еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Признание реальности: «проблема» не только в исполнителях

Довольно просто предъявить разработчикам курсов, что они копают в сторону тупика — я это регулярно делаю в канале. (Может, поэтому от меня иногда пачками отписываются читатели).

Но! В реальности «приверженность одному подходу и никакому больше» менее значима на стороне исполнителя и ГОРАЗДО БОЛЕЕ ЗНАЧИМА на стороне заказчика.

Несколько недавних диалогов для примера:

1️⃣ Запрос в чат

— Вы разрабатываете электронные курсы?
— Да, конечно, мы их делаем в формате лонгридов.
— Ну, лонгриды — это лонгриды, а курсы вы разрабатываете?
— Под курсами вы имеете в виду слайдовые курсы с персонажами?
— Да. Именно курсы, не лонгриды.

Что здесь не так
«Электронный курс» — это исторический термин для «цифровое учебное пособие». Которое может быть слайдовым, лонгридным, видео-, аудио-, комиксом или симуляцией.

Ни слайды, ни лонгриды «курсами» не являются в принципе — это учебники. Курсом или частью курса их делает встраивание в какую-нибудь вышестоящую программу подготовки.

Разделять их на более полноценные и менее полноценные — некорректно.

2️⃣ ТЗ на закупку

— Мы готовим закупку, вот предварительное ТЗ на курсы.
— В вашем ТЗ все требования написаны под классический слайдовый формат: от единицы оценки стоимости и технических особенностей до требования использовать персонажей. При этом вы пишете, что рассматриваете формат лонгридов.
— Лонгриды рассматриваем. Но оцените слайды.

Что здесь не так

Составители ТЗ, вероятно, унаследовали шаблон документа 15-летней давности и ни разу его не пересматривали. Там до сих пор встретить пометки типа «курс должен открываться в Internet Explorer 8» и «должно быть удобно проходить на мониторах с разрешением 1024х768».

Это документ эпохи, когда HTML5 ещё был молодым, и у слайдов не было альтернатив. Сегодня они есть — но пересмотреть устаревшие требования никто не спешит. Продолжают ехать по рельсам инерции в светлое будущее в эволюционный тупик.

🤔 А делать-то что?

А ничего. Продолжать говорить об этом, сеять зёрна сомнения и искать незашоренных партнёров.

Последний пункт особенно важен, когда в ответе на вопросы к ТЗ соседствуют два тезиса:

— Нам нужны персонажи
и
— Взрослых людей раздражает кликать одно и то же

Ага. Подразумевается, что взрослых людей не раздражает кликать на Машу-из-соседнего-отдела и Петю-начинающего-менеджера в КАЖДОМ. НОВОМ. КУРСЕ. Ну-ну.

〰️〰️〰️

👍🏻 — соглашусь
👎🏻 — ты злой
🗿 — лонгриды теперь и в телеге

#elearning #edtech #медиа
👍16🗿4👎31
Почему все увеличивают цены для бизнеса

🕴🏻 Часть покупателей курса про Курсэдитор — юридические лица, которые покупают его для развития внутренних команд.

Изначально мы не планировали делать разницу в цене для частных лиц и бизнеса.

Была надежда на быстрый формат договора — Счёт-оферту, которая пренебрежимо мало отличается от оплаты с личной карты.

🗿 Но...

То, что для b2c «оплатить по карте и открыть доступ», в b2b даже с простым договором превратилось в:

— 27 дней цикла сделки
— 29 писем в почте
— 9 документов ИП
— 2 анкеты подрядчика для проверки
— поддержку инфраструктуры ЭДО 

И это было быстро, динамично, «в ежедневном контакте».

🫠 В общем, соблюдение корпоративных норм — трудозатратно. Можно сказать, что это отягчающие обстоятельства бюрократии.

Именно поэтому везде в B2C EdTech тарифы «при оплате с расчётного счёта компании» набухают +25-30% к цене, если не +50-100%.

Почему-то я надеялся это обойти.

P.S. На предзапись это не распространится — там всё железобетонно сохранится по исходным условиям.

P.P.S. Корпорации, если вы это читаете — выдавайте сотрудникам целевые наличные под роспись, и пусть они платят за обучение как частные лица. Сэкономите кучу денег и времени.

〰️〰️〰️

🤔 — а чего ты ожидал от крупных компаний
😐 — мда, а со стороны кажется несложно
🗿 — вы ещё долго сопротивлялись

#elearning #edtech #курс_по_КЭ
🤔7🗿3😐2
В защиту странных измерений

Я люблю шутки про имперскую систему мер в США, которая измеряет объём в белоголовых орланах на квадратный чизбургер.

Но.

Если покопать в быт (= пожить на этой планете), этому можно найти основание.

Например, «неделя» для вас — это наверняка разворот в дневнике, в котором нет воскресенья.

А «вечер» — скорее всего, не астрономические сумерки, а когда «уезжаешь из офиса / закрываешь ноутбук».

Я, например, уже много лет измеряю крупные покупки в «ипотеках» (по ежемесячным платежам).

Сейчас, с рождением ребёнка, я дроблю сутки на трёхчасовые интервалы между кормлениями.

Это локально удобно и имеет прикладной смысл.

Так что пусть измерять километры в тысячах метров — корректнее, а косая сажень слишком зависит от индивидуального роста.

Но так-то в миле как в «одной тысяче шагов римского легионера» тоже когда-то был очень прикладной, земной смысл.
👍8👏31
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Иллюзия электронного обучения (да и вообще любой передачи знаний) Основная иллюзия теоретического обучения — что оно может быть достаточным. 💬 Если потыкать мышью диалоговый тренажёр, кто-то сможет сказать это словами. 🫂 Если полистать слайды про эмоциональный…
Иллюзии есть не только в eLearning

Выше писал про объективные ограничения теоретического обучения. Дополню примером.

Незадолго до рождения ребёнка я ходил на двухчасовое занятие про уход за младенцем. Там всё было формально правильно:

🎎 Показали на куклах, как брать, держать и переворачивать

🛀🏻 Показали с ванночками, как мыть

👶 Показали, как надевать распашонки и менять подгузники

И вроде бы всё корректно, и попытка аппроксимации практики засчитана.

Но:

— Ребёнок весит значительно больше пластиковой куклы (особенно голова)
— Ребёнок активно двигается, дёргается, размахивает руками и ногами (часто — одновременно)
— Ребёнок при этом может кричать, сопеть, кряхтеть и плакать (часто — чередуя)

То есть, это было очное, физически-тактильное обучение мотивированных взрослых под контролем опытных наставников с наглядной коррекцией ошибок — всё по андрагогической науке.

И тем не менее к реальной жизни оно нас подготовило отдалённо.

...Тогда в еЛёрнинге от текстов с картинками, даже с персонажами, даже с интерактивностями, даже с нелинейными диалогами вы чего хотите-то?..

〰️〰️〰️

👍🏻 — поздравляю!
🤔 — а действительно...
🗿 — уже есть один канал редактора про отцовство

#elearning #edtech
👍8🤔6🗿3
Обязательная надстройка над редактурой в eLearning

При беглом чтении моих постов и статей может сложиться впечатление, что каждая кухарка может управлять государством любой редактор может писать eLearning.

🧑🏻‍💻 Так-то да — писать цифровые учебники могут большинство редакторов. Но для полного цикла создания цифрового учебного материала одного навыка редактуры всё же будет мало.

В статье в «Лонгридошной» привожу такой список необходимых компетенций:

1️⃣ Андрагогика: основные теории, подходы и особенности обучения взрослых. Зеркалит знания основ маркетинга для коммерческих редакторов.

2️⃣ Образовательная редактура: формулирование образовательных целей и создание серий учебных материалов, которые их достигают. Зеркалит навык коммерческой редактуры.

3️⃣ «Мультимедийная компетенция»: основы UX, визуального повествования и применения нетекстовых носителей информации (аудио, видео, тренажёров, интерактивностей) в учебных материалах. Не столько зеркалит, сколько дополняет знания возможностей текстовых редакторов, потому что в eLearning возможных носителей контента гораздо больше, чем в CMS даже продвинутых медиа.

4️⃣ Управление проектами: понимание процесса создания цифровых материалов, коммуникация с заказчиками и исполнителями, постановка и приёмка задач.
Здесь разница только в объекте управления — «статья» или «кейс» значительно меньше «электронного курса», хотя сам подход к управлению идентичен.

То есть, образовательный редактор — это альтернативная ветка развития навыков редактора:

🔹 Базис: умение проектировать и писать тексты
🔹 Специализация: ветка маркетинга vs. ветка андрагогики
🔹 Инструменты: базовые возможности CMS сайта vs. разнообразие подачи в eLearning
🔹 Менеджмент: управление конвейером малых форм (постов, статей, кейсов, интервью) vs. управление проектами больших форм (цифровых учебников, электронных курсов)

Взаимоисключающие ли это навыки?
— Нет. Но быстрее освоится тот навык, который редактор применяет чаще.

— Чем это отличается от компетенций разработчиков 10-в-1?
Это более узкий, сфокусированный список. Не нужно распыляться на личное участие в продакшене и административных задачах, а можно сфокусироваться на достижении образовательных целей.

— Можно ли без подготовки перескочить из коммерческой редактуры в образовательную?
Да — базовый посыл eLearning идентичен концепции «полезного действия» в коммерческой редактуре. Но — лучше начать этот путь в режиме подмастерья у образовательного редактора с опытом. Впрочем, так везде.

〰️〰️〰️

🤔 — много букв
🗿 — многабукаф

#elearning #edtech #медиа
👍11🗿6🤔3
Если кто не видел, у «Лонгридошной» есть канал, где публикуются только ссылки на статьи один-два раза в неделю:
Forwarded from Лонгридошная
Вредные советы для разработчиков корпоративного обучения

— Сегодня продолжаем тему
ошибок? 🧐

— Не совсем. Ошибки — это ошибки, а вредные советы — это конкретная литературная отсылка.

— И что с ними делать? 😬

— Ни в коем случае им не следовать, это очевидно. Увидев в них себя — перестать такими быть. Увидев в них других — ненавязчиво переслать им эту статью и понаблюдать за реакцией.

〰️〰️〰️

О чём материал: утрированное стихотворное изложение некоторых паттернов мышления методистов, которые являются субоптимальными.

Кому переслать:
— методистам, которые не такие;
— методистам, которые именно такие;
— руководителям, которым такие методисты часто втирают какую-то дичь.

✍🏻 Лонгридошная | Журнал про невидимый эдтех
👍73
А если подумать про деньги?

Обычно холивар против псевдо-сторителлинга в обучении имеет методическую природу:

— Почему вы считаете, что взрослым профессионалам для обучения нужен цирк? (Не нужен)
— Почему вы думаете, что это вообще работает в таком виде? (Не работает)
— Почему нигде в конкурентной образовательной среде этого нет? (Потому что это не даёт преимущества)
— Почему авторы таких курсов сами не проходят и не покупают такой контент? (Потому что b2c им их не продаёт по причине №3)

👀 Но вообще-то тут есть слон и побольше — это 💲деньги💲.

Традиционное распределение бюджета eLearning-проектов эпохи «Красивых Слайдов» (Flash-курсы времён 2008-2015) было примерно равным:

💸 Треть уходила на Сценарий (здесь мало поменялось), треть на Дизайн (тогда часто авторский), треть на Вёрстку (тогда часто интерактивную).

С закатом Flash и демократизацией инструментов разработки, КАЗАЛОСЬ БЫ, пропорция должна была поменяться:

📝 Сценарий остаётся (либо сокращается, если автор смелый и верит нейросетям).

🖼 Дизайн ополовинивается (потому что есть либо фотобанки, либо нейрографика, и реально нужна только хорошая типографика и точечные изображения).

🛠 Вёрстка снижается к уровню пола (потому что сервисы тех же лонгридов — весьма демократичны по уровню навыков, а сложные интерактивы редко реально несут пользу).

Как итог, стоимость разработки цифрового учебного контента должна снизиться по двум направлениям из трёх.

💁🏻‍♂️ И это нормальная эволюция взрослеющей отрасли, которая наконец-то озаботилась экономической эффективностью.

Случилось ли это в реальности? Да... но не до конца.

😐 Всё ещё можно встретить слайдовые курсы с персонажами за 600-800 тысяч рублей за эквивалент 12-15 страниц А4 (что суть экономический абсурд).

Попробуйте взять любой курс с персонажами и измерить, сколько в нём содержательных слов вне диалогов и реплик. И посчитать Cost-per-Word. Если это не отрезвит, я не знаю, что уже отрезвит.


🙄 Даже когда они не дороже лонгридных эквивалентов, они тупо занимают больше времени на согласование лиц, ракурсов, цвета волос, направления взглядов, фоновых локаций и прочих атрибутов, которые не имеют никакого значения для цифрового учебника.

По цене даже не слишком офигевшего в своём бюджете слайдового курса устаревшей модели можно заказать 3-5 хорошо написанных (и пусть визуально и технически упрощённых) курсов-лонгридов. Это 3-5 закрытых тем обучения вместо одной.

То есть, это не просто «методически неоднозначный подход к созданию обучения» — прежде всего, это экономически неэффективная модель работы L&D-отдела.

Это дорого и не работает. Фактически — это растрата.


Подумайте об этом на досуге:

👩🏻‍💼👨🏼‍💼 Руководители отделов — согласны ли вы на растрату под своим началом.

🧑🏻‍💻👩🏼‍💻 Разработчики курсов — нравится ли вам переводить бюджеты вхолостую.

〰️〰️〰️

🤔 — задумаюсь, измерю
🗿 — опять после паузы отакуэ

#elearning #edtech
🗿5👍4🤔1
Говорить правду — терапевтично

Багаж лет, опыта и взглядов на мир позволяет чаще говорить «что реально думаю», а не «что социально приемлемо для получения заказа».

Конечно, заказы тоже хочется. Но делать ради них шаг назад в профессиональном плане хочется всё меньше и меньше.

#elearning #edtech
🔥7👏7
Обязательные реквизиты обучатора: модель DAM

Формулировал тезисы для курса для авторов-методистов и придумал имя важной концепции — уровням компетенций того, кто пытается учить других.

Назвал это DAM. Сейчас поясню:

〰️〰️〰️

DDesire. В основе успешного акта обучения, информирования, образования должно быть желание.

Когда вы искренне хотите кому-то что-то объяснить — скорее всего, у вас это получится и без специальных знаний и инструментов.

На пальцах, рисунками, жестами, матом — вы как-то сможете донести свою мысль, пусть и не самыми эффективными способами.

Так работает любое обучение новичков в любом деле — коллеги объясняют, что и как делать, без дипломов педагога.


〰️〰️〰️

AAbility. Объяснение получится более быстрым, точным и эффективным, если у вас есть способность

Способность может быть такой, которая «от Бога / природы» — когда человек понятно объясняет и/или терпелив к непониманию.

Или же эта способность — приобретённая, т.е. человек читал книги про убеждение, объяснение, логику, тезис-аргумент-демонстрацию, инфостиль и осознанно применяет эти вещи, чтобы донести свою мысль.

Можно сказать, что это «бытовая» компетентность в объяснении.

Способность дополняет желание объяснить, делая процесс эффективным...

...но если способность есть, а желания нет — получится формальное, дежурное объяснение


〰️〰️〰️

MMastery. Лучшие объяснения дают люди, которые обрели в этом деле мастерство.

Если вы изучали особенности мышления, механизмы запоминания, триггеры внимания, интервальное повторение, модели проектирования учебных материалов, риторику и ораторское искусство, вы можете объяснить не абстрактно хорошо, а обоснованно хорошо.

Можно сказать, что это «профессиональная» компетентность в объяснении.

Мастер объяснения, который хочет поделиться знаниями — это тот самый «препод в школе / вузе, который привил любовь к предмету»...

...но это мастерство превращается в бездушный коммерческий продукт, когда нет искреннего желания передать знания.


〰️〰️〰️

Какие выводы можно отсюда извлечь?

▫️ Желание донести мысль — первично. Можно хотеть, но не уметь, и всё равно получить результат.

▫️ Способность и мастерство — не критичны для процесса обучения. Важны, полезны, эффективны — но не критичны.

▫️ Чтобы учить новичков, делиться опытом, воспитывать последователей, достаточно хотеть их научить.

▫️Если не хотеть, но мастерски уметь, то можно заработать на них бабла — если вдруг вам нужно именно это.

Такие мысли. Продолжаем концептуализацию.

〰️〰️〰️

🤔 — мощно
😐 — сложно
🗿 — длинно

#elearning #edtech
🤔13👏4👍31😐1
Три условия успешного eLearning на основе миллиона уроков

Продолжаю посматривать на французский EdTech (посты тут, тут и здесь).

📈 Сервис Teach Up — LMS со встроенным конструктором — собрал статистику по миллиону завершённых цифровых уроков на своей платформе и поделился выводами с профильными изданиями.

Понятно, что они это делают для рекламы, но польза для нас в этом тоже есть.

Итак, их выводы:

〰️〰️〰️

Условие 1. Краткость


Оптимальная продолжительность одной учебной сессии — 13,4 минуты.

«В миллионе модулей, которые прошли сотрудники 350 компаний на нашей платформе, уровень вовлечённости резко падает после 13,4 минут онлайн-обучения. А у модулей дольше 26 минут доходимость падет на 62%»


То есть: несколько коротких контактов лучше, чем попытка впихнуть в онлайн-обучение 1-2-часовую учебную сессию.

〰️〰️〰️

Условие 2. Мотивация

Здесь Teach Up цитируют Выготского и подчёркивают фичу своей платформы — адаптивность с помощью ИИ:

«В “зоне ближайшего развития” ученику достаточно незначительной поддержки, чтобы справиться с заданием и сохранить мотивацию. Эту поддержку может оказать как куратор курса с подсказками, так и ИИ-агент с автоматический адаптацией сложности тестов или упражнений в реальном времени»


Постоянное обеспечение «сложной, но посильной задачи», по данным сервиса, ускоряет прогресс учеников чуть ли не два раза.

И если вам кажется, что это похоже на условие «состояния потока» по Чиксентмихайи — вам не кажется, это то же самое.

〰️〰️〰️

Условие 3. Обратная связь

Хорошо сформулированная обратная связь сразу после ответа позволяет повысить усвоение знаний на 20-40%:

«Немедленный и точный комментарий к выполненной работе или ответу — один из самых результативных инструментов обучения. Ученик лучше учится, когда сразу видит, где он ошибся и как сделать лучше».


🫠 С одной стороны — с немедленной обратной связью в асинхронном обучении напряжёнка, особенно в закрытых корпоративных сетях без собственного ИИ.

🧐 С другой — развёрнутую обратную связь к каждому ответу в достаточно сложных вопросах «на подумать» нужно делать, не дожидаясь коммодитизации проверяющих ИИ.

Это, кстати, тоже входит в концепцию «потока».

〰️〰️〰️

Итого идеальный eLearning-контакт


Короткий учебный модуль продолжительностью 12-14 минут посильной для ученика сложности с немедленной развёрнутой обратной связью к тестам и упражнениям


Think about it при проектировании своих учебных материалов.

〰️〰️〰️

🤔 — давай чаще такое
😐 — это частный случай
🗿 — мы идём своим путём

#elearning #edtech
🤔15🔥5👍3😐2🗿1
«Диалоговый тренажёр» — это просто серия тестовых вопросов с выбором одного варианта

🗣 Объявляется экспериментальная дискуссионная рубрика #подрыв_устоев

Немного контекста:

👥 Во многих конструкторах есть модули диалоговых тренажёров — я с ними работал в Articulate Rise, сейчас их скопировали в отечественные решения.

Вопрос такой:

Чем этот формат отличается от серии вопросов «одиночный выбор» с картинками?


Практически все диалоговые тренажёры, которые я видел в цифровых учебниках, построены по такой модели:

Введение: что происходит, кто с кем общается, какая цель диалога
Сцена: вопрос или ситуация с 2-4 вариантами ответа, в которых:
один правильный ответ: остальные обрывают ситуацию и просят повторить выбор, или
система «весов»: разные ответы дают разное количество баллов от возможного максимума за ситуацию
Серия сцен: несколько сцен, контекстно связанных с предыдущими ситуациями, и так до финала.
Результат: подсчёт баллов и обратная связь по тренажёру в целом

🙄 Но... ровно в таком исполнении это вообще не отличается от самого обычного «теста с картинками».

Даже в части «весов» (в продвинутых конструкторах это можно настроить).

По сути, это технологически избыточная форма более простой механики. Все такие тренажёры можно заменить тестом, ещё и вопросы помимо одиночного выбора вставить.


Когда это может быть иначе?

💁🏻‍♂️ Когда тренажёр пробует в нелинейность — то есть, ситуация спроектирована на несколько сцен со всеми ответвлениями, «петлями», учётом весов и возможностью частично успешного завершения.

Тогда это отдалённо приближается к уровню диалога в видео-игре, где игрок выбирает реплики персонажа, не вполне представляя, как закончится ситуация.

Но.

🎮 В хороших сюжетных играх в диалоге можно случайно оскорбить собеседника, разрулить горячий конфликт, неправильно считать культурный бэкграунд — и это и составляет fun-фактор игры.

💻 А в диалоговом тренажёре, если его делать по лучшим практикам, должна быть немедленная обратная связь в случае ошибки — и это закрывает путь «супер-нелинейного ветвистого многовариантного диалога».

Точнее, сделать его можно, но это будет именно развлекательный элемент, не обязательно обучающий. При этом сложный в проектировании и реалистичной реализации.

🙄 И это я пока не захожу на территорию «нельзя научить говорить, читая текст внутренним голосом в уме».

Говорить надо с живым человеком — коллегой, тренером, клиентом. Имитировать устное общение чтением — не работает.


В цифровом учебнике будет полезен пример диалога, аудиозапись с комментариями, чек-лист, алгоритм, сценарий, знание которых достаточно будет проверить тестами.

Чем быстрее люди перестанут читать про речь и начнут говорить словами через рот — тем быстрее теория перейдёт в практику.

Картинки тут не помогут.

Так в чём суть моды на тренажёры?

#elearning #edtech
12👍2
Где граница между простым исполнением и личным вовлечением?

С начала года я состою в Клубе главредов, но важно не это, а то, что ребята провели полноценное, масштабное, объёмное исследование.

Что исследовали? Малопонятный термин «ownership» в контексте проектов, продуктов и даже просто рядовых задач.

Применительно к своей работе я понимал этот термин через такую фразу:

«Овнершип — это когда тебе не всё равно на судьбу результатов своего труда»


Например:

▫️Не «сделали на коленке, получили деньги, а там трава не расти», а «сделали понятный и удобный материал без багов»

▫️ Не «нам за это не платили», а «давайте здесь дорисуем графику, реально лучше будет»

▫️ Не «как попросили, так и сделаем», а «слушайте, тут явно фигня получится, давайте отговорим заказчика от неё»

😎 С одной стороны — как здорово, можно же культивировать такой подход в податливых к нему сотрудниках и получить штат сверхмотивированных суперлюдей за ту же зарплату.

🫠 Но с другой — неизбежным следствием такого подхода лично для меня стал коллапс в 2012 году, когда перманентное переживание за результаты вступило в конфликт с видением собственников и экономикой масштабирования, а потом выродилось в апатию и отторжение отрасли на 4-5 лет.

И это я только свой личный опыт говорю — один из десятков тысяч в диджитале.

🧑🏻‍💻 Ребята из Клуба погрузились в историю вопроса, провели интервью и «кабинетки», и едва ли не впервые систематизировали всю ту чересполосицу названий и трактовок, которая сейчас окружает это понятие.

Так что отклоняемся ненадолго от еЛёрнинга, читаем сами, делимся с коллегами и прибегаем спорить в комментариях оригинального поста.

P.S. Заодно оцените уровень. Не сравнивайте ни с какими «исследованиями» никаких конкретных сообществ, а просто оцените. И сделайте выводы.
9
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Оптовая вставка блоков в Курсэдитор: Ctrl-C —> Ctrl-V

В Курсэдитор добавили фичу импорта блоков из текстовых редакторов. Буквально «скопировали кусок документа, Ctrl-V в окне браузера, получили готовые блоки в конструкторе»

Сначала коротко по технике, дальше чуть про идеологию.

Что фича переносит:

+ Заголовки H1 и H2: как в документе
+ Текст: один параграф = один блок
+ Изображения: вставленные изображения отдельным блоком

Что пока доделывают:

— сохранение форматирования текста
— буквы в верхнем и нижнем регистре
— списки: пока что один пункт = один параграф = один блок

⚠️ Шероховатости, которые уберут:

▫️ Картинки вставляются без учёта обрезки в редакторе — вставляйте готовые
▫️ Две картинки в строке вставляются последовательно — галереи делайте вручную
▫️ При вставке используется максимальная ширина контейнера — после вставки примените настроенный «Стиль»

Что это значит для хип-хопа цифровых учебников?

1️⃣ Гигиена документов — взлетает на новый уровень важности, хороший сценарий теперь прямо ускоряет сборку

2️⃣ Ускорение работы с внутренними экспертами — подготовленные ими тексты можно быстрее превратить в курсы

3️⃣ Высвобождение времени — основная часть переноса теперь делается быстрее, поэтому можно выделить больше времени на работу с типографикой и настройку интерактивов

В общем, удобно. Ждём расширений и обновлений функции.

〰️〰️〰️

👍🏻 — наконец-то!
😐 — а что, раньше не было?
🗿 — тЕкСтЫ сКуЧнЫЕ
👍9😐9🗿2
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
Про Time-to-Practice Продолжаю говорить публично про то, что форматы не так важны, как хочется верить. 🧑🏻‍💻 Потенциал роста между «простой контент» и «крутые интерактивы» — меньше, чем между «долго учимся, потом пробуем» и «быстро учимся, быстро пробуем».…
Снова буду на Game&Learn 21.10.2025

На сей раз поговорим про безальтернативность (ли) геймификации как мотиватора в обучении.

Вообще, октябрь-ноябрь — исторически сезон выступлений, так что таких постов будет чуть больше, чем в среднем по году.

〰️〰️〰️

👍🏻 — больше выступлений
🗿 — фу, очные

#elearning #edtech
👍11🗿5🎉32🔥2
(Не) бойтесь своих желаний

Весь год писал про редакторское и редактуру.

🧐 Оказалось — манифестировал. Последний квартал встречаю с насыщенными текстовыми проектами: переработкой лекций, уроками в базу знаний, схемами, списками, алгоритмами и этапами.

💁🏻‍♂️ Очевидно, что ни одного Фёдора-в-космосе не привлекалось — сложно представить, как 50 страниц текста подавались бы в диалоге Чувака-1 с Чуваком-2 на фоне нейрокартинок. Точнее, представить-то можно, просто не нужно.

🙄 В общем, базы знаний и родственные им подходы к учебному контенту недооценены. Как и люди с таким профилем навыков корпоративным обучением преступно не замечены.

Пока что.

〰️〰️〰️

🤔 — давай больше про проекты
🗿 — оставь ты бедных слайдошлёпов в покое

#elearning #edtech
🤔11🗿4👏1🤮1
Небольшой пост в канале, но огромный шаг для медиа, запущенного в феврале.

Это здесь, потому что это веха.
🔥1
Forwarded from Лонгридошная
HR-конференция HR & ED TECH SUMMIT 2025

— Вокруг ИИ в HR столько хайпа, что не видно пользы! 🥲


— Неправда. Хайпа действительно много, но польза тоже есть. Надо найти тех, кто её получил, и изучить их опыт.

— А где их искать? 🤔

27-28 ноября 2025 года на HR-конференции HR & ED TECH SUMMIT 2025. Там будут живые демонстрации работы с ИИ, обмен опытом использования платформ, кейсы автоматизации подбора персонала и обзор актуальных ИТ-решений.

〰️〰️〰️

О чём конференция: аналитика по HR & Ed Tech, автоматизация HR-процессов, примеры решения HR-задач бизнеса с помощью ИИ, «подводные камни» и типичные сложности на пути автоматизации подбора и обучения персонала — и многое другое.

Кому переслать:
— HRD, которые внедряют ИИ в свои процессы
— HRD, которые пока не внедряют ИИ в свои процессы, но понимают, что пора
— Лидерам HR- и L&D- функций, которые ищут способы оптимизации затрат и повышения эффективности работы своих подразделений

Подробности:
Анонс конференции на «Лонгридошной»
Официальный сайт HR & ED TECH SUMMIT 2025

Скидка на участие:
Используйте промокод ЭДТЕХ на скидку 5% для первого и 10% для второго участника от компании.

✍🏻 Лонгридошная | Журнал про невидимый эдтех

Реклама ООО «КВОРУМ» ИНН 77511392242
🔥3👏2😱1
Интро канала «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»'25

👀 Кто автор?

Я Филипп Чурилов, автор и редактор в eLearning, EdTech и медиа. Чем дальше в лес — тем чаще главред и руководитель.

Не называю себя «разработчик курсов», потому что не кодер. Не называю себя «методолог», потому что умею и люблю работать руками над финальным видом учебного контента.

🛠 Что делаю?

Делаю электронные курсы на заказ в Ecourse Studio, выпускаю статьи про учебный контент в «Лонгридошной», помогаю развивать экосистему Courseditor.

Вот ссылки на первый пост и личный сайт.

📝 Про что пишу?

Сейчас тему можно обобщить как «образовательная редактура», в будущем хочу прийти к «мультимодальной андрагогике».

Пока это «как писать цифровые учебники» и «как делать электронные учебные материалы».

🪧 Показательные посты

Оставлю ссылки на прошлый дайджест и подборку про сторителлинг, а здесь перечислю несколько опорных идеологических постов этого года:

Перечень защищаемых каналом тезисов (ого, оказывается, был такой пост)
eLearning — это сфера digital, а не сфера образования
Про мотивацию к обучениютут)
Про обратную связь и критику
Про важность разных углов
Про ограничение eLearning
Про объяснения здорового человека
Про бессмысленность споров

На похожий список тем часто выступаю.

⭐️ Бонус

В интернете есть большая стена текста обо мне в моей же редакции — это развёрнутое интервью для Клуба главредов.

Осторожно, там реально много букв.

ℹ️ Рандомный факт для удивлённого комментария

Не пользуюсь типографской раскладкой Бирмана; «ёлочки» и неразрывные пробелы набираю Alt-кодами.


Рассчитываю, что этот пост-знакомство прослужит глубоко в 2026 год 🙂

〰️〰️〰️

👍🏻 — будем знакомы
👎🏻 — дизлайк, отписка
🗿 — в каждом списке реакций должен быть моаи

#elearning #edtech #медиа #мой_контент
👍19🗿5👏3🐳3👎1
Развилка на два стула

Сначала заголовок был «точка бифуркации», но так будет понятнее.

🛠 Осень в eLearning — это сезон. Все заказчики определяются с планами, стремительно находят подрядчиков и раздают им задачи «до конца года» (с)

Пользуясь случаем:

L&D-отделы, не откладывайте проекты с аутсорсом на октябрь-декабрь. В лучшем случае вам выкатят +50-70% надбавки за срочность, в худшем — не смогут взять ваш заказ из-за загрузки. Чаще нагружайте нас в несезон — весной и в начале лета.


Но вернёмся к развилке. Вот она:

Либо ты руководишь 👨🏻‍💼 — либо ты делаешь 🧑🏻‍💻

Все промежуточные состояния временные.

👀 Наглядно проживаю ситуацию, что чем больше команда → тем больше времени и ресурса забирает менеджмент → тем меньше времени и ресурса остаётся на личное участие в продакшене → тем больше людей нужно привлечь в команду → тем больше времени и ресурса забирает менеджмент → тем меньше…

Это не баг, а фича: все руководители обречены на сокращение работы руками.

Поэтому вновь возвращаюсь к уже не раз озвученному в канале тезису про «вытаскивание» своего видения из головы и трансляцию его, как минимум, команде, а как максимум — отрасли целиком.

Видимо, это и будет первый сформулированный приоритет на 2026 год:

Должны появиться и регулярно актуализироваться:

1️⃣ Редакционно-методическая политика Ecourse Studio

2️⃣ Ликбез-онбординг для авторов и редакторов по специфике цифровых учебников

3️⃣ Обновляемая подборка прокомментированных примеров eLearning-материалов

4️⃣ upd: Типовой шаблон сценария электронного курса

5️⃣ upd: Список постоянных шеф-редакторов


Да, это будет прекурсор «Корпоративного университета агентства». И да, он должен был появиться раньше.

〰️〰️〰️

👍🏻 — ждём
👎🏻 — безразлично
🗿 — загоняешься

#elearning #edtech #медиа
👍15🗿4🐳2👎1
Про целину и клумбы

Привет, я Саша Осипова из канала «На старт, внимание, курс». Это мой гостевой пост у Филиппа Чурилова на канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа».

👩🏻‍💻 Я работаю методологом и практически не занимаюсь созданием именно контента.

Моя работа — изучить запрос заказчика, исследовать аудиторию, спроектировать программу и задать общую структуру материалов.

Контент всегда делали коллеги: разработчики электронных курсов, редакторы и дизайнеры.

Во время работы в Яндекс.Практикуме я придумала метафору, которой искренне гордилась:

Я пропахиваю целину, а редакторы с дизайнерами разбивают клумбы 😎


Понимаете, да? Труд методолога сложный, важный и ценный — я буквально распахиваю бескрайние поля образовательного опыта. А потом «на готовенькое» приходят другие ребята и пишут тексты, рисуют картинки и верстают материалы.

...Только позже я поняла, что в этой фразе много снобизма. А ещё — вреда для проектов.

Откуда брались такие мысли?

Потому что разработкой материалов принято пренебрегать:

— это завершающий этап проекта, и его часто делают второпях
— иногда его отдают на аутсорс, чтобы сэкономить
— бывает, что программу собирает продакшен-команда, которая оторвана от проектирования и вне контекста задачи

К чему такое приводит?

Исполнители финального этапа постепенно начинают ощущать себя техническим персоналом, заваленным рутиной. В лучшем случае — безликими операторами ИИ-агентов.

Они начинают считать себя вспомогательными. Поэтому они теряют интерес к работе, абстрагируются от результата и как итог — выгорают 😢

Что изменилось?

С тех пор прошли годы. «Методологический снобизм» унялся. Сейчас мне очевидно, что разработка материалов — это вовсе не «последний кусок работы, сделайте там как-нибудь».

Это обязательный этап работы — не менее важный, чем все предшествующие.

Потому что:

— снижать когнитивную нагрузку
— говорить с учениками на понятном языке
— делать удобный UX

...будут как раз разработчики контента на основе той программы, которую им отгрузил методолог.

Если программа изначально неудачная, вряд ли её сможет спасти хорошее исполнение

Но если программа хорошая, а исполнение корявое проект всё равно провален.

Всё обучение будет неудачным, вся предшествующая работа пострадает. Это никому не надо.

Как уйти от деления на «целину и клумбы»?

Вот три идеи:

1️⃣ Привлекайте разработчиков контента к обсуждениям
Зовите их на встречи уже на этапе проектирования. Прислушивайтесь к их идеям по механикам и форматам. Адаптируйте концепцию курса к тем возможностям и ограничениям, которые они назовут.

2️⃣ Прогнозируйте нагрузку и сроки
Перестаньте приходить к разработчикам с классическим «Привет! У нас тут задача на 25 лонгридов, 10 памяток и 5 интерактивных симуляторов, сдать нужно послезавтра. Сделаете?»

Обсуждайте нагрузку, избегайте пиков и встраивайтесь в спады — и желательно уже на старте проекта.

3️⃣ Поменяйте отношение
Самое главное — смените установку, что «дизайн с редактурой — это что-то техническое, простое и операционное, и вообще не критичное для успеха обучения». Критичное!

Продукт методолога — это идея, замысел. Продукт дизайна, редактуры, вёрстки — это реализация, воплощение.

Без реализации идея ничего не стоит


Поэтому иногда слезайте с белого коня методологии и больше говорите с людьми, которые будут претворять ваши идеи в жизнь.

И не ждите годы для этого 🙂

〰️〰️〰️

🤔 — полезно
👎🏻 — не очень
🗿 — это что, первый гостевой пост?..
🤔10👍4🗿3👎2😐1