базовые принципы мне в январе видятся такими:

1️⃣ Приобретённые носители знаний важно обрабатывать. В 2024 году я купил больше книг и подписок на контент, чем вдумчиво прочитал.

Нужно притормозить поиск знаний и ускорить их освоение


Заставлять себя читать дичь не нужно, но важно прочитать достаточно, чтобы такая оценка была обоснованной.

2️⃣ Важно извлекать из себя накопленный опыт. Выше писал, что в экспертизе и насмотренности гораздо меньше смысла, если они никому не помогают обойти грабли на похожем пути.

Нужно картографировать свою область знаний — «сюда не ходи, а так делай»


Простой пример — шаблоны и гайды для проектов. Пример посложнее — формулирование личного видения «как правильно».

3️⃣ Важно фокусироваться на конечном числе задач. Все про это пишут, поэтому коротко:

Время и продуктивность — ограниченные ресурсы, поэтому для заметных достижений их нужно концентрировать


«Попробуйте выбрать одну сферу и уделить ей все ваши усилия в течение хотя бы одного месяца — и посмотрите, что будет» (с)

Распылённость исторически кусала за пятки, и не раз. Сейчас кажется, что лучше сделать две вещи на 8 из 10, чем четыре вещи на 4 из 10.

Посмотрим, как пройдёт этот год.

〰️〰️〰️

🤔 — откликается
🗿 — не откликается

#elearning #edtech #медиа
🤔18👍2🗿1
Удаление и замена фона в Windows

Ранее было про распознавание текста встроенной программой Snipping Tool. Продолжаем тему.

Во встроенном редакторе фотографий Windows есть функция работы с фоном: «заблюривание», удаление или сплошная заливка. Есть инструмент «кисть» для ручного контроля, что удалять / оставлять.

Вполне пригодно для большинства несложных задач быстрой работы с картинками:

1️⃣ при пересборке старых курсов;
2️⃣ при работе с фотографиями;
3️⃣ при оформлении сайтов, страниц, постов.

Местами работает грубее специализированных стартапов на эту тему, зато доступен прямо из просмотра фотографии (по кнопке Edit слева вверху).

〰️〰️〰️

👍🏻 — уже использую
😐 — впервые вижу
🗿 — фотошоп мой выбор

#elearning #edtech #лайфхак
😐5👍1
Не улучшать подачу, а работать с мотивацией

Несколько раз касался темы внутреннего мотива к обучению (про игры, про книги и курсы). Появились новые мысли.

💁🏻‍♂️ Вкратце моя позиция про мотивацию:

1️⃣ Личная мотивация к обучению — это когда тебе НАДО что-то узнать, понять, освоить. Например, когда не понимаешь, как делать работу; не можешь говорить с партнёрами на их языке; теряешь заказы и клиентов из-за провалов в процессах.

2️⃣ Геймификация и нарративный дизайн подменяют личную мотивацию соревновательной, накопительной или сенсорной; это мотивация через ВЕСЕЛО. Это тоже какой-то стимул, но он синтетический, навязанный, пусть даже искусно.

3️⃣ НАДО уделывает любое ВЕСЕЛО в минуса: высокомотивированные ученики читают талмуды сложных текстов, смотрят скучные вебинары и ездят на мастер-классы после работы. При НАДО учебному контенту достаточно просто «быть», а уже потом «быть красивым и удобным».

Личный пример:

Я скупил половину всех годных курсов и книг для редакторов. Одни я читал, другие — листал, третьи — не открывал. Когда я понял, для чего мне это НАДО, я восстановил все доступы к контенту, собрал и начал перечитывать очередь из книг и до кучи купил новый курс, который уже прошёл наполовину.


Что это значит для обучения?

😎 В B2C проблемы нет — даже если мы «складируем» купленный контент, существует вероятность, что он будет востребован в будущем (как в моём случае), а его авторы в любом случае уже получили свои деньги.

🧐 В B2B проблема многогранная. Типичный подход к обучению в крупных компаниях — это «как бы нам затолкать в людей выгодную для компании смену поведения, да ещё и добровольно и с песней».

Это задача с тремя «звёздочками»:

⭐️ — люди не хотят, чтобы в них что-либо заталкивали;
⭐️ — люди не меняют поведение без веской причины;
⭐️ — люди не будут учиться ради работодателя.

Мотивация через ВЕСЕЛО пытается решить эту задачу миловидным обманом: «Смотри, какие весёлые картинки! 🤩 А как тут всё прикольно! 🥳 Тебя опередил коллега! 😮 Догони его в рейтинге! 💪🏻».

Мотивация через НАДО встречается, но изолированно — когда результаты обучения прямо привязываются к повышению в должности или окладе при направлении на курсы от компании или выполнении сложной задачи. Также используется метод «иначе не допустим к работе», но он, конечно, не работает.

Отсюда тезис, над которым стоит думать чаще:

По умолчанию сотрудникам любой компании нафиг не сдалось никакое ваше обучение, которое продвигает ваши интересы в вашей компании — им нужно их обучение, которое продвигает их интересы в вашей компании.


Чтобы решить эту задачу, нужно отвлечься от ВЕСЕЛО и чаще искать НАДО. И может так получиться, что продукция L&D-отдела должна будет получить другую форму, направленность и подход к созданию.

〰️〰️〰️

🤔 — повод задуматься
🗿 — духота

#elearning #edtech
🤔23🔥10👍3🗿21