чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
759 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Сегодняшние рядовые чтения из Св. Писания посвящены теме Второго пришествия и конца нынешнего мира. Апостол Петр пишет, что Господь обязательно придет, как обещал, но проявляет долготерпение. То, что отмечается в нескольких местах Писания - это внезапность этого пришествия: «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Пет.3:10). Это буквально означает, что оно наступит как раз в тот момент, когда никто не будет ожидать и догадываться. Это будет самый обычный день (скорее даже, самая обычная ночь), когда все будет как всегда. Люди закончат рабочий день, вернуться домой, будут общаться, отдыхать, возможно даже уже лягут спать (намек на это даёт Спаситель в Лк.17:34), чтобы утром снова проснуться, но утро уже не наступит. Разлучение близких людей произойдет так внезапно, что они не успеют ничего понять: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Апостол Петр свидетельствует: «..и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Все произойдет неожиданно и очень быстро. Картины великих библейских пророчеств вторгнутся в нашу обыденность. Поэтому Спаситель и призывает: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42).
#библия
14👍1
Свт. Иоанн Златоуст о зрелищно-коммерческом спорте своего времени

«Когда я увидел, что, после столь многих моих увещаний, после столь многих внушений и угроз (ибо я не переставал постоянно напоминать вам о страшном судилище и неизбежных наказаниях, и об огне неугасающем, и о черве неумирающем), некоторые из слышавших это (не против всех изрекаю осуждение, да не будет!), забыв все это, опять предались сатанинскому зрелищу конского ристалища, с какой еще надеждой примусь за те же труды и предложу им это духовное учение? Видя, что они не извлекают отсюда никакой для себя пользы, но просто по привычке и рукоплещут словам моим, и показывают будто с удовольствием принимают мои слова, а после того опять бегут на конское ристалище и еще больше и с неудержимым неистовством рукоплещут возницам, и с великой стремительностью стекаются, часто препираются между собою и говорят: этот конь не хорошо пробежал, а тот споткнувшись упал, и один берет сторону того возницы, другой – другого, а никогда не подумают и не вспомнят о моих словах, ни о духовных и страшных таинствах, здесь совершаемых, но, как бы плененные сетями дьявола, проводят там целые дни, предаваясь сатанинскому зрелищу и выставляя себя на позор и иудеям, и язычникам, и всем, кто хочет осмеивать наше (учение), – кто, хотя бы он был совсем каменный или бесчувственный, может перенести это без скорби, а не только мы, старающиеся показать отеческое о всех вас попечение? Нас опечаливает не только то, что наш труд оказывается для вас бесполезным, но гораздо более мы сокрушаемся, когда помыслим о том, что так поступающие навлекают на себя тягчайшее осуждение» (Слово 7 о Лазаре).

Собственно, ничего особо не поменялось с тех пор. Разве что молебны перед соревнованиями теперь служат.
#мораль #иоаннзлатоуст
10🔥6
📖Из сегодняшнего апостольского чтения:

«Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:3-6).

Апостол Иоанн пишет это не каким-то особенно выдающимся людям, а таким же рядовым христианам, как и мы.
#библия
11
Свт. Иоанн Златоуст о смерти и о непобедимости истинного христианина

«Мы действительно питаем детский страх, когда боимся смерти, а не боимся греха. Малые дети пугаются масок, а не боятся огня; и, если случится поднести их к зажженной свече, они, ничего не опасаясь, протягивают руку к свече и огню; ничтожная маска пугает их, а того, что в самом деле страшно – огня они не боятся. Так и мы боимся смерти, которая есть ничтожная маска; а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть. И это, обыкновенно, происходит не от существа самого дела, но от нашего неразумия: так что, если мы рассудим, что такое смерть, то никогда не будем ее бояться. Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, – сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся об ядущих и пиющих: как это дело естественное, так и то. Не печалься о том, что бывает по закону природы, – печалься более о том, что происходит от злого произволения; не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.

Хочешь, скажу и другую причину, по которой мы боимся смерти? Мы не живем, как должно, не имеем чистой совести. Будь это, – нас ничто не устрашило бы, ни смерть, ни голод, ни потеря имущества, ни другое что-либо такое. Живущему добродетельно ничто подобное не может повредить и лишить его внутреннего удовольствия, потому что кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние. В самом деле, могут ли люди сделать что-либо такое, что мужа доблестного заставило бы скорбеть? Отнимут у него деньги? Но у него есть богатство на небесах. Выгонят из отечества? Но через это переселяют его в горний град. Наложат на него оковы? Но он имеет свободную совесть, и не чувствует внешних цепей. Умертвят тело? Но оно опять воскреснет. И как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить; так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, ежели хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам» (Беседы о статуях, 5).

Дай, Господи, и нам такую смелость!
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
9👍2🔥1
Существуют ли «проклятые места» на Земле?

Я думаю, что можно говорить о существовании таких мест. То есть речь идет о местах, где пропадают, внезапно умирают люди или происходит какая-то бесовщина. У пророка Исаии есть свидетельство, говорящее о таком месте: «И звери пустыни (в греч. бесы) будут встречаться с дикими кошками (в греч. онокентавры), и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (в евр. Лилит) и находить себе покой» (Ис.34:14). Спаситель свидетельствует о том, что нечистые духи скитаются по пустыням (Мф.12:43). В житиях святых и патериках также можно найти истории, описывающие скопления бесов в различных мрачных местах, которые обычно находятся вдали от обитания людей. Полно примеров и с жилищами людей, в которых обитают демоны и громко дают о себе знать.

Я думаю, что случающиеся в подобных местах беды можно отчасти объяснить природными аномалиями, отчасти бесовскими проделками. С этим часто сталкивались подвижники пустыни, которые сами уходили жить подальше от людей. Но они относились к этому спокойно, зная, что ничего без попущения Божия с ними не случится, а бесам нужно противостоять духовным оружием. Прп. Иоанн Лествичник даже давал такой совет: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя» (Лествица, слово 21).

Любителям пощекотать нервы и полазить по таким местам ради драйва и тщеславия есть чего бояться и переживать за свою жизнь, а верующим во Христа, кому случится там быть по необходимости или ради избавления от страха, переживать нечего, Господь всегда с ними.

👉О ничтожестве сатаны
#ответынавопросы
🔥64👍2
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-16).

👄Похоть плоти - беспорядочные порочные чувственные желания, чревоугодие, пьянство, сластолюбие.

👁Похоть очей - беспорядочное порочное удовольствие, получаемое посредством зрения; алчность.

👑Гордость житейская - порочное желание ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым, быть предметом удивления.

👉🏼Что значит (не) любить мир?
5👍1
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержится основной новозаветный текст против блуда.

Сегодня принято говорить о сексуальной свободе, о том, что человек может использовать свое тело, как ему хочется и нравится. Однако Слово Божие, которое не зависит от времени, утверждает: тела христиан - это собственность Господа Иисуса Христа, они куплены ценой Его крови. Посягательство на чужую собственность, ее беззаконное использование - преступление, а не право.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:15,19-20).
#библия #мораль #отношения
👍3🔥1
👰‍♀Вопрос, который обычно шокирует слушателей огласительных бесед перед Крещением: знаете ли вы, что у Иисуса Христа есть невеста и у них скоро будет свадьба?

Да-да, почитайте внимательно Библию: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19:7).
#библия
9
В связи с темой христианского смирения полезно помнить, что оно всегда связано с покорностью Богу. Даже когда мы покоряемся людям из смирения, эта покорность должна быть связана с тем, что в этих людях от Бога. Например, у родителя или начальника от Бога есть определенная власть. И в том, что касается полномочий этой власти, данной от Бога, человек и должен повиноваться другому. Но мы не обязаны покоряться людям в том, что в них не от Бога, а от них самих. Именно поэтому христианин не обязан потакать чисто человеческим прихотям под видом смирения.

👉🏼Учение Церкви о смирении
👉🏼Что все-таки значит считать себя "хуже всех"?
#мораль
4🔥3👏2
Свт. Иоанн Златоуст считает, что с атеистами не следует говорить или спорить о Промысле Божием. Если же человек принимает бытие Божие, то может без труда придти к заключению о Промысле и будущем воздаянии.

«Мы спросим противников: есть ли Бог? Если они скажут, что нет, то мы не будем и отвечать, потому что, как безумные, так и говорящие, что нет Бога, не стоят ответа. Если и корабль с малым числом корабельщиков и пловцов не переплывет благополучно и одной стадии без управляющей им руки, то тем более столь великий мир, заключающий в себе такое множество тел, составленных из разных стихий, не просуществовал бы столько времени, если бы не было Промысла, управляющего им, и эту вселенную постоянно поддерживающего и сохраняющего. Если же они, уважив всеобщее мнение и опыт, сознаются, что есть Бог, то скажем им вот что: если есть Бог, как и действительно есть, то следует, что Он и справедлив, ибо коль скоро Он несправедлив, то и не Бог; а если справедлив, то каждому воздаст по заслугам. Но, мы видим, не все здесь получают по заслугам; поэтому необходимо надеяться, что готовится какая-либо другая награда, дабы тогда, когда каждый получит по заслугам, открылось правосудие Божие. И вот это доказательство ведет нас к мысли не только о Промысле, но и о воскресении. Итак, зная это, будем и сами размышлять о Промысле и воскресении, и учить других; всячески постараемся заграждать уста неистовствующих против Господа, и сами прославим Его во всем» (О диаволе, беседа первая).
#иоаннзлатоуст #промысл
👍75🔥2
📖Из сегодняшнего апостольского чтения: «Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» (1Ин 3:10-11).

Для апостола Иоанна очень важным признаком христианина была любовь к ближнему. Если ее нет, то ни о каком благочестии и спасении не идёт речи.
#библия #мораль
11
Свт. Иоанн Златоуст против тех, кто говорит о неизбежности греховной жизни

«Когда увидишь, что человек живет порочно и делает всякий грех, между тем жалуется на Промысл Божий и говорит, будто Он предал нашу природу неизбежному року и судьбе, и жестокому владычеству демонов, – что этот человек во всем снимает вину с себя и слагает на Создателя и Промыслителя вселенной: загради ему уста, не словом, но делом, указав на другого, такого же как и он, человека, живущего добродетельно и честно. Не нужно длинных речей, не нужно стройного расположения (доказательств), ни умозаключений; доказательство – в делах. Скажи ему: и ты раб, и он раб; и ты человек, и он человек; в том же мире живешь ты, под тем же небом, той же питаешься пищей: как же ты живешь порочно, а он добродетельно? Для того и Бог попустил злым смешаться с добрыми, и не дал злым одной земли, а добрых не поместил на другую вселенную, но смешал этих с теми, чтобы доставить (людям) великую пользу. Добрые являются в большей славе, когда, находясь среди препятствующих им жить праведно и влекущих к греху, крепко держатся добродетели. <...> Блудодействует ли кто? Покажи ему другого – целомудренно живущего. Лихоимствует ли кто и похищает чужое? Укажи ему на подающего милостыню. Предан ли кто зависти и зложелательству? Укажи ему на свободного от этой страсти. Одержим ли кто гневом? Выставь перед ним умеющего обладать собою. Должно не только прибегать к древним сказаниям, но и брать примеры из настоящего, потому что и ныне, по благодати Божией, есть подвиги не меньше прежних. Не верит кто Писанию и считает его ложным? Не верит, что Иов был таков (каким изображается)? Укажи ему на другого человека, который подражает в жизни этому праведнику» (О диаволе, беседа третья).

Снова мы видим утверждение нормы святости в повседневной жизни вместо оправдания греха под видом того, что «все мы грешники» и «кто не без греха».
#иоаннзлатоуст #мораль
11👍1
👹Доводы свт. Иоанна Златоуста в пользу того, зачем сатана оставлен существовать в этом мире (по беседам «О диаволе»)

1. Сатана нужен для того, чтобы христиане побеждали его и удостаивались бы за это вечной награды от Бога. Его уничтожение не принесло бы пользы беспечным людям, но лишило бы противника для упражнения старательных духовных борцов. «Бдительным и внимательным (дьявол) не только нимало не вредит, но и приносит пользу, – не по своей воле, потому что она зла, но по мужеству тех людей, потому что они пользуются его злобою, как должно».

2. Беспечный и нерадивый человек и без сатаны падет в бездну греха. «Не дьявол причиняет вред людям, но собственная беспечность невнимательных везде подвергает их падению». Если даже органы тела от нашей беспечности могут стать поводом ко греху, то не уничтожить ли и их заодно?

3. Сатана поневоле делается причиной спасения некоторых людей, если умело обращаться с ним, как с ядовитой змеей. Так апостол Павел пользовался сатаной для спасения коринфского блудника (1Кор.5:5).

👉🏼О превосходстве христиан над ничтожеством-дьяволом
#духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
👍7🔥1
Почему нельзя жалеть бесов, но нужно жалеть злых людей?

Наше христианское отношение к сотворенным существам должно соотносится с тем, как к ним относится Бог. Мы знаем из Откровения, что Господь дал благодать покаяния и умер только за человеческий род. Такой милости падшим ангелам оказано не было, они укоренились во зле, в нем они и останутся навечно. Иное дело с теми людьми, которые грешат и живут на земле сейчас. Господь умер за них и им дается шанс на покаяние. Мы не знаем конечной участи этих людей, поэтому мы призваны жалеть их и молиться за них. Они еще могут обратиться к Богу и покаяться, в отличии от демонов. Надо понять две вещи. Во-первых, возможность покаяния — это дар милости Божией, а не то, что зависит только от желания согрешивших. Только Бог может побудить к покаянию, без Его благодати даже желания такого не возникнет. Во-вторых, не стоит пытаться быть милостивее Господа Бога. Кому Он дает шанс, тех и мы должны миловать. Кому Он не посчитал нужным его дать (демонам), те и не нуждаются в нашей жалости. Жалость к тем, кто не заслуживает жалости, может подсознательно выражать недовольство волей Бога относительно того, как Он устроил.

👉🏼Если мы окажемся в раю, будем ли мы жалеть своих близких, оказавшихся в геенне?
#ответынавопросы
8👍1
Свт. Иоанн Златоуст дает совет как избавиться от греховной привычки

«У тебя есть жена, у тебя есть слуга, у тебя есть дети, друг, родственник и сосед. Прикажи всем им бдительно следить за этим. Опасна привычка, она коварно подстерегает нас и трудно уберечься от нее; часто она сбивает нас против нашей воли и сознания. Итак, чем больше ты знаешь силу привычки, тем более старайся избавиться от дурной привычки и замени ее другой, полезнейшей... Ибо привычка обладает действительно великой силой, равной силе природы. Итак, чтобы мы не страдали бесконечно, давайте приобретем другую привычку, и попроси каждого из твоих родственников и близких об услуге, чтобы они советовали и увещали тебя... и посрамляли, если уличат тебя в этом. И их внимательность к тебе будет и для них советом и увещанием к такой же добродетели <...> Поставим вокруг себя стражей, о которых я сказал, назначим самим себе определенный срок для исправления и наложим наказание, если по прошествии этого срока мы не исправимся» (Огласительная беседа первая).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
17
📖Некоторые мысли из сегодняшнего апостольского чтения (1Ин.4:20-21,5:1-21)

1. Тот, кто говорит, что любит Бога и ненавидит брата, тот лжец.

2. Любить Бога – это значит соблюдать все Его заповеди. Его заповеди не тяжелы для исполнения. Почему? Ответ здесь.

3. Верующий в Сына Божия побеждает мир сей (всю совокупность зла) этой верой.

4. Бог принимает молитвы тогда, «когда просим чего по воле Его». Феофилакт Болгарский поясняет: «Если мы просим у Бога сообразного с волею Его, то Он слушает нас… А кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан». Прп. Иустин Челийский: «Если того, что хочет Бог для тебя и для других, хочешь и ты для себя и для других, тогда несомненно Бог исполнит каждое желание твоей молитвы». Подробнее на эту тему здесь.

5. Есть грехи к смерти и не к смерти. Человек может и должен молится за того, кто грешит не к смерти. Относительно молитвы за того, кто грешит к смерти, апостол Иоанн дает уклончивый ответ: «Не о том говорю, чтобы он молился». Апостол не поясняет подробнее, грехи какого рода он имеет в виду. Возможные толкования: грехи против Святого Духа + ожесточенное упорство в тяжких грехах; упорство в любом грехе; упорство в смертном грехе; противление братству во Христе и ненависть к Богу (ранняя версия св. Августина); состояние тяжкого греха после смерти, то есть молитва за такого умершего теряет смысл (поздняя версия св. Августина); отпадение от Христа.

6. «Рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». Речь идет не о всяком грехе, но смертных грехах. Благодать сохраняет человека от таких грехов, если он сам не сопротивляется ей.
#библия #мораль #духовнаяжизнь
6👍1
🎁О дарах Святого Духа

Дары Святого Духа – это постоянные предрасположения, делающие человека способным следовать побуждениям Святого Духа. Дары Святого Духа принято отличать от Его плодов или добродетелей.

В Священном Писании особо выделены семь даров Святого Духа, которые даются с целью личного освящения: мудрость, разум, совет, крепость (мужество), знание, благочестие и страх Божий. Все они необходимы для спасения человека и преподаются в Таинстве Миропомазания. Свт. Григорий Великий утверждает: «Посредством тех даров, без которых нельзя обрести жизнь, Святой Дух всегда пребывает во всех избранных, но не посредством других Своих даров». Они восполняют и совершенствуют добродетели тех, кто получает их. Они делают верующих способными охотно повиноваться божественным вдохновениям. Все эти дары взаимосвязаны между собой.

Все семь даров во всей полноте были в Господе Иисусе Христе, как об этом свидетельствует пророк Исаия: «И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Исполнит Его Дух страха Божия» (Ис.11:2–3).

Вывод: будучи православными христианами, мы даже не подозреваем какие сверхъестественные способности нам даны от Бога в день Крещения.
#дарыдуха #библия #духовнаяжизнь
4👍2
Первый дар Святого Духа - мудрость

Мудрость (знание божественного и правота суждения в соответствии с божественной истиной). О ней говорит апостол Иаков: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Эта мудрость есть у всех, кто обладает христианской любовью и не имеет смертного греха, хотя и не в одинаковой степени: «Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем.Сол.7:28). Следует различать особую степень дара мудрости, которая дается не всем, согласно апостолу: «Одному дается Духом слово мудрости» (1Кор.12:8). Такой мудрости противоположно плотское мудрование: «Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире» (2Кор. 1:12).
#дарыдуха #библия #духовнаяжизнь
3🔥1
10 моих любимых изречений свт. Иоанна Златоуста - великого мотиватора к добродетели

1. «Хочешь ли быть добродетельным? Положи только начало... Не достаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться. А если будем спать и похрапывая надеять­ся взойти на Небо, то как мы сможем получить наследие Небесное?»

2. «Если мы будем бодрствовать, если будем молить Бога, чтобы Он не попустил нам быть искушаемыми сверх сил (1Кор.10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу. Пока мы будем иметь Его своим помощником, до тех пор хотя бы искушения сильнее всяких бурь нападали на нас, они будут для нас сеном и листьями, легко уносимыми».

3. «И не повторяй мне опять: много согрешил я, – как я могу спастись? Ты не можешь, Владыка твой может, и так, что изгладит грехи. Тщательно внимай слову. Изглаждает Он так грехи, что не остается даже и следа их».

4. «Ты имеешь жену, имеешь детей: что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, есть друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют и великую пользу. В самом деле, скажи мне: что может быть приятнее детей и жены для того, кто хочет жить целомудренно?»

5. От лица жениха к невесте: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости».

6. «Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми; это бывает причиной всех зол».

7. «Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола?».

8. «Я не предлагаю вам ничего неудобоисполнимого; не говорю: не женись; не говорю: оставь город и устранись от дел общественных; но увещеваю, чтобы ты, оставаясь при них, украшался добродетелью. Я желал бы даже, чтобы живущие в городах больше отличались доброй жизнью, нежели удалившиеся в горы».

9. «Как сражающийся с тенью и бьющий по воздуху никого не может поразить, так и враждующий против праведника сражается только с тенью, тратит свою силу, а тому не может нанести ни одного удара. Итак, дай мне только твердую веру в Царствие Небесное, – и умертви меня, если хочешь, сегодня же. Я поблагодарю тебя за смерть, потому что через нее ты скоро переселяешь меня к тем благам».

10. «Я верно знаю, и тебе желаю также убедиться в том, что все, что бы ни случилось, будет нам на пользу; и если ты будешь иметь такое убеждение, то скоро отгонишь от себя и то, что называешь верхом своих несчастий».

📃святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407) — архиепископ Константинополя, вселенский учитель Церкви.
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
13