еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Пятничная рекомендация #24: ActivePresenter

ActivePresenter — это конструктор интерактивных слайдов из Вьетнама, который здорово выручил на большом проекте летом-осенью.

🤔 Если коротко, то это продукт между iSpring Suite и Articulate Storyline без привязки к внешнему ПО и с ценой Lifetime-лицензии ниже годовых подписок на них.

🧐 Если длиннее, то:

▫️Standalone-программа на Windows и MacOS
▫️Привычная рабочая область с объектами и анимацией
▫️Импорт, шаблоны, тесты, веб-объекты — в наличии
▫️Вставка таблиц, графиков, файлов, 3D-моделей — тоже
▫️>17 видов анимаций (для тех, кто в теме)
▫️Экспорт во что угодно, хоть в xAPI
▫️400 долларов за пожизненную лицензию текущей версии
▫️Значимые обновления версий — со скидкой 40%

💁🏻‍♂️ В общем, альтернатива Articulate Storyline без склонности к санкциям (чего нельзя сказать про их американский эквайринг 🌚).

Всяческий рекомендасьон, если на работе вас заставляют делать слайды.

Чем помог конкретно мне, оно же #лайфхак:

1️⃣ Запись видео-скринкастов. Записывает последовательность действий в виде скриншотов, на которые можно дополнительно наложить курсор мыши, стрелки, акценты и затемнения. Когда-то это делали в Adobe Captivate, а теперь можно тут. Записали, подредактировали, добавили ИИ-озвучку — и есть либо хороший черновик, либо непритязательный готовый продукт.

2️⃣ Восстановление исходников курсов. Была задача актуализировать курсы из Storyline без исходников (текст в них не копируется). Прокликал все слайды и всплывающие окна —> экспортировал в PDF —> распознал текст в ilovePDF (бесплатно до 50 страниц в файле) —> получил копируемый текст всего материала.

Для обеих задач его даже не обязательно покупать, т.к. при экспорте видео нет ватермарков, а в PDF ватермарк не мешает распознаванию.

Ещё у них в экосистеме есть редактор HTML-анимаций и платформа для интерактивного контента (уроков, презентаций; между LMS и медиа-хостингом).

Попробуйте.

〰️〰️〰️

👍🏻 — знаю или пользуюсь
😐 — впервые слышу
🗿 — «а чем это отличается от...»

#eLearning #edtech #лайфхак #рекомендации
😐9👍53
Нативное распознавание текста в Windows

Встроенную утилиту Windows «Ножницы» — которая делает скриншоты — научили распознавать текст.

Точнее, научили её давно, но заметил я это только сейчас 🙂

Порядок действий такой:

1️⃣ Сделали скриншот
2️⃣ Открыли из уведомления
3️⃣ Нажали кнопку
4️⃣ Скопировали текст

Без sms, регистрации и ботов.

〰️〰️〰️

👍🏻 — буду использовать
🤔 — я на Маке
🗿 — что за утилита?..

#инновации #лайфхак
👍13🤔8🗿2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Пять жанров лонгридов, или Вообще-то курсы неодинаковые В комментариях к посту про сторителлинг сформулировал, что рисованный курс с персонажами можно назвать образовательная визуальная новелла, и это гораздо точнее, чем просто «электронный курс». Это перекликается…
Что лучше подавать в лонгридах

😎 Написали батальное полотно на VC:

Когда лонгриды лучше слайдов и видео

👀 Всё, что вы хотели знать о неизвестном мире цифрового контента в корпоративном электронном обучении.

Предыдущее полотно цикла: тут.

Частоту публикаций обязательно нарастим.

〰️〰️〰️

👍🏻 — редактура и еЛёрнинг сразу!
🗿 — из Марий-Эл к тебе уже летит «Ярс»

#елёрнинг #edtech #медиа #мой_контент
👍10🗿1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Чего мне не хватало в 2024

По чему латентно скучал весь год — так это по языкам.

😎 В 2023 году получилось проводить интервью про EdTech на испанском и питчить проекты на английском.

🥖 Французский тоже зацепил, хоть ему и досталось заказывать кофе и задавать неудобные вопросы историку наполеоновских войн.

🇷🇺 В 2024 году я всё это импортозаместил русским: и интервью, и питчи, и заказ кофе.

Надо это как-то возвращать. Если вы знаете людей, кому нужны кастдевы и анализ местных реалий EdTech-рынков в ЛатАме, Магрибе и франкофонной Африке — перешлите им этот пост в 2025 году.

А ещё в начале года будет компиляция всех моих постов с обзором зарубежного эдтеха за 1,5 года — уже за полторы сотни проектов из разных стран в удобной таблице. Не пропустите.

#elearing #edtech #медиа
🔥14👍53
2024 всё

Всё ли получилось? Нет.
Получилось ли многое? Да.

Хайлайт года: обучение в Сколково 👨🏻‍🎓

Проект года: 120+ лонгридов по ПО🧑🏻‍💻

Переход года: от соло-специалиста к менеджменту команды 🫡

Решение года: уход с последней наёмной должности 👔

Человек года: жена ❤️

Профессиональное направление следующего года: «образовательная редактура» 📑

Личное направление следующего года: NDA 👀

Накопленный опыт года:

1️⃣ Чаще верьте себе. Ваш опыт уникален.

2️⃣ Авторитеты низвергаемы. Короли часто голые, а колоссы — на глиняных ногах.

3️⃣ Прислушиваться — полезно. Слушать — не обязательно.

4️⃣ Раньше начнёте — быстрее сделаете ошибки — быстрее их исправите.

5️⃣ Команда делает всё лучше.

А теперь — отдыхаем 🎄

#elearning #edtech #media #ed_мысли
👍9🔥65
О планах принципах на год

Стратсессия, личные и бизнес-планы — это всё понятно. Но это скорее прикладные следствия из неких базовых принципов деятельности.

Базовые принципы мне в январе видятся такими:

1️⃣ Приобретённые носители знаний важно обрабатывать. В 2024 году я купил больше книг и подписок на контент, чем вдумчиво прочитал.

Нужно притормозить поиск знаний и ускорить их освоение


Заставлять себя читать дичь не нужно, но важно прочитать достаточно, чтобы такая оценка была обоснованной.

2️⃣ Важно извлекать из себя накопленный опыт. Выше писал, что в экспертизе и насмотренности гораздо меньше смысла, если они никому не помогают обойти грабли на похожем пути.

Нужно картографировать свою область знаний — «сюда не ходи, а так делай»


Простой пример — шаблоны и гайды для проектов. Пример посложнее — формулирование личного видения «как правильно».

3️⃣ Важно фокусироваться на конечном числе задач. Все про это пишут, поэтому коротко:

Время и продуктивность — ограниченные ресурсы, поэтому для заметных достижений их нужно концентрировать


«Попробуйте выбрать одну сферу и уделить ей все ваши усилия в течение хотя бы одного месяца — и посмотрите, что будет» (с)

Распылённость исторически кусала за пятки, и не раз. Сейчас кажется, что лучше сделать две вещи на 8 из 10, чем четыре вещи на 4 из 10.

Посмотрим, как пройдёт этот год.

〰️〰️〰️

🤔 — откликается
🗿 — не откликается

#elearning #edtech #медиа
🤔18👍2🗿1
Удаление и замена фона в Windows

Ранее было про распознавание текста встроенной программой Snipping Tool. Продолжаем тему.

Во встроенном редакторе фотографий Windows есть функция работы с фоном: «заблюривание», удаление или сплошная заливка. Есть инструмент «кисть» для ручного контроля, что удалять / оставлять.

Вполне пригодно для большинства несложных задач быстрой работы с картинками:

1️⃣ при пересборке старых курсов;
2️⃣ при работе с фотографиями;
3️⃣ при оформлении сайтов, страниц, постов.

Местами работает грубее специализированных стартапов на эту тему, зато доступен прямо из просмотра фотографии (по кнопке Edit слева вверху).

〰️〰️〰️

👍🏻 — уже использую
😐 — впервые вижу
🗿 — фотошоп мой выбор

#elearning #edtech #лайфхак
😐5👍1
Не улучшать подачу, а работать с мотивацией

Несколько раз касался темы внутреннего мотива к обучению (про игры, про книги и курсы). Появились новые мысли.

💁🏻‍♂️ Вкратце моя позиция про мотивацию:

1️⃣ Личная мотивация к обучению — это когда тебе НАДО что-то узнать, понять, освоить. Например, когда не понимаешь, как делать работу; не можешь говорить с партнёрами на их языке; теряешь заказы и клиентов из-за провалов в процессах.

2️⃣ Геймификация и нарративный дизайн подменяют личную мотивацию соревновательной, накопительной или сенсорной; это мотивация через ВЕСЕЛО. Это тоже какой-то стимул, но он синтетический, навязанный, пусть даже искусно.

3️⃣ НАДО уделывает любое ВЕСЕЛО в минуса: высокомотивированные ученики читают талмуды сложных текстов, смотрят скучные вебинары и ездят на мастер-классы после работы. При НАДО учебному контенту достаточно просто «быть», а уже потом «быть красивым и удобным».

Личный пример:

Я скупил половину всех годных курсов и книг для редакторов. Одни я читал, другие — листал, третьи — не открывал. Когда я понял, для чего мне это НАДО, я восстановил все доступы к контенту, собрал и начал перечитывать очередь из книг и до кучи купил новый курс, который уже прошёл наполовину.


Что это значит для обучения?

😎 В B2C проблемы нет — даже если мы «складируем» купленный контент, существует вероятность, что он будет востребован в будущем (как в моём случае), а его авторы в любом случае уже получили свои деньги.

🧐 В B2B проблема многогранная. Типичный подход к обучению в крупных компаниях — это «как бы нам затолкать в людей выгодную для компании смену поведения, да ещё и добровольно и с песней».

Это задача с тремя «звёздочками»:

⭐️ — люди не хотят, чтобы в них что-либо заталкивали;
⭐️ — люди не меняют поведение без веской причины;
⭐️ — люди не будут учиться ради работодателя.

Мотивация через ВЕСЕЛО пытается решить эту задачу миловидным обманом: «Смотри, какие весёлые картинки! 🤩 А как тут всё прикольно! 🥳 Тебя опередил коллега! 😮 Догони его в рейтинге! 💪🏻».

Мотивация через НАДО встречается, но изолированно — когда результаты обучения прямо привязываются к повышению в должности или окладе при направлении на курсы от компании или выполнении сложной задачи. Также используется метод «иначе не допустим к работе», но он, конечно, не работает.

Отсюда тезис, над которым стоит думать чаще:

По умолчанию сотрудникам любой компании нафиг не сдалось никакое ваше обучение, которое продвигает ваши интересы в вашей компании — им нужно их обучение, которое продвигает их интересы в вашей компании.


Чтобы решить эту задачу, нужно отвлечься от ВЕСЕЛО и чаще искать НАДО. И может так получиться, что продукция L&D-отдела должна будет получить другую форму, направленность и подход к созданию.

〰️〰️〰️

🤔 — повод задуматься
🗿 — духота

#elearning #edtech
🤔23🔥10👍3🗿21
Тренды цифрового обучения на 2025 год

Взгляд на будущее eLearning от французской ассоциации AFFEN, которая объединяет >10.000 участников с экспертизой в области обучения.

1. Речевые ИИ-агенты для обучения. Речь нативнее, чем письмо, поэтому следующим этапом развития ИИ для сферы образования будет переход от чат-ботов к голосовым ассистентам.

2. Генеративный ИИ. Омниканальные ИИ дают возможность быстро создавать и доносить одно и то же учебное сообщение через разные каналы восприятия. Эффективность такого подхода доказана с 80-х годов, и для развития этого направления уже всё готово.

3. Цифровые ассистенты со способностью к действию. ИИ, которые напрямую выполняют действия за пользователя: например, делают заказы на сайте, звонят по телефону или работают в программах. В сфере обучения такие агенты многократно расширят возможности учеников и преподавателей.

4. Образовательные сообщества. Активное сообщество — это недостающее звено для расцвета асинхронного обучения: каждый сможет учиться в своём ритме по асинхронным материалам и при этом в любой момент получать обратную связь и поддержку от коллектива.

5. Иммерсивная педагогика. Несмотря на дороговизну, технические сложности и недостаток выдающихся приложений, VR-технологии сохраняют свой потенциал для обучения. Это способ погрузить ученика в чувственный опыт, который может быть короче, но при этом ярче и устойчивее других форм обучения.

6. Устранение посредников в обучении. ИИ уже сейчас позволяет людям обучаться практически бесплатно и в своём ритме; необходимость в кураторах и преподавателях снижается. Это приводит к смене ролей в образовании, когда ответственный за обучение должен уже не учить других, а направлять их самообучение.

7. Обучение «снизу вверх». Реализация концепций Peer2Peer-обучения и «коллективного интеллекта» ставит учащихся в центр и обучения, и процесса создания учебных материалов друг для друга. Это совершенно новый, другой подход к организации обмена знаниями и опытом между людьми.

8. Маркетизация eLearning. Электронное обучение страдает от проблемы мотивации: ученики сидят перед экранами и ищут в себе мотив учиться. При этом мотив к обучению — всегда социальный (норма, одобрение, успех, статус), и именно социуму надлежит его «продвигать». Так появился маркетинг учебного процесса: Learning Experience, «вау!-эффект», инструменты вовлечения и т.д. Процесс обучения уходит от эксперто-центричности и становится ученик-центричным, и это важный культурный сдвиг.

9. Инжиниринг платформ. LMS на деле управляют не «обучением», а «учебным контентом». Демократизация создания материалов принесёт ещё больше контента, как и генеративные ИИ. Но главная инновация — в анализе данных и предиктивной аналитике потребностей учащихся. LMS должны быть не рупором контента, а чутким слушателем своих пользователей.

10. Углеродный след EdTech. Если экологический след очных занятий (транспорт, электричество, вода и пр.) возможно посчитать, то eLearning так пока не оценивался. Для тех учеников, кому это важно, это может быть дополнительным мотивом.

Бонус. Интернет вещей и носимые устройства находятся на подъёме. Обучение wellbeing-практикам не в теории, а на основе реальных данных от подключённых устройств, находится в шаге от революции.

〰️〰️〰️

Больше ЭдТеха — в канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»
👍5🔥3
Скоро мы все будем кодить

Когда несколько лет назад в Сбере внедрили массовое обучение сотрудников языку Python, у некоторых это вызывало смешки:

— Ха, зачем всем Python, он же нужен только кодерам 🤣

А сейчас мы все смотрим на лавину ИИ-сервисов и вникаем своим гуманитарным бэкграундом в документацию их API.

Не являюсь восторженным фанатом новомодных чат-ботов (мне ближе генерация картинок), но тренд на «мультидисциплинарность» очевидный:

Быстрее побегут те, кто успеет к текущей специальности добавить продвинутую цифровую грамотность


Для этого не нужно быть инженером, но важно минимально разобраться.

Тоже ниша для B2C- и B2B-обучения.

#elearning #edtech #инновации
👍6🤔4
Время собирать камни

В новый год — с новым мировым порядком. Начал процесс сборки примеров своих работ в публичном поле.

Чтобы не ворох ссылок на внешних ресурсах, а в статике на хостинге.

С чего начал:

1️⃣ Лонгрид по книге «Жизнь на полной мощности». Это не саммари, а развёрнутая статья с изложением основных тезисов и дополнениями. 2024 год он провёл на сервисе Edutoria, а в этом году они свернули работу с партнёрами.

2️⃣ Демо-лонгрид по книге «Цифровая трансформация бизнеса». Аналогичный формат, но в виде демо-версии. Здесь вырезано примерно 70% контента, т.к. проект был подробнее и ближе к тексту.

3️⃣ Открытый микро-курс по вебинару «PR-минимум для стартапа». Это была отправная точка моего фокуса на лонгридах и аппроксимация того, что мне кажется правильным создавать в обучении. Субдомен ФРИИ, на котором он лежит, периодически не работает, поэтому я перенёс его на свой хостинг.

🙄 И, раз все всё равно проверят наличие главной страницы на домене, ещё одна ссылка:

4️⃣ Переезд постов из Телеграма на внешний блог. Выходим из уютной тележеньки на оперативный простор. Работы там ещё много, перенос начал недавно.

Уточнения: да, я знаю, что «похоже кое-на-кого»; да, даже аватарка; нет, так не задумывалось; да, вы мне не верите.

Репостить можно куда угодно без ограничений.

В феврале вернусь с новыми обновлениями.

#elearning #edtech #мой_контент
🔥7
Главная новость февраля в отдельно взятом канале

Я просто оставлю здесь ссылку на «Лонгридошную»: https://longread.media/

Так сложилось, что eLearning очень раздроблен. Все сидят по блогам, по корпоративным порталам, по изолированным сообществам.

В отрасли не было простой советской медиа-площадки. Теперь будет.

P.S. Пишите в комментарии про всё, что думаете / увидели / понравилось / показалось странным.
🔥9👍41
Forwarded from Лонгридошная
Привет, мир!

Это «Лонгридошная», онлайн-журнал для тех, кто создаёт учебный контент.

На сайте longread.media мы рассказываем про «невидимый эдтех» — индустрию создания корпоративных учебных материалов.

Почему «невидимый» 🤔? Ну, про Нетологию, Скиллбокс и Геткурс слышали все, а про тысячи электронных учебников, которые каждый год создают методисты, редакторы, дизайнеры и верстальщики для B2B, слышали только сотрудники компаний, которые их читают.

Мы решили, что пора выйти из сумрака, и будем организованно писать про асинхронный учебный контент для тех, кто его создаёт, проектирует и использует для развития компании.

Подробнее об идее журнала читайте в колонке редактора.

И, конечно, заходите читать наши статьи 🙂
12🔥6
eLearning — это сфера digital, а не сфера образования

Я вокруг этой мысли ходил давно, а после курса по бренд-медиа у меня всё сошлось:

1️⃣ Редакция бренд-медиа создаёт полезный контент для внешних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.

2️⃣ Редакция L&D-отдела создаёт полезный контент для внутренних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.

👀 Даже источники часто одинаковые: книги, подкасты, статьи, научные работы, эксперты. Только в eLearning добавляются внутренние регламенты, справки, описания процессов и инструкции.

💁🏻‍♂️ Убрать из этого то, что я назвал «методический снобизм» — и получается, что создатели eLearning не «обучают», а «информируют», «рассказывают полезное», «расширяют опыт и насмотренность».

На что-то другое, по большому счёту, цифровой учебник без сопровождения и обратной связи рассчитывать не может. И это не недостаток, а замысел: учебник — это инструмент для самообучения, а самообучение зависит от самодисциплины.

🙄 Принятие простого тезиса, что eLearning-команда в L&D — это «внутренняя редакция полезных материалов», устранит большинство противоречий в отрасли:

— Серьёзно научить слайдами нельзя!

БЫЛО: 😭 Можно! Нужен только мощный сторителлинг и геймификация!!!
СТАЛО: 🧐 Верно. И мы не пытаемся серьёзно учить, мы даём общую теорию и понятные инструкции в удобной форме.

— Ваши длинные тексты никто не читает!

БЫЛО: 😭 Неееет! Добавим картинок и поставим обязательный тест — тогда пройдут!!!
СТАЛО: 🧐 Действительно. Давайте попробуем сделать текст понятнее и короче, а остальную информацию перенесём в памятки или базу знаний.

— Мы купим готовый курс и научим всех сотрудников «Эмпатии на рабочем месте»!

БЫЛО: 🤩 Да, конечно! После 45 минут чтения комикса про Машу и Петю все сотрудники станут мастерами эмпатии!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. В асинхронном курсе на 30-60 минут мы сможем дать основы, показать несколько примеров и проверить понимание сути на паре кейсов. Чтобы реально менять поведение, eLearning должен быть одной из множества «точек контакта», а не единственным обучением.

— Мы хотим сделать серьёзный курс, поэтому мы перенесли в конструктор 100 страниц А4 / 350 слайдов 1600x900px.

БЫЛО: 🤩 Да, супер! Конечно, за 8 часов чтения плотного контента все сотрудники усвоят все навыки!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. Огромный материал для самостоятельного изучения — это вы придумали учебник или монографию. Электронные курсы могут поддержать изучение больших тем, если их подробить на части и обеспечить сопровождение другими формами, но загонять всех в многочасовой тупняк перед монитором, даже с перерывами, — это негуманно.

И так далее, включая бессмертное «а можно это будет всё же внутренняя редакция, а не универсальные специалисты 10-в-1?...»

Короче:

Электронное обучение — это «инвертированный» контент-маркетинг: он направлен на людей в компании вместо людей вне компании и меняет поведение сотрудников, а не покупателей


В обоих случаях процесс направляют специалисты по изменению поведения — маркетингу («уговорить на конверсионное действие, в идеале покупку») либо обучению («уговорить на получение и использование новых знаний и навыков»).

Итого: eLearning — это не замена программам ДПО, практическим мастер-классам, выездным программам.

Это «узкоспециализированный полезный контент для узкоспециализированной аудитории, который помогает решать узкоспециализированные задачи».

И форма и подходы к разработке такого контента в digital и elearning на практике очень близки.

〰️〰️〰️

🤔 — интересно
😐 — очень длинно
🗿 — наслушался курсов и дичь пишет

#elearning #edtech #медиа
🤔268👏2😐2👍1
Как удвоить себе работу на ровном месте

Нашёл для «Лонгридошной» тему для статьи: словарь терминов индустрии обучения. Нашёл исходники. Обработал.

— Не, без примеров как-то не очень, надо написать.


😬 Двадцать семь терминов. Каждый — длинный абзац.

🫠 И к ним двадцать семь примеров. Каждый — длинный абзац.

«Удвоение ВВП» как оно есть.

🔽 Теги внизу поста никогда не были настолько релевантными:

#elearning #edtech #медиа
🔥13😱4🤣2👍1
Обобщим про мотивацию к обучению

Прослушал два толковых курса и увидел по динамике оценок, что доходимость до финала — 20-30%. Это очень даже немало для такого формата, но вопрос стоит шире:

— Почему люди тратят деньги на учебные продукты, но не изучают их до конца?


Если отбросить эмоциональный маркетинг, когда люди делают импульсивную покупку после особо забористого «продающего» сообщения, останется вопрос мотивации к обучению вообще.

О ней и поговорим.

1️⃣ Почему люди НЕ учатся

🛠 Обучение — это в любом случае усилие. Это расход ресурсов (времени, энергии, денег) на выполнение некой работы (чтение, прослушивание, практика) с не всегда определёнными результатами (светлое будущее, новая позиция, смена деятельности). Это инвестиционный проект в надежде на отдачу.

🥱 Лень — это механизм сохранения ресурсов. Когда человек ленится, значит, расход усилий на задачу кажется ему расточительным, т.е. не несёт убедительной пользы или выгоды. Этакий менеджер инвестфонда, который отсекает затратные проекты с непонятными результатами.

Получается так:

Люди игнорируют обучение, если не видят понятный механизм возврата вложенных усилий


2️⃣ Когда люди УЧАТСЯ

Люди вкладывают усилия в обучение, когда это приносит понятный «возврат инвестиций».

☺️ Это не обязательно деньги или статус: кому-то может быть ценно, что освоение гитары погружает в медитативное состояние, другому — что в группе курса сложилась прикольная атмосфера. Это большинство лайфстайл-эдтеха: курсы «для души» или «ради тусовки».

👨‍💻 Cильным мотиватором может быть не «возврат», а «не потеря». Проще говоря, когда обучение настолько необходимо, что экономия усилий на него безальтернативно приведёт к бóльшим потерям в будущем. Это формат бизнес-школ: программы для предпринимателей, курсы для управленцев и т.д.

👩🏻‍🎓 Обучение профессиям стоит особняком: это большие программы, требующие значительных ресурсов и усилий, при этом с неочевидным отложенным возвратом. Студентов надо постоянно «накачивать» мотивацией — это непросто.

📊 Корпоративный eLearning с мотивацией пока не разобрался. Электронные курсы часто обязательно-принудительные, проектируются сугубо в воображении L&D-отдела, а мотив «не потери» достигается административными способами («а то уволим»). Тезис «сотрудники будут учиться, когда поймут, что им это выгодно» редко обсуждается на планёрках HR-подразделений.

Про важность НАДО и выгоды в обучении тоже писал.

Но есть одна лазейка в мотивацию, про которую стоит помнить:

3️⃣ Обучение контекстно

Отношение усилий к возврату, равно как степень «мне НАДО» — не статичны. Они колеблются: во времени, между выполняемыми задачами, в зависимости от планов на жизнь и даже просто по настроению.

Ранее в канале я назвал это Education-Moment Fit, или «соответствие обучения текущему моменту». А в выступлении на конференции продвигал, что обучение как продажа поведения хорошо ложится на «лестницу узнавания» Бена Ханта в маркетинге.

Это значит, что:

Момент «согласия вложить усилия» можно угадать, поймать или приблизить средствами маркетинга


🫠 В инфобизе злоупотребление «прогревами» создало репутацию мошенничества и продажи воздуха.
🙄 В B2C-EdTech и экспертных курсах стараются балансировать ожидания и реальность, но иногда срываются.
😬 А в B2B-EdTech на эту тему в большинстве компаний даже конь не валялся.

Но! Если в коммерческом эдтехе «продажа» буквальна (💰), то в корпорациях придётся «продавать» всем, что есть: материально (повышение), социально (ответственность, статус), идейно (культура, ценности).

«Продавать» смену поведения лучше силами не только маркетологов, но также социологов, психологов и даже политологов с философами


Доклад окончил, мотивацию скоро сменят другие темы.

〰️〰️〰️

🤔 — содержательно
😐 — лучше пиши такое в статьях
🗿 — вот же тебя жмыхнуло

#elearning #edtech #дайджест
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔11🗿5👍32😐1
Избранное с конференции про обучение персонала 13.02.25

— Что мы будем делать сегодня, Брэйн?

— То же, что и всегда, Пинки: говорить про фатальную недооценённость формата мультимедийных лонгридов для корпоративного обучения.

〰️〰️〰️

🎭 Протестировали материал для стендапа серьёзного выступления, собрали понимающие кивки и печальные улыбки.

✍🏻 В этом году буду продолжать говорить о том, что приоритизировать в разработке контента нужно людей пишущих, а не верстающих.

#elearning #edtech #медиа
👍7🔥54
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Когда прямолинейность — это норма Слушаем с женой книгу «Радикальная прямота». Звучит сурово, но давайте объясним на джунах. Дано: джун криво сделал задачу. Задача: эффективно на это отреагировать. Варианты решения: 🤬 Оскорбительная агрессия: «Ты сделал…
Об обратной связи замолвите слово

Так совпало, что несколько дней концентрированно и с разными людьми обсуждал вопрос обратной связи, прежде всего профессиональной.

Возможно, это пока не тема для цикла постов / статей, но выводы появились:

1️⃣ «Критика» в переводе с греческого означает «суждение». Критик не уничижает, а именно «судит» объект своего внимания с высоты своего опыта.

Это даёт интересную смену ракурса:

— Суждение может быть профессиональное либо нет, и это влияет на его ценность для автора работы. В афоризме «суди не выше сапога» художнику было важно прислушаться к мнению обувного мастера в вопросе сандалий, но слушать его в вопросе колонн, людей и облаков — не нужно.

— Критика может быть конструктивной, нейтральной или деструктивной. Конструктивное суждение подсказывает, «как лучше»; нейтральное — «как это соотносится с другими»; деструктивное — «почему это плохо». Но любая критика исходит из того, что исходный результат в чём-то «не очень», и эту часть почему-то забывают.

Отсюда следующий тезис:

2️⃣ Критика, а шире — обратная связь от равных или более опытных специалистов — это один из самых быстрых путей к прогрессу. Это буквально «люди, которые повидали некоторые дела в этой отрасли, показывают тебе недостатки, заблуждения и точки роста в твоей работе».

Здесь тоже пара следствий:

— Если человек из той же отрасли и точно более опытный, то не так важно, в какой форме дана критика. Это противоречит современному взгляду на «сахарную» экологичную обратную связь. Суть в том, что если годный комментарий, который объяснил ошибку и позволит её избежать, дан матом — то это уже польза. И антипример: если критиковать мягко, плюшево и потому безрезультатно, то это не критика, а потеря времени обеими сторонами.

— Если человек из другой отрасли или с другим опытом, тогда см. пункт 1: возможно, его «критика» — это мнение или предположение, но не обязательно экспертиза, к которой стоит прислушиваться.

Третий вывод — это приглашение подумать:

3️⃣ Как можно сделать профессиональную критику форматом обучения? «Прожарки», разборы, «вторые мнения», разносы — это кладезь ценных мнений, если их дают люди с опытом и при этом ещё и объясняют, почему так.

И здесь пара отсылок ни к кому конкретно:

— Можно ли назвать «открытыми для критики» людей, который запрещают негативные реакции и комментарии к своей работе?
— Можно ли назвать ценным для развития комментарий «ты молодец!» без «...но здесь можно было лучше вот так»?
— Можно ли ожидать, что «закрытые для критики» люди профессионально развиваются и растут в своём навыке?

Многие из вас проходили курсы с кураторами, чья задача была скорее «домотивировать» вас до конца курса, чем дать потенциально «обидную» обратную связь по домашним заданиям. И что, многому эти курсы вас научили?

〰️〰️〰️

🤔 — а где мне взять критику в моей отрасли?
👎🏻 — критикую этот пост, т.к. реакция не запрещена
🗿 — я за радостных единорожек и против критики

#elearning #edtech
1👎6🤔4👍32🗿1