еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.86K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Перенос материалов из постов в статьи #1

Решил, что серии публикаций из канала постепенно переедут на VC. Не всё же внутренние ссылки в постах делать на предыдущие материалы.

Первой в статью переехала трилогия про «фрилансизацию». Пока изменения текста минимальны, но в будущем их будет больше, т.к. формат другой.

Кто сказал «переиспользование контента»? Не палите контору.

Суть затеи — собрать разрозненные мысли в единые смысловые блоки, ну, и дотянуться до новой аудитории, конечно.

Хотя на VC наших не очень много 🙂

〰️〰️〰️

👍🏻 — в других форматах тоже нужно
🤪 — а там и видео появятся
🗿 — лучше новое писать тут

#elearning #edtech #медиа #статьи
👍7🤪4🗿1
Мысли про EdTech-сервисы #5

1️⃣ Незаслуженно редко используемая метрика при разработке фич — частотность использования.

📈 Большой инвестированный конструктор материалов предлагает более 90 блоков контента. Круто? Конечно!

🙄 Но для самых «ходовых» блоков — текст, изображение, видео, таблица — нужно каждый раз проматывать по три страницы. В этом нет ни логики, ни здравого смысла.

Какая разница, чего у вас много, если до самого нужного каждый раз нужно копать?


2️⃣ Мем про кота 🐈‍⬛ и коробку 📦 — правдивее, чем нам приятно признавать.

У большинства людей потребность возникает в моменте, и они ищут решение достаточно конкретной задачи. Но в качестве решения они часто видят мега-комбайны, которые умеют всё и сразу.

«В моменте» людям нужен не безграничный потенциал, а адресное решение задачи. Специализированных мини-продуктов может быть много, и у них будет рынок.


3️⃣ Дизайн. Даже так: ДИЗАЙН. И User Experience.

На этапе MVP и поиска своей аудитории продукту допустимо быть нескладным. Когда вы начали продаваться и наработали базу клиентов — надо наводить красоту.

Совмещаем 1️⃣, 2️⃣ и 3️⃣ и получаем:

Хорошо упакованный сервис, решающий конкретную распространённую проблему — это кандидат на успешный продукт.


И я, кажется, такой придумал 🧐

〰️〰️〰️

👍🏻 — успехов, удач
🤔 — а что за сервис-то?
🗿 — когда уже про редактуру

#elearning #edtech #стартап_академия #инновации #ed_мысли
👍12🤔9🔥53🗿1
Что мы на самом создаём в eLearning

Небольшое, но важное осознание:

Большинство «электронных курсов» — это разновидности конкретной инструкции или общеобразовательной статьи.


Даже если это слайды с персонажами. Даже если это сложносочинённые лонгриды с ветвлением.

👩🏼‍🏫 В любом случае это сравнительно небольшой материал в электронной форме, который описывает конкретные пошаговые действия (инструкции, регламенты) либо знакомит с идеями и концепциями (курсы по soft skills или обзоры трендов).

🎓 Это не яркий трансформирующий опыт, как в очном обучении с погружением. Это одна из форм контакта с темой, причём изначально однонаправленная: человек —> изучает —> материал.

Если принять, что фундаментально мы пишем инструкции и статьи, проще оптимизировать этот процесс по срокам, стоимости и сложности подачи:

▫️Сквозной сюжетный нарратив? Не нужен. Примеры ситуаций — нужны.

▫️Выдающийся визуальный дизайн? Не нужен. Удобство, быстродействие, кросс-платформенность — нужны.

▫️Интерактивные упражнения на отработку теории? Приятный бонус. Но если нет времени или бюджета — тесты с обратной связью решат задачу.

🙄 Материалов такого типа в корп. обучении — до 80%. С таким спросом кажется, что учить методистов надо не «разработке курсов», а «обработке информации», даже если конечный продукт — это текст с картинками.

Очень часто «хороший текст с картинками завтра» ценнее «красивых интерактивных слайдов через два месяца».

〰️〰️〰️

🤔 — да
🗿 — нет

#edtech #elearning #ed_мысли
🤔166🔥3👎1🗿1
И снова здравствуйте

Привет, третий модуль и абсолютная загрузка на неделю.

Хотя вроде недавно закончился второй 🙂

Возращаюсь из вороха идей к одной, но главной.

😎 Пока всё идёт отлично — лишь бы всё остальное успевать хотя бы изредка 🫠

#elearning #edtech #стартап_академия
👍9🔥7
Салфетка —> Макет

💁🏻‍♂️ Набросок слева появился за два дня до технического макета справа.

Сегодня он уже на лендинге и в презентации. (Скоро они будут здесь).

🚗 Шаг от «сейчас расскажу» до «сейчас покажу» — как автомобиль изобрести.

🚀 А «вот ссылка на регистрацию» — как в космос полететь.

Продолжаю общаться, рассказывать, предлагать и делать выводы.

🏆 Вся эта история — пока что главный кандидат на личное «Событие года–2024».

#elearning #edtech #инновации #стартап_академия
9🔥3🐳2
Методист vs. Методолог, раунд № бесконечность

По ходу программы в Сколково общаюсь с представителями целевого сегмента — у меня это руководители и старшие сотрудники в малом и среднем бизнесе.

Новость первая, хорошая — общая идея проекта как «начальной формы внутрикорпоративного обучения» (которое именно такими словами, конечно, не называют) встречает интерес и даже платёжеспособный спрос.

🤔 Новость вторая, не «плохая», а скорее «на подумать» — регулярно задают вопрос:
Кто нам составит программу обучения, ведь для этого нужен методист или методолог?


Отвечаю:
Чтобы выгрузить из своей головы правила для новичков и инструкции по типовым процессам, вам нужно время, ручка с бумагой, текстовый редактор или онлайн-доска.


Интересно, что часто такой вопрос задают люди, которые уже написали для своих сотрудников по 30-40 страниц регламентов и инструкций — и как-то справились сами, без привлечения профессиональных обучаторов 🙂

🧑🏻‍💻 В общем, теперь буду говорить, что:

На вашем уровне задачи вам нужен копирайтер или редактор, а когда вы будете запускать многомесячные программы профессионального обучения или внедрять обучение по утверждённому учебному плану — тогда приглашайте методологов с методистами.


Также понравились два поста на эту тему у Сони Смысловой. Если вы за Щедровицкого и СМД — тогда это методология. Если вы школьный учитель, вузовский преподаватель или педагог ДПО — тогда это про методистов.

📝 А если вам нужно решать задачи адаптации новичков и распространения знаний в своей компании прямо сейчас — вы выпускник школы с «четвёркой» за сочинение, и этого вам как основателю будет достаточно на первое время.

〰️〰️〰️

👍🏻 — соглашусь
🗿 — не соглашусь

#elearning #edtech #медиа
👍17🗿72
Лайфхаки #2: неразрывный пробел вне редакторов

Заявка на продолжение рубрики без ограничений курсами.

💁🏻‍♂️ Когда в сообществе Digital Learning обсуждали типографику, Владимир Казаков пошутил, что в постах-то моих предлоги — висячие.

Это не по правилам типографики 👊🏻 Touché.

🙄 Я за то, чтобы практиковать, что проповедуешь, поэтому с тех пор в моих постах есть неразрывные пробелы между союзами и предлогами.

⌨️ В Телеграме я использую Alt-коды на цифровой клавиатуре (есть на полноразмерных клавиатурах и некоторых ноутбуках):

При включённом NumPad зажать Alt и вбить на цифровой клавиатуре 255 или 0160


Работает и в Word, но там проще нажимать Ctrl + Shift + пробел. В конструкторах курсах тоже работает, но часто — только один раз внутри одного блока 🤷🏻‍♂️

P.S. Да, мне не только до «Ё» не лень тянуться, я ещё и для «ёлочек» и половины пробелов в тексте нажимаю по 4-5 кнопок. Каждый. Раз. 🗿

〰️〰️〰️

😐 — зачем?..
🤪 — я тоже!

#медиа #лайфхак
😐11🤪63🗿3👍2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Приятное в начале года Меж тем уже четыре человека начали год с лонгрида по книге «Жизнь на полной мощности» на Edutoria. Из них трое прислали отзывы, замаскированные под домашнее задание курса. Спасибо! 🤔 Во-первых, это интригует: ты что-то написал, другие…
Приятное в середине года

🙄 Вы таки не поверите, но история с лонгридом по книге на Edutoria получила продолжение.

💸 Материал преодолел порог учёта в статистике сервиса, и мне пришла отбивка о том, что мне полагаются деньги информационный продукт за моим авторством получил платёжеспособный спрос в «красном океане» самообразовательного контента.

А что это значит?

📈 Конечно же, это значит, что оставшиеся три черновика, две идеи и десяток потенциальных развитий резко получают бонус на шкале приоритетов как «валидированная гипотеза».

🤔 А ещё это значит, что более крупная моя гипотеза про асинхронный контент для B2C тоже косвенно подтверждена.

Продолжаем наблюдение.

#elearning #edtech #мой_контент
👍135🔥4🗿2
Жизненный цикл корпоративного обучения #1

В разговорах с разными людьми и на разные темы логично сложил «два плюс два» и понял важную штуку:

Разговор про типы, формы и форматы внутреннего обучения не имеет смысла в отрыве от этапа развития компании


Аналогия простая.

🏹 Первобытные охотники царапали на стене пещеры схему загона антилопы втроём, и это было обучение.

Они не были методистами, и у них не было слайдов с триггерами.

📜 Религиозные тексты, договоры купли-продажи и летопись событий писали в свитках, чтобы организовать хранение и передачу знаний.

Появились люди, которые за это отвечали, хотя их лонгриды ещё не были интерактивными.

Так вот, в компаниях — то же самое:

4️⃣ Стартапу на четыре человека обучение вообще не нужно.

🔟 Для десяти человек уже можно начинать царапать на стене пещеры «как мы загоняем антилоп».

2️⃣5️⃣ В растущей команде пора внедрять пергамент и глиняные таблички.

1️⃣5️⃣0️⃣ Потом, понятно, появляются детские сады, школы, университеты, LMS и дата-центры...

Но.

Вы не можете прийти в племя охотников-собирателей и ждать, что им будет удобно работать в вашей супер-продвинутой LMS


И это само по себе проблема:

Для «цивилизованных» этапов развития обучения в компании есть всё — продукты, команды, консультанты и инфраструктура.

А между «палеолитом» и «эпохой географических открытий» — нет ничего, кроме палки-копалки и костяного копья.

Вот как раз последний пункт я планирую менять.

〰️〰️〰️
🤔 — заявка на философскую статью
🗿 — снова не про редактуру

#edtech #elearning #ЖЦКО
🤔13🔥53👍3
Пятничная рекомендация #18: языковые каналы

С изучением языков происходит странная штука.

🤖 Технологии хоронят их десятилетиями, и Deepl с ChatGPT даже к этому приблизились.

При этом это «костыли»: разрядившийся или потерявший сеть смартфон ничего не переведёт, а беглую речь нейронки разбирают не лучше людей.

🧐 Но если «прикладные» задачи типа табличек в музеях и меню ресторанов ИИ скоро решит — что останется?

Останутся более «премиальные» задачи:

▫️Пойми культуру и получай больше от каждой поездки;
▫️Развивай пластичность мозга, нейронные связи и память;
▫️Общайся с коллегами напрямую, а не через посредников.

И так далее.

Понимать статьи, видео и официантов — это низкоуровневые задачи. Высокоуровневые останутся и после ИИ.

Поэтому сегодня в рекомендациях — языковые каналы. С кем-то знаком лично, кого-то нашёл для поста, вам покажу всех:

🇬🇧 Very BED English — посты, карточки и видео про ходовые фразы и конструкции английского языка. Близко к канонам микрообучения; за это личный like.

🇫🇷 Pamplemousse — авторский канал про французский, Францию и французскость от Айшету Шейх (да, её так зовут). Круассаны, крылатые выражение, эфиры и эвенты.

🇪🇸 ИСПАНСКИЙ БЕЗ НАПРЯГА — без напряга вряд ли можно выучить другой язык, но в целом испанский действительно один из более простых европейских языков. Видеоролики, гайды, занятия, репетиторство.

🇮🇹 Vibe Italiano — был я в вашем Риме, с вайбами там всё в порядке. Произношение, курсы по сериалам, ролики с итальянцами и яркое оформление постов.

🇹🇷 Изучай турецкий по 🤍 по-турецки знаю только «йок», но знаю, что это среднеазиатская латынь (по влиянию на родственные языки). Для работы в регионе или по любви к Стамбулу.

〰️〰️〰️

В списке нет немецкого. Почему? Я сходу не нашёл канал. Потому что schmetterling. А вот португальский надо будет найти.

Также не помешает к английскому с испанским рассмотреть китайский или Python. Лишним не будет.

#elearning #рекомендации
8👍4🔥3
Мысли про edtech #6: Education-Moment Fit

👨‍🏫 Библиотеку курсов Digital Dolina я купил пару лет назад, но начал изучать вдумчиво только сейчас — когда делаю свой продукт.

📚 Про методологию Customer Development я знал из десятка акселерационных программ и книг, но полноценно прохожу алгоритм только сейчас — когда делаю свой продукт.

Это я на личном опыте делаю очевидный вывод:

Мотивация к обучению прямо зависит от наличия потребности в нём — той самой «боли», которую обучение должно помочь решить


Если принять это за данность, многие вещи становятся понятнее:

◽️ Почему «классные» книги не всегда кажутся таковыми: нет запроса, на который они отвечают.
◽️ Почему люди саботируют принудительное обучение: нет внутренней мотивации — только внешняя.
◽️ Почему геймификация и сторителлинг вторичны по отношению к потребности в знаниях: они подменяют интерес к изучению темы интересом к механике или сюжету.
◽️ Почему для мотивации к обучению нужно работать с потребностью, а не с контентом или формой: потому что мотивированные люди прогрызают гранит наук и сквозь «скучные» учебники, и сквозь видео, снятые на тостер.

То есть:

Личная мотивация к обучению должна встретить хорошую форму этого обучения на середине пути


💁🏻‍♂️ Иначе получится, что красивая обёртка заливает воду в глотку метафорическому ослу у водопоя, когда тот не хочет пить.

При этом вода в любом случае должна быть чистой, а обёртка — соответствовать ожиданиям и привычкам.

P.S. Это актуально для обучения взрослых; у детей в школах и у студентов в вузах пока чаще встречается принуждение.

〰️〰️〰️

🤔 — это выходит за рамки учебного контента
😐 — у меня в практике было по-другому
🗿 — рисованные комиксы работают

#edtech #elearning #ed_мысли
👍9🗿5😐2🤔1
Лайфхаки #3: быстрые скриншоты

Регулярно получаю в переписке скриншоты по ссылке в облаке. Например:

Joxi – an easy-to-use and convenient screenshoter enabling you to exchange screenshots and files on a network
Joxi (185 kb) uploaded May 16, 2024 Joxi
made using Joxi net


Но зачем?

🪟 На виндах Win + Shift + S открывают «Ножницы», где можно выбрать снимаемую область, которая попадёт в буфер обмена. При желании можно порисовать во встроенном мини-редакторе, а ещё все скриншоты автоматически сохраняются в системной папке.

🍎 На маках меню скриншотов доступно по Shift + Command + 5, а Shift + Command + Control + 4 позволяет сохранить выбранную область в буфер обмена, не сохраняя её на рабочем столе. (Сочетание для осьминогов, но его можно поменять).

Всё придумано до нас, «прислать скриншот из буфера обмена» — это не сторонняя фича в облаке, а одно из базовых прав человека 🙂

〰️〰️〰️

👍🏻 — умею скриншотить в ОС
🤪 — пользуюсь облаками
🗿 — моя жизнь ложь

#elearning #медиа #лайфхак
👍25🗿5🤪1
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Интерактивному лонгриду по мотивам выступления про переиспользование контента на Digital Learning’2024…
«Переиспользование контента в eLearning» теперь есть в лонгриде

Собрал версию 1.0 материала.

Контекст: в апреле выступал на конференции Digital Learning. Видеосъёмки не было, записал себя на диктофон.

😎 В духе «практикуй, что проповедуешь» переиспользовал запись и презентацию в лонгрид.

По мере времени и вдохновения буду полировать и дополнять.

👆🏻 Там, кстати, внедрена экспериментальная обратная связь, не пропускайте.

Попутно закрываю часть «КАК» из давнего поста.

〰️〰️〰️

👍🏻 — больше контента богу контента
🗿 — почему в 22:30-то

#elearning #медиа #мой_контент
👍11🔥6🗿42
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Новый цикл преподавания 🎓 Сегодня стартую третий по счёту курс «Критического и системного мышления» для студентов ИБДА РАНХиГС. 🧑🏻‍💻 На этот раз в планах: формы сбора запросов и обратной связи; электронная версия лекций; телеграм-канал курса; презентации…
Новый цикл преподавания завершён

Первые два года зачёты были онлайн, и только на третий год удалось принять лично. Ребята, простите за эти 3+ часа.

📝 Из февральских идей, в целом, получилось всё, кроме интерактивной методички по предмету (она в работе, а если всё сложится — ещё и получит поддержку).

Важные инсайты:

1️⃣ Нужно работать в реальном мире. Умозрительные, абстрактные, выдуманные примеры не работают — работают современные ролики, свежие статьи и недавние подкасты.

Разбор реклам и интервью запомнили лучше повествовательных лекций 🙂

2️⃣ Настолки — путь к успеху. Импровизированно поиграли в «Стартап» с питчами. Чуть-чуть докрутить адаптацию в сторону КритМыша, и будет годная семинарская активность.

3️⃣ С переходом в аудиторию просела «артефактность». Раньше можно было коллективно работать на онлайн-досках, а сейчас это либо надо всем ноутбуки нести, либо переводить это в домашние активности.

4️⃣ С подрастающим поколением всё в порядке. Третий и точно не последний раз убеждаюсь, что для ворчания «раньше-то мы были...» нет повода.

Мы в своих 2004-2009 были примерно такие же, и при этом питон не знали и стартапы не запускали — так что тут ещё вопрос, кто «каким» был раньше.

🎓 На фоне вагона проектов и завершения Стартап Академии подумал было про паузу в карьере преподавателя.

Но... Кажется, паузу можно отложить 🙂

#elearning #edtech
🔥8👏21
Пятничная субботняя рекомендация #19

Выше писал про то, что папки — это про похожесть и единомыслие.

Так вот, сейчас будет полное попадание 🙂

Пригласили в очередную итерацию папки про образование и науку, которая должна превратиться в тыкву через 24 часа. Да, я тоже не понимаю.

Поэтому оставляю выдержки:

▫️Канал SkillCup — ранний вдохновитель моего проекта, хотя сейчас мы разошлись рынками 📱

▫️Digital Learning — «якорное» для меня профессиональное сообщество 🙂

▫️SmartRanking, куда я планирую войти в 2025 году 😎

▫️free education — отдельно зацепивший канал с бесплатными курсами 👀

Если ссылка работает, она здесь —> 🗂️

Если не работает — значит, в другой раз. Или спрашивайте в комментариях 🙂

#elearning #edtech #рекомендации #папки
🔥5👍32
Четвёртый модуль

Может показаться, что «скоро всё закончится».

На деле — всё только начнётся.

Я снова на неделю не в доступе, но с 24-го июня войду перманентно в режим 24/7 16/5.

#edtech #стартап_академия
🔥6👍3👏31
Почему видео-формат не эволюционирует?

🌄 Слайды прошли путь от статичных «текст+картинка» к сложносочинённым слайдам с кнопками, переменными, анимацией и веб-объектами.

📝 Лонгриды прошли такой же путь от статичных страниц текста с картинками к вкладкам, галереям, вставке внешнего кода и другим элементам.

📹 А видео? Как снимали спикера с презентацией — так и снимают. Иногда накидывают плашки и картинки в монтаже. И помещают внутрь других форматов.

Интерактивное видео? Существует, но редкость. Тесты после смысловых блоков? Тоже. Ветвление? Дорого и редко. 360-съёмки? В частных случаях.

🙄 Как так вышло, что в B2C-обучении доминирует самый:

▪️ неоднозначно эффективный,
▪️ не изменяемый простыми способами,
▪️ недоступный без профессионалов,
▪️ не эволюционирующий

...формат контента?

И каким могло бы быть «эволюционировавшее» видео?

〰️〰️〰️

🤔 — действительно
😐 — это вопрос денег
🗿 — а зачем ему меняться

#elearning #edtech
😐18🤔11🗿6
Накануне экзамена демо-дня Starter Pack

переписать презу

удалить 60% текста

добавить персонажа из игры

впервые её рассказать

отдать в дизайн

загрузить в папку

лечь в 03:00

Классика проектного обучения 👨🏻‍🎓

Выступаю через 6 часов 💪🏻

#elearning #edtech #стартап_академия
16🔥13👏6
Большая рефлексия в большом формате будет позже.

Сейчас достаточно вот этого чек-листа 🙂

И таинственного напутствия от эксперта:

— Хороших проектов меньше, чем денег 🧐

#стартап_академия
🔥93👏3🐳3🗿1
Жизненный цикл корпоративного обучения #2

Выше в канале было два тезиса: про знания как слои краски и про жизненный цикл обучения в организации.

Давайте их совместим:

Форматы учебных материалов в компании имеют последовательность


Звучит по-капитански, но смотрите:

◽️ Как записывать видеоролики, если нет пошаговых презентаций?
◽️ Как писать интерактивные лонгриды, если нет текстовых инструкций?
◽️ Как запускать марафоны в чат-ботах, если нет других источников информации о компании?

То есть, у типовой компании есть типовой же путь эволюции учебного контента:

🗣 Устные объяснения — словами через рот;
📝 Объяснения в тексте — буквами на экране;
📰 Иллюстрированный текст — буквами с картинками (слайды и статьи);
📊 Насыщенный текст — буквами с кнопками, файлами, ссылками, тестами (базы знаний и интерактивные учебники);
📹 Видео с объяснениями — значимый этап для некоторых отраслей, где проще записать ролик, чем описать текстом.

Это я к чему? Этап буквами на экране — точно такое же «электронное обучение», как и рисованные слайдовые курсы или интерактивные лонгриды.

Это просто его более ранняя и технологически простая форма.

💁🏻‍♂️ Если простые тексты и презентации о процессах компании изначально сделаны хорошо, они не только поддержат компанию в период активного найма, но и станут идеальным источником для более продвинутых форматов.

И напишут их не методисты.

Итого: eLearning начинается сильно раньше «курсов в LMS».

〰️〰️〰️

👍🏻 — да
🗿 — нет

#edtech #elearning #ЖЦКО
👍15🤔5🗿1
EdTech, которым не стыдно вдохновляться

В продолжение тезиса, как авторство для рубрик развивает насмотренность.

💻 Издательство Pearson, которое большинство может помнить по учебникам английского, давно и активно идёт в цифру.

📚 Понятно, что они продают цифровые версии своих учебников по подписке (10 долларов в месяц или 90 — за учебный год).

Кроме этого, у них есть:

— платформа с экспертными видео, тестами и обратной связью;
— платформа для учителей с ИИ-помощником, распознаванием рукописного текста и статистикой;
— платформа проверочных упражнений и заданий;
— конструктор цифрового контента (SmartSparrow из поста);
— и другие продукты.

Я к чему?

💁🏻‍♂️ К тому, что такой подход к учебному контенту для всех уровней образования не стыдно скопировать.

Лекции российских вузов уже записали — пора двигаться дальше. Но платформы для такой экосистемы у нас нет: мою первую цифровую методичку для вуза будем собирать в Courseditor и втыкать в Moodle.

«Просвещение» вписалось в edtech, но нужно бежать быстрее — у них больше всех возможностей в этом направлении.

#elearning #edtech #инновации
🔥54👍2