Пятничная рекомендация #24: ActivePresenter
ActivePresenter — это конструктор интерактивных слайдов из Вьетнама, который здорово выручил на большом проекте летом-осенью.
🤔 Если коротко, то это продукт между iSpring Suite и Articulate Storyline без привязки к внешнему ПО и с ценой Lifetime-лицензии ниже годовых подписок на них.
🧐 Если длиннее, то:
▫️Standalone-программа на Windows и MacOS
▫️Привычная рабочая область с объектами и анимацией
▫️Импорт, шаблоны, тесты, веб-объекты — в наличии
▫️Вставка таблиц, графиков, файлов, 3D-моделей — тоже
▫️>17 видов анимаций(для тех, кто в теме)
▫️Экспорт во что угодно, хоть в xAPI
▫️400 долларов за пожизненную лицензию текущей версии
▫️Значимые обновления версий — со скидкой 40%
💁🏻♂️ В общем, альтернатива Articulate Storyline без склонности к санкциям (чего нельзя сказать про их американский эквайринг 🌚).
Всяческий рекомендасьон, если на работе вас заставляют делать слайды.
Чем помог конкретно мне, оно же #лайфхак:
1️⃣ Запись видео-скринкастов. Записывает последовательность действий в виде скриншотов, на которые можно дополнительно наложить курсор мыши, стрелки, акценты и затемнения. Когда-то это делали в Adobe Captivate, а теперь можно тут. Записали, подредактировали, добавили ИИ-озвучку — и есть либо хороший черновик, либо непритязательный готовый продукт.
2️⃣ Восстановление исходников курсов. Была задача актуализировать курсы из Storyline без исходников (текст в них не копируется). Прокликал все слайды и всплывающие окна —> экспортировал в PDF —> распознал текст в ilovePDF (бесплатно до 50 страниц в файле) —> получил копируемый текст всего материала.
Для обеих задач его даже не обязательно покупать, т.к. при экспорте видео нет ватермарков, а в PDF ватермарк не мешает распознаванию.
Ещё у них в экосистеме есть редактор HTML-анимаций и платформа для интерактивного контента (уроков, презентаций; между LMS и медиа-хостингом).
Попробуйте.
〰️〰️〰️
👍🏻 — знаю или пользуюсь
😐 — впервые слышу
🗿 — «а чем это отличается от...»
#eLearning #edtech #лайфхак #рекомендации
ActivePresenter — это конструктор интерактивных слайдов из Вьетнама, который здорово выручил на большом проекте летом-осенью.
🤔 Если коротко, то это продукт между iSpring Suite и Articulate Storyline без привязки к внешнему ПО и с ценой Lifetime-лицензии ниже годовых подписок на них.
🧐 Если длиннее, то:
▫️Standalone-программа на Windows и MacOS
▫️Привычная рабочая область с объектами и анимацией
▫️Импорт, шаблоны, тесты, веб-объекты — в наличии
▫️Вставка таблиц, графиков, файлов, 3D-моделей — тоже
▫️>17 видов анимаций
▫️Экспорт во что угодно, хоть в xAPI
▫️400 долларов за пожизненную лицензию текущей версии
▫️Значимые обновления версий — со скидкой 40%
💁🏻♂️ В общем, альтернатива Articulate Storyline без склонности к санкциям (чего нельзя сказать про их американский эквайринг 🌚).
Всяческий рекомендасьон, если на работе вас заставляют делать слайды.
Чем помог конкретно мне, оно же #лайфхак:
1️⃣ Запись видео-скринкастов. Записывает последовательность действий в виде скриншотов, на которые можно дополнительно наложить курсор мыши, стрелки, акценты и затемнения. Когда-то это делали в Adobe Captivate, а теперь можно тут. Записали, подредактировали, добавили ИИ-озвучку — и есть либо хороший черновик, либо непритязательный готовый продукт.
2️⃣ Восстановление исходников курсов. Была задача актуализировать курсы из Storyline без исходников (текст в них не копируется). Прокликал все слайды и всплывающие окна —> экспортировал в PDF —> распознал текст в ilovePDF (бесплатно до 50 страниц в файле) —> получил копируемый текст всего материала.
Для обеих задач его даже не обязательно покупать, т.к. при экспорте видео нет ватермарков, а в PDF ватермарк не мешает распознаванию.
Ещё у них в экосистеме есть редактор HTML-анимаций и платформа для интерактивного контента (уроков, презентаций; между LMS и медиа-хостингом).
Попробуйте.
〰️〰️〰️
👍🏻 — знаю или пользуюсь
😐 — впервые слышу
🗿 — «а чем это отличается от...»
#eLearning #edtech #лайфхак #рекомендации
😐9👍5❤3
Нативное распознавание текста в Windows
Встроенную утилиту Windows «Ножницы» — которая делает скриншоты — научили распознавать текст.
Точнее, научили её давно, но заметил я это только сейчас 🙂
Порядок действий такой:
1️⃣ Сделали скриншот
2️⃣ Открыли из уведомления
3️⃣ Нажали кнопку
4️⃣ Скопировали текст
Без sms, регистрации и ботов.
〰️〰️〰️
👍🏻 — буду использовать
🤔 — я на Маке
🗿 — что за утилита?..
#инновации #лайфхак
Встроенную утилиту Windows «Ножницы» — которая делает скриншоты — научили распознавать текст.
Точнее, научили её давно, но заметил я это только сейчас 🙂
Порядок действий такой:
1️⃣ Сделали скриншот
2️⃣ Открыли из уведомления
3️⃣ Нажали кнопку
4️⃣ Скопировали текст
Без sms, регистрации и ботов.
〰️〰️〰️
👍🏻 — буду использовать
🤔 — я на Маке
🗿 — что за утилита?..
#инновации #лайфхак
👍13🤔8🗿2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Пять жанров лонгридов, или Вообще-то курсы неодинаковые В комментариях к посту про сторителлинг сформулировал, что рисованный курс с персонажами можно назвать образовательная визуальная новелла, и это гораздо точнее, чем просто «электронный курс». Это перекликается…
Что лучше подавать в лонгридах
😎 Написали батальное полотно на VC:
Когда лонгриды лучше слайдов и видео
👀 Всё, что вы хотели знать о неизвестном мире цифрового контента в корпоративном электронном обучении.
Предыдущее полотно цикла: тут.
Частоту публикаций обязательно нарастим.
〰️〰️〰️
👍🏻 — редактура и еЛёрнинг сразу!
🗿 — из Марий-Эл к тебе уже летит «Ярс»
#елёрнинг #edtech #медиа #мой_контент
😎 Написали батальное полотно на VC:
Когда лонгриды лучше слайдов и видео
👀 Всё, что вы хотели знать о неизвестном мире цифрового контента в корпоративном электронном обучении.
Предыдущее полотно цикла: тут.
Частоту публикаций обязательно нарастим.
〰️〰️〰️
👍🏻 — редактура и еЛёрнинг сразу!
🗿 — из Марий-Эл к тебе уже летит «Ярс»
#елёрнинг #edtech #медиа #мой_контент
👍10🗿1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Чего мне не хватало в 2024
По чему латентно скучал весь год — так это по языкам.
😎 В 2023 году получилось проводить интервью про EdTech на испанском и питчить проекты на английском.
🥖 Французский тоже зацепил, хоть ему и досталось заказывать кофе и задавать неудобные вопросы историку наполеоновских войн.
🇷🇺 В 2024 году я всё это импортозаместил русским: и интервью, и питчи, и заказ кофе.
Надо это как-то возвращать. Если вы знаете людей, кому нужны кастдевы и анализ местных реалий EdTech-рынков в ЛатАме, Магрибе и франкофонной Африке — перешлите им этот пост в 2025 году.
А ещё в начале года будет компиляция всех моих постов с обзором зарубежного эдтеха за 1,5 года — уже за полторы сотни проектов из разных стран в удобной таблице. Не пропустите.
#elearing #edtech #медиа
По чему латентно скучал весь год — так это по языкам.
😎 В 2023 году получилось проводить интервью про EdTech на испанском и питчить проекты на английском.
🥖 Французский тоже зацепил, хоть ему и досталось заказывать кофе и задавать неудобные вопросы историку наполеоновских войн.
🇷🇺 В 2024 году я всё это импортозаместил русским: и интервью, и питчи, и заказ кофе.
Надо это как-то возвращать. Если вы знаете людей, кому нужны кастдевы и анализ местных реалий EdTech-рынков в ЛатАме, Магрибе и франкофонной Африке — перешлите им этот пост в 2025 году.
А ещё в начале года будет компиляция всех моих постов с обзором зарубежного эдтеха за 1,5 года — уже за полторы сотни проектов из разных стран в удобной таблице. Не пропустите.
#elearing #edtech #медиа
🔥14👍5❤3
2024 всё
Всё ли получилось? Нет.
Получилось ли многое? Да.
Хайлайт года: обучение в Сколково 👨🏻🎓
Проект года: 120+ лонгридов по ПО🧑🏻💻
Переход года: от соло-специалиста к менеджменту команды 🫡
Решение года: уход с последней наёмной должности 👔
Человек года: жена ❤️
Профессиональное направление следующего года: «образовательная редактура» 📑
Личное направление следующего года: NDA 👀
Накопленный опыт года:
1️⃣ Чаще верьте себе. Ваш опыт уникален.
2️⃣ Авторитеты низвергаемы. Короли часто голые, а колоссы — на глиняных ногах.
3️⃣ Прислушиваться — полезно. Слушать — не обязательно.
4️⃣ Раньше начнёте — быстрее сделаете ошибки — быстрее их исправите.
5️⃣ Команда делает всё лучше.
А теперь — отдыхаем 🎄
#elearning #edtech #media #ed_мысли
Всё ли получилось? Нет.
Получилось ли многое? Да.
Хайлайт года: обучение в Сколково 👨🏻🎓
Проект года: 120+ лонгридов по ПО🧑🏻💻
Переход года: от соло-специалиста к менеджменту команды 🫡
Решение года: уход с последней наёмной должности 👔
Человек года: жена ❤️
Профессиональное направление следующего года: «образовательная редактура» 📑
Личное направление следующего года: NDA 👀
Накопленный опыт года:
1️⃣ Чаще верьте себе. Ваш опыт уникален.
2️⃣ Авторитеты низвергаемы. Короли часто голые, а колоссы — на глиняных ногах.
3️⃣ Прислушиваться — полезно. Слушать — не обязательно.
4️⃣ Раньше начнёте — быстрее сделаете ошибки — быстрее их исправите.
5️⃣ Команда делает всё лучше.
А теперь — отдыхаем 🎄
#elearning #edtech #media #ed_мысли
👍9🔥6❤5
О планах принципах на год
Стратсессия, личные и бизнес-планы — это всё понятно. Но это скорее прикладные следствия из неких базовых принципов деятельности.
Базовые принципы мне в январе видятся такими:
1️⃣ Приобретённые носители знаний важно обрабатывать. В 2024 году я купил больше книг и подписок на контент, чем вдумчиво прочитал.
Заставлять себя читать дичь не нужно, но важно прочитать достаточно, чтобы такая оценка была обоснованной.
2️⃣ Важно извлекать из себя накопленный опыт. Выше писал, что в экспертизе и насмотренности гораздо меньше смысла, если они никому не помогают обойти грабли на похожем пути.
Простой пример — шаблоны и гайды для проектов. Пример посложнее — формулирование личного видения «как правильно».
3️⃣ Важно фокусироваться на конечном числе задач. Все про это пишут, поэтому коротко:
«Попробуйте выбрать одну сферу и уделить ей все ваши усилия в течение хотя бы одного месяца — и посмотрите, что будет» (с)
Распылённость исторически кусала за пятки, и не раз. Сейчас кажется, что лучше сделать две вещи на 8 из 10, чем четыре вещи на 4 из 10.
Посмотрим, как пройдёт этот год.
〰️〰️〰️
🤔 — откликается
🗿 — не откликается
#elearning #edtech #медиа
Стратсессия, личные и бизнес-планы — это всё понятно. Но это скорее прикладные следствия из неких базовых принципов деятельности.
Базовые принципы мне в январе видятся такими:
1️⃣ Приобретённые носители знаний важно обрабатывать. В 2024 году я купил больше книг и подписок на контент, чем вдумчиво прочитал.
Нужно притормозить поиск знаний и ускорить их освоение
Заставлять себя читать дичь не нужно, но важно прочитать достаточно, чтобы такая оценка была обоснованной.
2️⃣ Важно извлекать из себя накопленный опыт. Выше писал, что в экспертизе и насмотренности гораздо меньше смысла, если они никому не помогают обойти грабли на похожем пути.
Нужно картографировать свою область знаний — «сюда не ходи, а так делай»
Простой пример — шаблоны и гайды для проектов. Пример посложнее — формулирование личного видения «как правильно».
3️⃣ Важно фокусироваться на конечном числе задач. Все про это пишут, поэтому коротко:
Время и продуктивность — ограниченные ресурсы, поэтому для заметных достижений их нужно концентрировать
«Попробуйте выбрать одну сферу и уделить ей все ваши усилия в течение хотя бы одного месяца — и посмотрите, что будет» (с)
Распылённость исторически кусала за пятки, и не раз. Сейчас кажется, что лучше сделать две вещи на 8 из 10, чем четыре вещи на 4 из 10.
Посмотрим, как пройдёт этот год.
〰️〰️〰️
🤔 — откликается
🗿 — не откликается
#elearning #edtech #медиа
🤔18👍2🗿1
Удаление и замена фона в Windows
Ранее было про распознавание текста встроенной программой Snipping Tool. Продолжаем тему.
Во встроенном редакторе фотографий Windows есть функция работы с фоном: «заблюривание», удаление или сплошная заливка. Есть инструмент «кисть» для ручного контроля, что удалять / оставлять.
Вполне пригодно для большинства несложных задач быстрой работы с картинками:
1️⃣ при пересборке старых курсов;
2️⃣ при работе с фотографиями;
3️⃣ при оформлении сайтов, страниц, постов.
Местами работает грубее специализированных стартапов на эту тему, зато доступен прямо из просмотра фотографии (по кнопке Edit слева вверху).
〰️〰️〰️
👍🏻 — уже использую
😐 — впервые вижу
🗿 — фотошоп мой выбор
#elearning #edtech #лайфхак
Ранее было про распознавание текста встроенной программой Snipping Tool. Продолжаем тему.
Во встроенном редакторе фотографий Windows есть функция работы с фоном: «заблюривание», удаление или сплошная заливка. Есть инструмент «кисть» для ручного контроля, что удалять / оставлять.
Вполне пригодно для большинства несложных задач быстрой работы с картинками:
1️⃣ при пересборке старых курсов;
2️⃣ при работе с фотографиями;
3️⃣ при оформлении сайтов, страниц, постов.
Местами работает грубее специализированных стартапов на эту тему, зато доступен прямо из просмотра фотографии (по кнопке Edit слева вверху).
〰️〰️〰️
👍🏻 — уже использую
😐 — впервые вижу
🗿 — фотошоп мой выбор
#elearning #edtech #лайфхак
😐5👍1
Не улучшать подачу, а работать с мотивацией
Несколько раз касался темы внутреннего мотива к обучению (про игры, про книги и курсы). Появились новые мысли.
💁🏻♂️ Вкратце моя позиция про мотивацию:
1️⃣ Личная мотивация к обучению — это когда тебе НАДО что-то узнать, понять, освоить. Например, когда не понимаешь, как делать работу; не можешь говорить с партнёрами на их языке; теряешь заказы и клиентов из-за провалов в процессах.
2️⃣ Геймификация и нарративный дизайн подменяют личную мотивацию соревновательной, накопительной или сенсорной; это мотивация через ВЕСЕЛО. Это тоже какой-то стимул, но он синтетический, навязанный, пусть даже искусно.
3️⃣ НАДО уделывает любое ВЕСЕЛО в минуса: высокомотивированные ученики читают талмуды сложных текстов, смотрят скучные вебинары и ездят на мастер-классы после работы. При НАДО учебному контенту достаточно просто «быть», а уже потом «быть красивым и удобным».
Личный пример:
Что это значит для обучения?
😎 В B2C проблемы нет — даже если мы «складируем» купленный контент, существует вероятность, что он будет востребован в будущем (как в моём случае), а его авторы в любом случае уже получили свои деньги.
🧐 В B2B проблема многогранная. Типичный подход к обучению в крупных компаниях — это «как бы нам затолкать в людей выгодную для компании смену поведения, да ещё и добровольно и с песней».
Это задача с тремя «звёздочками»:
⭐️ — люди не хотят, чтобы в них что-либо заталкивали;
⭐️ — люди не меняют поведение без веской причины;
⭐️ — люди не будут учиться ради работодателя.
Мотивация через ВЕСЕЛО пытается решить эту задачу миловидным обманом: «Смотри, какие весёлые картинки! 🤩 А как тут всё прикольно! 🥳 Тебя опередил коллега! 😮 Догони его в рейтинге! 💪🏻».
Мотивация через НАДО встречается, но изолированно — когда результаты обучения прямо привязываются к повышению в должности или окладе при направлении на курсы от компании или выполнении сложной задачи. Также используется метод «иначе не допустим к работе», но он, конечно, не работает.
Отсюда тезис, над которым стоит думать чаще:
Чтобы решить эту задачу, нужно отвлечься от ВЕСЕЛО и чаще искать НАДО. И может так получиться, что продукция L&D-отдела должна будет получить другую форму, направленность и подход к созданию.
〰️〰️〰️
🤔 — повод задуматься
🗿 — духота
#elearning #edtech
Несколько раз касался темы внутреннего мотива к обучению (про игры, про книги и курсы). Появились новые мысли.
💁🏻♂️ Вкратце моя позиция про мотивацию:
1️⃣ Личная мотивация к обучению — это когда тебе НАДО что-то узнать, понять, освоить. Например, когда не понимаешь, как делать работу; не можешь говорить с партнёрами на их языке; теряешь заказы и клиентов из-за провалов в процессах.
2️⃣ Геймификация и нарративный дизайн подменяют личную мотивацию соревновательной, накопительной или сенсорной; это мотивация через ВЕСЕЛО. Это тоже какой-то стимул, но он синтетический, навязанный, пусть даже искусно.
3️⃣ НАДО уделывает любое ВЕСЕЛО в минуса: высокомотивированные ученики читают талмуды сложных текстов, смотрят скучные вебинары и ездят на мастер-классы после работы. При НАДО учебному контенту достаточно просто «быть», а уже потом «быть красивым и удобным».
Личный пример:
Я скупил половину всех годных курсов и книг для редакторов. Одни я читал, другие — листал, третьи — не открывал. Когда я понял, для чего мне это НАДО, я восстановил все доступы к контенту, собрал и начал перечитывать очередь из книг и до кучи купил новый курс, который уже прошёл наполовину.
Что это значит для обучения?
😎 В B2C проблемы нет — даже если мы «складируем» купленный контент, существует вероятность, что он будет востребован в будущем (как в моём случае), а его авторы в любом случае уже получили свои деньги.
🧐 В B2B проблема многогранная. Типичный подход к обучению в крупных компаниях — это «как бы нам затолкать в людей выгодную для компании смену поведения, да ещё и добровольно и с песней».
Это задача с тремя «звёздочками»:
⭐️ — люди не хотят, чтобы в них что-либо заталкивали;
⭐️ — люди не меняют поведение без веской причины;
⭐️ — люди не будут учиться ради работодателя.
Мотивация через ВЕСЕЛО пытается решить эту задачу миловидным обманом: «Смотри, какие весёлые картинки! 🤩 А как тут всё прикольно! 🥳 Тебя опередил коллега! 😮 Догони его в рейтинге! 💪🏻».
Мотивация через НАДО встречается, но изолированно — когда результаты обучения прямо привязываются к повышению в должности или окладе при направлении на курсы от компании или выполнении сложной задачи. Также используется метод «иначе не допустим к работе», но он, конечно, не работает.
Отсюда тезис, над которым стоит думать чаще:
По умолчанию сотрудникам любой компании нафиг не сдалось никакое ваше обучение, которое продвигает ваши интересы в вашей компании — им нужно их обучение, которое продвигает их интересы в вашей компании.
Чтобы решить эту задачу, нужно отвлечься от ВЕСЕЛО и чаще искать НАДО. И может так получиться, что продукция L&D-отдела должна будет получить другую форму, направленность и подход к созданию.
〰️〰️〰️
🤔 — повод задуматься
🗿 — духота
#elearning #edtech
🤔23🔥10👍3🗿2❤1
Тренды цифрового обучения на 2025 год
Взгляд на будущее eLearning от французской ассоциации AFFEN, которая объединяет >10.000 участников с экспертизой в области обучения.
1. Речевые ИИ-агенты для обучения. Речь нативнее, чем письмо, поэтому следующим этапом развития ИИ для сферы образования будет переход от чат-ботов к голосовым ассистентам.
2. Генеративный ИИ. Омниканальные ИИ дают возможность быстро создавать и доносить одно и то же учебное сообщение через разные каналы восприятия. Эффективность такого подхода доказана с 80-х годов, и для развития этого направления уже всё готово.
3. Цифровые ассистенты со способностью к действию. ИИ, которые напрямую выполняют действия за пользователя: например, делают заказы на сайте, звонят по телефону или работают в программах. В сфере обучения такие агенты многократно расширят возможности учеников и преподавателей.
4. Образовательные сообщества. Активное сообщество — это недостающее звено для расцвета асинхронного обучения: каждый сможет учиться в своём ритме по асинхронным материалам и при этом в любой момент получать обратную связь и поддержку от коллектива.
5. Иммерсивная педагогика. Несмотря на дороговизну, технические сложности и недостаток выдающихся приложений, VR-технологии сохраняют свой потенциал для обучения. Это способ погрузить ученика в чувственный опыт, который может быть короче, но при этом ярче и устойчивее других форм обучения.
6. Устранение посредников в обучении. ИИ уже сейчас позволяет людям обучаться практически бесплатно и в своём ритме; необходимость в кураторах и преподавателях снижается. Это приводит к смене ролей в образовании, когда ответственный за обучение должен уже не учить других, а направлять их самообучение.
7. Обучение «снизу вверх». Реализация концепций Peer2Peer-обучения и «коллективного интеллекта» ставит учащихся в центр и обучения, и процесса создания учебных материалов друг для друга. Это совершенно новый, другой подход к организации обмена знаниями и опытом между людьми.
8. Маркетизация eLearning. Электронное обучение страдает от проблемы мотивации: ученики сидят перед экранами и ищут в себе мотив учиться. При этом мотив к обучению — всегда социальный (норма, одобрение, успех, статус), и именно социуму надлежит его «продвигать». Так появился маркетинг учебного процесса: Learning Experience, «вау!-эффект», инструменты вовлечения и т.д. Процесс обучения уходит от эксперто-центричности и становится ученик-центричным, и это важный культурный сдвиг.
9. Инжиниринг платформ. LMS на деле управляют не «обучением», а «учебным контентом». Демократизация создания материалов принесёт ещё больше контента, как и генеративные ИИ. Но главная инновация — в анализе данных и предиктивной аналитике потребностей учащихся. LMS должны быть не рупором контента, а чутким слушателем своих пользователей.
10. Углеродный след EdTech. Если экологический след очных занятий (транспорт, электричество, вода и пр.) возможно посчитать, то eLearning так пока не оценивался. Для тех учеников, кому это важно, это может быть дополнительным мотивом.
Бонус. Интернет вещей и носимые устройства находятся на подъёме. Обучение wellbeing-практикам не в теории, а на основе реальных данных от подключённых устройств, находится в шаге от революции.
〰️〰️〰️
Больше ЭдТеха — в канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»
Взгляд на будущее eLearning от французской ассоциации AFFEN, которая объединяет >10.000 участников с экспертизой в области обучения.
1. Речевые ИИ-агенты для обучения. Речь нативнее, чем письмо, поэтому следующим этапом развития ИИ для сферы образования будет переход от чат-ботов к голосовым ассистентам.
2. Генеративный ИИ. Омниканальные ИИ дают возможность быстро создавать и доносить одно и то же учебное сообщение через разные каналы восприятия. Эффективность такого подхода доказана с 80-х годов, и для развития этого направления уже всё готово.
3. Цифровые ассистенты со способностью к действию. ИИ, которые напрямую выполняют действия за пользователя: например, делают заказы на сайте, звонят по телефону или работают в программах. В сфере обучения такие агенты многократно расширят возможности учеников и преподавателей.
4. Образовательные сообщества. Активное сообщество — это недостающее звено для расцвета асинхронного обучения: каждый сможет учиться в своём ритме по асинхронным материалам и при этом в любой момент получать обратную связь и поддержку от коллектива.
5. Иммерсивная педагогика. Несмотря на дороговизну, технические сложности и недостаток выдающихся приложений, VR-технологии сохраняют свой потенциал для обучения. Это способ погрузить ученика в чувственный опыт, который может быть короче, но при этом ярче и устойчивее других форм обучения.
6. Устранение посредников в обучении. ИИ уже сейчас позволяет людям обучаться практически бесплатно и в своём ритме; необходимость в кураторах и преподавателях снижается. Это приводит к смене ролей в образовании, когда ответственный за обучение должен уже не учить других, а направлять их самообучение.
7. Обучение «снизу вверх». Реализация концепций Peer2Peer-обучения и «коллективного интеллекта» ставит учащихся в центр и обучения, и процесса создания учебных материалов друг для друга. Это совершенно новый, другой подход к организации обмена знаниями и опытом между людьми.
8. Маркетизация eLearning. Электронное обучение страдает от проблемы мотивации: ученики сидят перед экранами и ищут в себе мотив учиться. При этом мотив к обучению — всегда социальный (норма, одобрение, успех, статус), и именно социуму надлежит его «продвигать». Так появился маркетинг учебного процесса: Learning Experience, «вау!-эффект», инструменты вовлечения и т.д. Процесс обучения уходит от эксперто-центричности и становится ученик-центричным, и это важный культурный сдвиг.
9. Инжиниринг платформ. LMS на деле управляют не «обучением», а «учебным контентом». Демократизация создания материалов принесёт ещё больше контента, как и генеративные ИИ. Но главная инновация — в анализе данных и предиктивной аналитике потребностей учащихся. LMS должны быть не рупором контента, а чутким слушателем своих пользователей.
10. Углеродный след EdTech. Если экологический след очных занятий (транспорт, электричество, вода и пр.) возможно посчитать, то eLearning так пока не оценивался. Для тех учеников, кому это важно, это может быть дополнительным мотивом.
Бонус. Интернет вещей и носимые устройства находятся на подъёме. Обучение wellbeing-практикам не в теории, а на основе реальных данных от подключённых устройств, находится в шаге от революции.
〰️〰️〰️
Больше ЭдТеха — в канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»
👍5🔥3
Скоро мы все будем кодить
Когда несколько лет назад в Сбере внедрили массовое обучение сотрудников языку Python, у некоторых это вызывало смешки:
— Ха, зачем всем Python, он же нужен только кодерам 🤣
А сейчас мы все смотрим на лавину ИИ-сервисов и вникаем своим гуманитарным бэкграундом в документацию их API.
Не являюсь восторженным фанатом новомодных чат-ботов (мне ближе генерация картинок), но тренд на «мультидисциплинарность» очевидный:
Для этого не нужно быть инженером, но важно минимально разобраться.
Тоже ниша для B2C- и B2B-обучения.
#elearning #edtech #инновации
Когда несколько лет назад в Сбере внедрили массовое обучение сотрудников языку Python, у некоторых это вызывало смешки:
— Ха, зачем всем Python, он же нужен только кодерам 🤣
А сейчас мы все смотрим на лавину ИИ-сервисов и вникаем своим гуманитарным бэкграундом в документацию их API.
Не являюсь восторженным фанатом новомодных чат-ботов (мне ближе генерация картинок), но тренд на «мультидисциплинарность» очевидный:
Быстрее побегут те, кто успеет к текущей специальности добавить продвинутую цифровую грамотность
Для этого не нужно быть инженером, но важно минимально разобраться.
Тоже ниша для B2C- и B2B-обучения.
#elearning #edtech #инновации
👍6🤔4
Время собирать камни
В новый год — с новыммировым порядком. Начал процесс сборки примеров своих работ в публичном поле.
Чтобы не ворох ссылок на внешних ресурсах, а в статике на хостинге.
С чего начал:
1️⃣ Лонгрид по книге «Жизнь на полной мощности». Это не саммари, а развёрнутая статья с изложением основных тезисов и дополнениями. 2024 год он провёл на сервисе Edutoria, а в этом году они свернули работу с партнёрами.
2️⃣ Демо-лонгрид по книге «Цифровая трансформация бизнеса». Аналогичный формат, но в виде демо-версии. Здесь вырезано примерно 70% контента, т.к. проект был подробнее и ближе к тексту.
3️⃣ Открытый микро-курс по вебинару «PR-минимум для стартапа». Это была отправная точка моего фокуса на лонгридах и аппроксимация того, что мне кажется правильным создавать в обучении. Субдомен ФРИИ, на котором он лежит, периодически не работает, поэтому я перенёс его на свой хостинг.
🙄 И, раз все всё равно проверят наличие главной страницы на домене, ещё одна ссылка:
4️⃣ Переезд постов из Телеграма на внешний блог. Выходим из уютной тележеньки на оперативный простор. Работы там ещё много, перенос начал недавно.
Уточнения:да, я знаю, что «похоже кое-на-кого»; да, даже аватарка; нет, так не задумывалось; да, вы мне не верите.
Репостить можно куда угодно без ограничений.
В феврале вернусь с новыми обновлениями.
#elearning #edtech #мой_контент
В новый год — с новым
Чтобы не ворох ссылок на внешних ресурсах, а в статике на хостинге.
С чего начал:
1️⃣ Лонгрид по книге «Жизнь на полной мощности». Это не саммари, а развёрнутая статья с изложением основных тезисов и дополнениями. 2024 год он провёл на сервисе Edutoria, а в этом году они свернули работу с партнёрами.
2️⃣ Демо-лонгрид по книге «Цифровая трансформация бизнеса». Аналогичный формат, но в виде демо-версии. Здесь вырезано примерно 70% контента, т.к. проект был подробнее и ближе к тексту.
3️⃣ Открытый микро-курс по вебинару «PR-минимум для стартапа». Это была отправная точка моего фокуса на лонгридах и аппроксимация того, что мне кажется правильным создавать в обучении. Субдомен ФРИИ, на котором он лежит, периодически не работает, поэтому я перенёс его на свой хостинг.
🙄 И, раз все всё равно проверят наличие главной страницы на домене, ещё одна ссылка:
4️⃣ Переезд постов из Телеграма на внешний блог. Выходим из уютной тележеньки на оперативный простор. Работы там ещё много, перенос начал недавно.
Уточнения:
Репостить можно куда угодно без ограничений.
В феврале вернусь с новыми обновлениями.
#elearning #edtech #мой_контент
🔥7
Главная новость февраля в отдельно взятом канале
Я просто оставлю здесь ссылку на «Лонгридошную»: https://longread.media/
Так сложилось, что eLearning очень раздроблен. Все сидят по блогам, по корпоративным порталам, по изолированным сообществам.
В отрасли не было простойсоветской медиа-площадки. Теперь будет.
P.S. Пишите в комментарии про всё, что думаете / увидели / понравилось / показалось странным.
Я просто оставлю здесь ссылку на «Лонгридошную»: https://longread.media/
Так сложилось, что eLearning очень раздроблен. Все сидят по блогам, по корпоративным порталам, по изолированным сообществам.
В отрасли не было простой
P.S. Пишите в комментарии про всё, что думаете / увидели / понравилось / показалось странным.
🔥9👍4❤1
Forwarded from Лонгридошная
Привет, мир!
Это «Лонгридошная», онлайн-журнал для тех, кто создаёт учебный контент.
На сайте longread.media мы рассказываем про «невидимый эдтех» — индустрию создания корпоративных учебных материалов.
Почему «невидимый» 🤔? Ну, про Нетологию, Скиллбокс и Геткурс слышали все, а про тысячи электронных учебников, которые каждый год создают методисты, редакторы, дизайнеры и верстальщики для B2B, слышали только сотрудники компаний, которые их читают.
Мы решили, что пора выйти из сумрака, и будем организованно писать про асинхронный учебный контент для тех, кто его создаёт, проектирует и использует для развития компании.
Подробнее об идее журнала читайте в колонке редактора.
И, конечно, заходите читать наши статьи 🙂
Это «Лонгридошная», онлайн-журнал для тех, кто создаёт учебный контент.
На сайте longread.media мы рассказываем про «невидимый эдтех» — индустрию создания корпоративных учебных материалов.
Почему «невидимый» 🤔? Ну, про Нетологию, Скиллбокс и Геткурс слышали все, а про тысячи электронных учебников, которые каждый год создают методисты, редакторы, дизайнеры и верстальщики для B2B, слышали только сотрудники компаний, которые их читают.
Мы решили, что пора выйти из сумрака, и будем организованно писать про асинхронный учебный контент для тех, кто его создаёт, проектирует и использует для развития компании.
Подробнее об идее журнала читайте в колонке редактора.
И, конечно, заходите читать наши статьи 🙂
❤12🔥6
eLearning — это сфера digital, а не сфера образования
Я вокруг этой мысли ходил давно, а после курса по бренд-медиа у меня всё сошлось:
1️⃣ Редакция бренд-медиа создаёт полезный контент для внешних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.
2️⃣ Редакция L&D-отдела создаёт полезный контент для внутренних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.
👀 Даже источники часто одинаковые: книги, подкасты, статьи, научные работы, эксперты. Только в eLearning добавляются внутренние регламенты, справки, описания процессов и инструкции.
💁🏻♂️ Убрать из этого то, что я назвал «методический снобизм» — и получается, что создатели eLearning не «обучают», а «информируют», «рассказывают полезное», «расширяют опыт и насмотренность».
На что-то другое, по большому счёту, цифровой учебник без сопровождения и обратной связи рассчитывать не может. И это не недостаток, а замысел: учебник — это инструмент для самообучения, а самообучение зависит от самодисциплины.
🙄 Принятие простого тезиса, что eLearning-команда в L&D — это «внутренняя редакция полезных материалов», устранит большинство противоречий в отрасли:
— Серьёзно научить слайдами нельзя!
БЫЛО: 😭 Можно! Нужен только мощный сторителлинг и геймификация!!!
СТАЛО: 🧐 Верно. И мы не пытаемся серьёзно учить, мы даём общую теорию и понятные инструкции в удобной форме.
— Ваши длинные тексты никто не читает!
БЫЛО: 😭 Неееет! Добавим картинок и поставим обязательный тест — тогда пройдут!!!
СТАЛО: 🧐 Действительно. Давайте попробуем сделать текст понятнее и короче, а остальную информацию перенесём в памятки или базу знаний.
— Мы купим готовый курс и научим всех сотрудников «Эмпатии на рабочем месте»!
БЫЛО: 🤩 Да, конечно! После 45 минут чтения комикса про Машу и Петю все сотрудники станут мастерами эмпатии!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. В асинхронном курсе на 30-60 минут мы сможем дать основы, показать несколько примеров и проверить понимание сути на паре кейсов. Чтобы реально менять поведение, eLearning должен быть одной из множества «точек контакта», а не единственным обучением.
— Мы хотим сделать серьёзный курс, поэтому мы перенесли в конструктор 100 страниц А4 / 350 слайдов 1600x900px.
БЫЛО: 🤩 Да, супер! Конечно, за 8 часов чтения плотного контента все сотрудники усвоят все навыки!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. Огромный материал для самостоятельного изучения — это вы придумали учебник или монографию. Электронные курсы могут поддержать изучение больших тем, если их подробить на части и обеспечить сопровождение другими формами, но загонять всех в многочасовой тупняк перед монитором, даже с перерывами, — это негуманно.
И так далее, включая бессмертное «а можно это будет всё же внутренняя редакция, а не универсальные специалисты 10-в-1?...»
Короче:
В обоих случаях процесс направляют специалисты по изменению поведения — маркетингу («уговорить на конверсионное действие, в идеале покупку») либо обучению («уговорить на получение и использование новых знаний и навыков»).
Итого: eLearning — это не замена программам ДПО, практическим мастер-классам, выездным программам.
Это «узкоспециализированный полезный контент для узкоспециализированной аудитории, который помогает решать узкоспециализированные задачи».
И форма и подходы к разработке такого контента в digital и elearning на практике очень близки.
〰️〰️〰️
🤔 — интересно
😐 — очень длинно
🗿 — наслушался курсов и дичь пишет
#elearning #edtech #медиа
Я вокруг этой мысли ходил давно, а после курса по бренд-медиа у меня всё сошлось:
1️⃣ Редакция бренд-медиа создаёт полезный контент для внешних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.
2️⃣ Редакция L&D-отдела создаёт полезный контент для внутренних пользователей, чтобы вовлечь их в эффективность компании: повысить продажи, рентабельность, прибыль.
👀 Даже источники часто одинаковые: книги, подкасты, статьи, научные работы, эксперты. Только в eLearning добавляются внутренние регламенты, справки, описания процессов и инструкции.
💁🏻♂️ Убрать из этого то, что я назвал «методический снобизм» — и получается, что создатели eLearning не «обучают», а «информируют», «рассказывают полезное», «расширяют опыт и насмотренность».
На что-то другое, по большому счёту, цифровой учебник без сопровождения и обратной связи рассчитывать не может. И это не недостаток, а замысел: учебник — это инструмент для самообучения, а самообучение зависит от самодисциплины.
🙄 Принятие простого тезиса, что eLearning-команда в L&D — это «внутренняя редакция полезных материалов», устранит большинство противоречий в отрасли:
— Серьёзно научить слайдами нельзя!
БЫЛО: 😭 Можно! Нужен только мощный сторителлинг и геймификация!!!
СТАЛО: 🧐 Верно. И мы не пытаемся серьёзно учить, мы даём общую теорию и понятные инструкции в удобной форме.
— Ваши длинные тексты никто не читает!
БЫЛО: 😭 Неееет! Добавим картинок и поставим обязательный тест — тогда пройдут!!!
СТАЛО: 🧐 Действительно. Давайте попробуем сделать текст понятнее и короче, а остальную информацию перенесём в памятки или базу знаний.
— Мы купим готовый курс и научим всех сотрудников «Эмпатии на рабочем месте»!
БЫЛО: 🤩 Да, конечно! После 45 минут чтения комикса про Машу и Петю все сотрудники станут мастерами эмпатии!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. В асинхронном курсе на 30-60 минут мы сможем дать основы, показать несколько примеров и проверить понимание сути на паре кейсов. Чтобы реально менять поведение, eLearning должен быть одной из множества «точек контакта», а не единственным обучением.
— Мы хотим сделать серьёзный курс, поэтому мы перенесли в конструктор 100 страниц А4 / 350 слайдов 1600x900px.
БЫЛО: 🤩 Да, супер! Конечно, за 8 часов чтения плотного контента все сотрудники усвоят все навыки!!!
СТАЛО: 🧐 Нет, это так не работает. Огромный материал для самостоятельного изучения — это вы придумали учебник или монографию. Электронные курсы могут поддержать изучение больших тем, если их подробить на части и обеспечить сопровождение другими формами, но загонять всех в многочасовой тупняк перед монитором, даже с перерывами, — это негуманно.
И так далее, включая бессмертное «а можно это будет всё же внутренняя редакция, а не универсальные специалисты 10-в-1?...»
Короче:
Электронное обучение — это «инвертированный» контент-маркетинг: он направлен на людей в компании вместо людей вне компании и меняет поведение сотрудников, а не покупателей
В обоих случаях процесс направляют специалисты по изменению поведения — маркетингу («уговорить на конверсионное действие, в идеале покупку») либо обучению («уговорить на получение и использование новых знаний и навыков»).
Итого: eLearning — это не замена программам ДПО, практическим мастер-классам, выездным программам.
Это «узкоспециализированный полезный контент для узкоспециализированной аудитории, который помогает решать узкоспециализированные задачи».
И форма и подходы к разработке такого контента в digital и elearning на практике очень близки.
〰️〰️〰️
🤔 — интересно
😐 — очень длинно
🗿 — наслушался курсов и дичь пишет
#elearning #edtech #медиа
🤔26❤8👏2😐2👍1
Как удвоить себе работу на ровном месте
Нашёл для «Лонгридошной» тему для статьи: словарь терминов индустрии обучения. Нашёл исходники. Обработал.
😬 Двадцать семь терминов. Каждый — длинный абзац.
🫠 И к ним двадцать семь примеров. Каждый — длинный абзац.
«Удвоение ВВП» как оно есть.
🔽 Теги внизу поста никогда не были настолько релевантными:
#elearning #edtech #медиа
Нашёл для «Лонгридошной» тему для статьи: словарь терминов индустрии обучения. Нашёл исходники. Обработал.
— Не, без примеров как-то не очень, надо написать.
😬 Двадцать семь терминов. Каждый — длинный абзац.
🫠 И к ним двадцать семь примеров. Каждый — длинный абзац.
«Удвоение ВВП» как оно есть.
🔽 Теги внизу поста никогда не были настолько релевантными:
#elearning #edtech #медиа
🔥13😱4🤣2👍1
Обобщим про мотивацию к обучению
Прослушал два толковых курса и увидел по динамике оценок, что доходимость до финала — 20-30%. Это очень даже немало для такого формата, но вопрос стоит шире:
Если отбросить эмоциональный маркетинг, когда люди делают импульсивную покупку после особо забористого «продающего» сообщения, останется вопрос мотивации к обучению вообще.
О ней и поговорим.
1️⃣ Почему люди НЕ учатся
🛠 Обучение — это в любом случае усилие. Это расход ресурсов (времени, энергии, денег) на выполнение некой работы (чтение, прослушивание, практика) с не всегда определёнными результатами (светлое будущее, новая позиция, смена деятельности). Это инвестиционный проект в надежде на отдачу.
🥱 Лень — это механизм сохранения ресурсов. Когда человек ленится, значит, расход усилий на задачу кажется ему расточительным, т.е. не несёт убедительной пользы или выгоды. Этакий менеджер инвестфонда, который отсекает затратные проекты с непонятными результатами.
Получается так:
2️⃣ Когда люди УЧАТСЯ
Люди вкладывают усилия в обучение, когда это приносит понятный «возврат инвестиций».
☺️ Это не обязательно деньги или статус: кому-то может быть ценно, что освоение гитары погружает в медитативное состояние, другому — что в группе курса сложилась прикольная атмосфера. Это большинство лайфстайл-эдтеха: курсы «для души» или «ради тусовки».
👨💻 Cильным мотиватором может быть не «возврат», а «не потеря». Проще говоря, когда обучение настолько необходимо, что экономия усилий на него безальтернативно приведёт к бóльшим потерям в будущем. Это формат бизнес-школ: программы для предпринимателей, курсы для управленцев и т.д.
👩🏻🎓 Обучение профессиям стоит особняком: это большие программы, требующие значительных ресурсов и усилий, при этом с неочевидным отложенным возвратом. Студентов надо постоянно «накачивать» мотивацией — это непросто.
📊 Корпоративный eLearning с мотивацией пока не разобрался. Электронные курсы часто обязательно-принудительные, проектируются сугубо в воображении L&D-отдела, а мотив «не потери» достигается административными способами («а то уволим»). Тезис «сотрудники будут учиться, когда поймут, что им это выгодно» редко обсуждается на планёрках HR-подразделений.
Про важность НАДО и выгоды в обучении тоже писал.
Но есть одна лазейка в мотивацию, про которую стоит помнить:
3️⃣ Обучение контекстно
Отношение усилий к возврату, равно как степень «мне НАДО» — не статичны. Они колеблются: во времени, между выполняемыми задачами, в зависимости от планов на жизнь и даже просто по настроению.
Ранее в канале я назвал это Education-Moment Fit, или «соответствие обучения текущему моменту». А в выступлении на конференции продвигал, что обучение как продажа поведения хорошо ложится на «лестницу узнавания» Бена Ханта в маркетинге.
Это значит, что:
🫠 В инфобизе злоупотребление «прогревами» создало репутацию мошенничества и продажи воздуха.
🙄 В B2C-EdTech и экспертных курсах стараются балансировать ожидания и реальность, но иногда срываются.
😬 А в B2B-EdTech на эту тему в большинстве компаний даже конь не валялся.
Но! Если в коммерческом эдтехе «продажа» буквальна (💰), то в корпорациях придётся «продавать» всем, что есть: материально (повышение), социально (ответственность, статус), идейно (культура, ценности).
Доклад окончил, мотивацию скоро сменят другие темы.
〰️〰️〰️
🤔 — содержательно
😐 — лучше пиши такое в статьях
🗿 — вот же тебя жмыхнуло
#elearning #edtech #дайджест
Прослушал два толковых курса и увидел по динамике оценок, что доходимость до финала — 20-30%. Это очень даже немало для такого формата, но вопрос стоит шире:
— Почему люди тратят деньги на учебные продукты, но не изучают их до конца?
Если отбросить эмоциональный маркетинг, когда люди делают импульсивную покупку после особо забористого «продающего» сообщения, останется вопрос мотивации к обучению вообще.
О ней и поговорим.
1️⃣ Почему люди НЕ учатся
🛠 Обучение — это в любом случае усилие. Это расход ресурсов (времени, энергии, денег) на выполнение некой работы (чтение, прослушивание, практика) с не всегда определёнными результатами (светлое будущее, новая позиция, смена деятельности). Это инвестиционный проект в надежде на отдачу.
🥱 Лень — это механизм сохранения ресурсов. Когда человек ленится, значит, расход усилий на задачу кажется ему расточительным, т.е. не несёт убедительной пользы или выгоды. Этакий менеджер инвестфонда, который отсекает затратные проекты с непонятными результатами.
Получается так:
Люди игнорируют обучение, если не видят понятный механизм возврата вложенных усилий
2️⃣ Когда люди УЧАТСЯ
Люди вкладывают усилия в обучение, когда это приносит понятный «возврат инвестиций».
☺️ Это не обязательно деньги или статус: кому-то может быть ценно, что освоение гитары погружает в медитативное состояние, другому — что в группе курса сложилась прикольная атмосфера. Это большинство лайфстайл-эдтеха: курсы «для души» или «ради тусовки».
👩🏻🎓 Обучение профессиям стоит особняком: это большие программы, требующие значительных ресурсов и усилий, при этом с неочевидным отложенным возвратом. Студентов надо постоянно «накачивать» мотивацией — это непросто.
📊 Корпоративный eLearning с мотивацией пока не разобрался. Электронные курсы часто обязательно-принудительные, проектируются сугубо в воображении L&D-отдела, а мотив «не потери» достигается административными способами («а то уволим»). Тезис «сотрудники будут учиться, когда поймут, что им это выгодно» редко обсуждается на планёрках HR-подразделений.
Про важность НАДО и выгоды в обучении тоже писал.
Но есть одна лазейка в мотивацию, про которую стоит помнить:
3️⃣ Обучение контекстно
Отношение усилий к возврату, равно как степень «мне НАДО» — не статичны. Они колеблются: во времени, между выполняемыми задачами, в зависимости от планов на жизнь и даже просто по настроению.
Ранее в канале я назвал это Education-Moment Fit, или «соответствие обучения текущему моменту». А в выступлении на конференции продвигал, что обучение как продажа поведения хорошо ложится на «лестницу узнавания» Бена Ханта в маркетинге.
Это значит, что:
Момент «согласия вложить усилия» можно угадать, поймать или приблизить средствами маркетинга
🫠 В инфобизе злоупотребление «прогревами» создало репутацию мошенничества и продажи воздуха.
🙄 В B2C-EdTech и экспертных курсах стараются балансировать ожидания и реальность, но иногда срываются.
😬 А в B2B-EdTech на эту тему в большинстве компаний даже конь не валялся.
Но! Если в коммерческом эдтехе «продажа» буквальна (💰), то в корпорациях придётся «продавать» всем, что есть: материально (повышение), социально (ответственность, статус), идейно (культура, ценности).
«Продавать» смену поведения лучше силами не только маркетологов, но также социологов, психологов и даже политологов с философами
Доклад окончил, мотивацию скоро сменят другие темы.
〰️〰️〰️
🤔 — содержательно
😐 — лучше пиши такое в статьях
🗿 — вот же тебя жмыхнуло
#elearning #edtech #дайджест
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🤔11🗿5👍3❤2😐1
Избранное с конференции про обучение персонала 13.02.25
— Что мы будем делать сегодня, Брэйн?
— То же, что и всегда, Пинки: говорить про фатальную недооценённость формата мультимедийных лонгридов для корпоративного обучения.
〰️〰️〰️
🎭 Протестировали материал длястендапа серьёзного выступления, собрали понимающие кивки и печальные улыбки.
✍🏻 В этом году буду продолжать говорить о том, что приоритизировать в разработке контента нужно людей пишущих, а не верстающих.
#elearning #edtech #медиа
— Что мы будем делать сегодня, Брэйн?
— То же, что и всегда, Пинки: говорить про фатальную недооценённость формата мультимедийных лонгридов для корпоративного обучения.
〰️〰️〰️
🎭 Протестировали материал для
✍🏻 В этом году буду продолжать говорить о том, что приоритизировать в разработке контента нужно людей пишущих, а не верстающих.
#elearning #edtech #медиа
👍7🔥5❤4
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Когда прямолинейность — это норма Слушаем с женой книгу «Радикальная прямота». Звучит сурово, но давайте объясним на джунах. Дано: джун криво сделал задачу. Задача: эффективно на это отреагировать. Варианты решения: 🤬 Оскорбительная агрессия: «Ты сделал…
Об обратной связи замолвите слово
Так совпало, что несколько дней концентрированно и с разными людьми обсуждал вопрос обратной связи, прежде всего профессиональной.
Возможно, это пока не тема для цикла постов / статей, но выводы появились:
1️⃣ «Критика» в переводе с греческого означает «суждение». Критик не уничижает, а именно «судит» объект своего внимания с высоты своего опыта.
Это даёт интересную смену ракурса:
— Суждение может быть профессиональное либо нет, и это влияет на его ценность для автора работы. В афоризме «суди не выше сапога» художнику было важно прислушаться к мнению обувного мастера в вопросе сандалий, но слушать его в вопросе колонн, людей и облаков — не нужно.
— Критика может быть конструктивной, нейтральной или деструктивной. Конструктивное суждение подсказывает, «как лучше»; нейтральное — «как это соотносится с другими»; деструктивное — «почему это плохо». Но любая критика исходит из того, что исходный результат в чём-то «не очень», и эту часть почему-то забывают.
Отсюда следующий тезис:
2️⃣ Критика, а шире — обратная связь от равных или более опытных специалистов — это один из самых быстрых путей к прогрессу. Это буквально «люди, которые повидали некоторые дела в этой отрасли, показывают тебе недостатки, заблуждения и точки роста в твоей работе».
Здесь тоже пара следствий:
— Если человек из той же отрасли и точно более опытный, то не так важно, в какой форме дана критика. Это противоречит современному взгляду на«сахарную» экологичную обратную связь. Суть в том, что если годный комментарий, который объяснил ошибку и позволит её избежать, дан матом — то это уже польза. И антипример: если критиковать мягко, плюшево и потому безрезультатно, то это не критика, а потеря времени обеими сторонами.
— Если человек из другой отрасли или с другим опытом, тогда см. пункт 1: возможно, его «критика» — это мнение или предположение, но не обязательно экспертиза, к которой стоит прислушиваться.
Третий вывод — это приглашение подумать:
3️⃣ Как можно сделать профессиональную критику форматом обучения? «Прожарки», разборы, «вторые мнения», разносы — это кладезь ценных мнений, если их дают люди с опытом и при этом ещё и объясняют, почему так.
И здесь пара отсылок ни к кому конкретно:
— Можно ли назвать «открытыми для критики» людей, который запрещают негативные реакции и комментарии к своей работе?
— Можно ли назвать ценным для развития комментарий «ты молодец!» без «...но здесь можно было лучше вот так»?
— Можно ли ожидать, что «закрытые для критики» люди профессионально развиваются и растут в своём навыке?
Многие из вас проходили курсы с кураторами, чья задача была скорее «домотивировать» вас до конца курса, чем дать потенциально «обидную» обратную связь по домашним заданиям. И что, многому эти курсы вас научили?
〰️〰️〰️
🤔 — а где мне взять критику в моей отрасли?
👎🏻 — критикую этот пост, т.к. реакция не запрещена
🗿 — я за радостных единорожек и против критики
#elearning #edtech
Так совпало, что несколько дней концентрированно и с разными людьми обсуждал вопрос обратной связи, прежде всего профессиональной.
Возможно, это пока не тема для цикла постов / статей, но выводы появились:
1️⃣ «Критика» в переводе с греческого означает «суждение». Критик не уничижает, а именно «судит» объект своего внимания с высоты своего опыта.
Это даёт интересную смену ракурса:
— Суждение может быть профессиональное либо нет, и это влияет на его ценность для автора работы. В афоризме «суди не выше сапога» художнику было важно прислушаться к мнению обувного мастера в вопросе сандалий, но слушать его в вопросе колонн, людей и облаков — не нужно.
— Критика может быть конструктивной, нейтральной или деструктивной. Конструктивное суждение подсказывает, «как лучше»; нейтральное — «как это соотносится с другими»; деструктивное — «почему это плохо». Но любая критика исходит из того, что исходный результат в чём-то «не очень», и эту часть почему-то забывают.
Отсюда следующий тезис:
2️⃣ Критика, а шире — обратная связь от равных или более опытных специалистов — это один из самых быстрых путей к прогрессу. Это буквально «люди, которые повидали некоторые дела в этой отрасли, показывают тебе недостатки, заблуждения и точки роста в твоей работе».
Здесь тоже пара следствий:
— Если человек из той же отрасли и точно более опытный, то не так важно, в какой форме дана критика. Это противоречит современному взгляду на
— Если человек из другой отрасли или с другим опытом, тогда см. пункт 1: возможно, его «критика» — это мнение или предположение, но не обязательно экспертиза, к которой стоит прислушиваться.
Третий вывод — это приглашение подумать:
3️⃣ Как можно сделать профессиональную критику форматом обучения? «Прожарки», разборы, «вторые мнения», разносы — это кладезь ценных мнений, если их дают люди с опытом и при этом ещё и объясняют, почему так.
И здесь пара отсылок ни к кому конкретно:
— Можно ли назвать «открытыми для критики» людей, который запрещают негативные реакции и комментарии к своей работе?
— Можно ли назвать ценным для развития комментарий «ты молодец!» без «...но здесь можно было лучше вот так»?
— Можно ли ожидать, что «закрытые для критики» люди профессионально развиваются и растут в своём навыке?
Многие из вас проходили курсы с кураторами, чья задача была скорее «домотивировать» вас до конца курса, чем дать потенциально «обидную» обратную связь по домашним заданиям. И что, многому эти курсы вас научили?
〰️〰️〰️
🤔 — а где мне взять критику в моей отрасли?
👎🏻 — критикую этот пост, т.к. реакция не запрещена
🗿 — я за радостных единорожек и против критики
#elearning #edtech
1👎6🤔4👍3❤2🗿1