еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.86K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
Пятничная рекомендация #2

Сегодня рекомендую фильмы про рыжих котов:

1️⃣ «Кот в сапогах: Последнее желание»
Вторая часть спин-оффа от франшизы Шрека... подождите, не расходитесь. Кот в сапогах и коварные злодеи там только для детей, а для взрослых там кое-что совершенно другое. Как и должно быть в хорошем 3D-мультфильме. Есть на Red Head Sound.

2️⃣ «Изумительный Морис»
Более классическая сказка по Терри Пратчетту. Классическая, но неглупая, и к концу набирает хороший темп. Как и должно быть в хорошем 3D-мультфильме. Есть на Кинопоиске.

...Не всё же тут про полезный контент, размышления и кастдевы читать 🙂

#рекомендации #мультфильмы
🔥3👏21
Структура достаточного материала

Начинающих новостных редакторов учат писать заметки по структуре 5W1H. Каждый материал должен отвечать на шесть вопросов: Who? What? Why? When? Where? How?

📝 Кто? и что? сильнее привлекают внимание, но в целом порядок ответов можно менять. Объём тоже не важен: «материалом» может быть один абзац в дайджесте новостей или лонгрид на пять экранов.

📈 В онлайн-СМИ с этой структурой обходятся вольно. Чаще всего их цель не информирование, а коммерция — отработка повестки, лидогенерация, привлечение трафика.

🏫 В обучении востребовано информирование в исходном виде. По этой структуре можно проверять «достаточность» материала для того, чтобы учащийся мог применить его в своей деятельности.

Например:

КТО? Тимлиды и старшие специалисты отдела изучают
ЧТО? алгоритм встречи наставника и наставляемого
ГДЕ? в рамках процесса адаптации новых сотрудников
КОГДА? после встречи-знакомства для обсуждения задач
КАК? через теорию и диалоговые кейсы с обратной связью
ЗАЧЕМ? чтобы сократить период адаптации новичков.

Вы могли слышать про похожий шаблон сбора информации для решения задач. Это он и есть: в журналистике это сбор информации для задачи «предоставить достаточно информации о событии», а в обучении — для задачи «предоставить достаточно информации для изменения поведения».

Как использовать?
1️⃣ Как чек-лист при потоковой разработке коротких форматов;
2️⃣ Как алгоритм для новостей, постов, пресс-релизов;
3️⃣ Как инструмент редактора для обучения новичков.

#elearning #медиа #редактура
👍7🤔2
Обучаемость как критерий найма

Самый тупой и грустный ответ, который я получил на свои шеф-редакторские правки, звучал так:

— Можешь править мои тексты как угодно, но не показывай мне итог и не говори мне, как писать.

Почему это тупой ответ — понятно. А грустный он потому, что на уровне личных убеждений исключает повышение качества от этого человека на этой позиции.

Переведём на язык бизнес-последствий:

Не говори мне, как писать = Сотрудник не намерен соблюдать стандарты, которые редактора наняли поддерживать.

Не показывай мне итог = Сотрудник не намерен учитывать пожелания редактора к своей работе.

Можешь править мои тексты как угодно = Сотрудник не намерен снижать затраты редактора на доведение его работы до стандартов.

Большинство недостатков подготовки сотрудника можно исправить: обучить незнакомому процессу, помочь полезной литературой, писать подробные правки, давать развивающую обратную связь, постепенно усложнять задачи.

Агрессивную необучаемость лечит только рынок труда.

Что делать, если новичок — это вы?

Слушать отзывы, сравнивать «до» и «после» правок, просить обратную связь и обоснование изменений. То есть учиться.

P.S. На втором месте моего списка самых тупых ответов редактору: — Я не буду менять заголовок, я старше тебя на год!

#медиа #редактура
👍3👏3
Примеры образовательных лонгридов

Из всех асинхронных форматов обучения мне близки мультимедийные статьи: с графикой, видео, интерактивами и ссылками. Иногда пишу их сам (пример здесь).

Что
мне нравится:

👍🏻 Книги Бюро Горбунова. Продвинутые электронные книги — связное, законченное повествование на основе обогащённого текста. Графика, анимация, интерактивные вставки нанизаны на текст, который нужно вдумчиво читать.

👍🏻 Статьи Tilda Education. Чаще статичные, но всегда хорошо свёрстанные статьи. Конструктор может выдавать больше интерактивности, так что тут вопрос времени, ресурсов и желания. Читать удобно, задачу решают.

👍🏻 Тексты Рыбы. Их блоги и уроки в курсах длиннее, чем средняя контентная статья, поэтому я отношу их к лонгридам. Совсем статичные, внешне простые и с минимальным интерактивом (карусель с картинками и ссылки), но при этом тоже решают задачу, и их удобно читать.

Ещё примеры из комментариев:

▶️ Интерактивные лонгриды по физике
▶️
Бесплатный курс Практикума по созданию презентаций
▶️
Хендбуки Академии Яндекса
▶️
Учебник Т—Ж

Оставьте
в комментариях или пришлите в личку свой пример хорошего лонгрида 🙂

P.S. Как-то я задал Максиму Ильяхову вопрос: «Почему все делают видео-контент, а не учебный текст?». Ответ: «Дешевле». Много думал.

#eLearning #медиа
🔥7👍52
Подборки каналов как инструмент автоматизации

Очевидная и наглядная цель подборок в Telegram — это, конечно, перекрёстное опыление аудиторий авторских каналов.

🧑🏻‍💻 Именно поэтому на этой неделе нас стало больше: я попал в подборку каналов для специалистов в сфере образования EdTechTutor (подписывайтесь, ставьте лайки).

Интерес авторов понятен, но у этой функции есть и полезное частное применение:

▶️ Систематизация подписок. Соберите личные папки по интересам и избавьтесь от «бесконечной ленты» в основном разделе. Начните со всех рабочих контактов, потом поделите читаемые каналы по областям знаний.

▶️ Массовое добавление новичков. Если в Телеграме у вас всё же есть рабочие чаты (не очень удобно, но популярно), учебные группы или другие потоки пользователей, сделайте подборки для быстрого добавления новых участников.

▶️ Собственная рабочая область. Создайте и объедините свои каналы для полезных ссылок, инсайтов, заметок из книг, редактирования постов и т.д. «Избранное» скажет вам спасибо, а вам проще будет читать отложенные материалы.

Например, у меня сейчас рукотворная папка eLearning, папка с личным пространством и пять внешних подборок.

NB! Не рекомендую создавать подборки новостных каналов, если только это не ваша работа, — они будет забирать время и не дадут ничего взамен 🙄

#elearning #медиа #папки
2👍2🌚1
Пятничная рекомендация #3

Расширенный список рекомендаций на длинные выходные:

📰 Если вы часто пишете, почитайте статью «Редактирование и правка текста».

📝 Если вы часто читаете, попишите по примеру статьи «Не пишешь — не думаешь».

🎬 Когда вы будете отдыхать и захотите увидеть live-action аниме — посмотрите «Быстрее пули» с Брэдом Питтом.

🧑🏻‍💻👩🏻‍💻 Если вы продакт и никогда не отдыхаете — посмотрите исследование о Product-Market Fit.

Или запишитесь на интервью 🙂

Хороших выходных!

#elearning #рекомендации
👍2🔥2
Улучшаем онлайн-лекции_ФЧ_31.03.2021.pdf
634 KB
Онлайн-лекции в идеальном мире

За год до моей первой лекции в РАНХиГС я активно строил теории «как было бы правильно вести онлайн-лекции». Одну из них я даже представил на конференции Юридического факультета МГУ в 2021 году. Презентация оттуда с небольшими обновлениями — во вложении.

👨🏻‍🎓 Через два года лекционной практики я всё ещё готов подписаться под идеями в основе этого процесса (и даже расширить их с учётом развития ИИ), но теперь я гораздо лучше понимаю, почему отдельно взятый преподаватель не может делать это в одиночку. Вот поэтому: 💻.

Вузам нужны собственные продюсерские и контентные команды в штате или по долгосрочным контрактам, чтобы хотя бы начать движение в сторону оцифровки лекционного контента.

🧑🏻‍💻 Небольшие учебные центры и индивидуальные эксперты могут внедрить это быстрее, эдтехи уже давно так живут, а вот академическому сегменту, кажется, нужна помощь в этом вопросе. Или деньги. Или желание.

Или всё сразу.

Делюсь этим артефактом ковидной эпохи и буду рад обсуждению в комментариях 🙂

#eLearning #edtech
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥5🗿2👍1
Гайды в работе редактора

Моё понимание одной из задач редактора — «формировать и поддерживать редакционные стандарты». К ним относятся манера подачи материалов, процесс их создания, следование идеологии, поддержание стабильного уровня качества и т.д.

📝 Заниматься этим реактивно — т.е. только писать правки и переписывать материалы при проверке — неэффективно, да и невозможно. Намного эффективнее прививать стандарты авторам, и тогда работа редактора превращается в «наставничество с обучением на рабочем месте».

✉️ Уходя из СМИ в 2018 году, я сохранил большинство своих занудных трактатов учебно-разъясняющих писем, написанных за 3,5 года работы для подготовки новых авторов и в рамках дискуссий с шеф-редакторами других смен.

🛫 Из этих писем можно будет собрать курс молодого автора новостных заметок, а пока на правах примера работы редактора — очень нишевый гайд «Не все F-35 одинаково полезны» 😅 Текст и формат бережно сохранены из исходного письма в Outlook.

P.S. Архив писем большой — перенесу сюда более универсальные редакторские советы 🙂

#медиа #редактура
🔥3👍2🤔1
Обучение на практике в малых группах

Продолжаем развивать #подсмотренность в EdTech. Сегодня смотрим на чилийский сервис для изучения языков Políglota.

✍🏻 Суть:
— часовые занятия в группах до 6 человек;
— преподаватель модерирует, исправляет и оценивает;
— занятия проходят «курсами» по 8 занятий дважды в неделю;
— на платформе есть дашборд и материалы для повторения;
— для перехода на следующий уровень языка нужно 3 курса.

🤔 Чем интересно:
— «социальное обучение» с людьми одного уровня знаний;
— группы собираются из учеников из разных стран;
— у каждого ученика есть открытый профиль на портале;
— три тарифа на 4, 6 и 12 месяцев (= курсов) с шагом <$100;
приятный ролик с характерным чилийским произношением.

🤨 Что странно:
— на сайте, в промо и в дашборде (без оплаченного тарифа) нет никакой информации о преподавателях;
— учат пяти языкам, а сайт не переведён даже на английский.

🧑🏻‍💻 С чем можно уйти подумать:

1️⃣ Можно ли так учить русскому иностранцев?
2️⃣ Нужна ли такому сервису сложная платформа?
3️⃣ Кого и чему ещё можно обучать по этой модели?

#edtech #eLearning #про_страны #Chile
👍5🔥1
Настроение: выбрать инструмент для авторского контента

🤔 Возникла шальная мысль собрать из своих писем, инструкций, гайдов и других артефактов разных эпох структурированные мини-базы знаний.

💻 Не в формате статей в Telegraph, но и не в Notion и не в Obsidian, т.к. нужно заложить потенциал быстрой компиляции заказных продуктов.

📝 Остановился на близких мне лонгридах. Поскольку удобный и привычный Articulate Rise идёт нафиг официально остановил продажи в РФ, буду выбирать среди российских решений.

Троих на картинке я знаю, поэтому начну разбор с них. Если какой-то толковый российский сервис пропустил, напишите.

Что интереснее по итогам разбора?

🐳 — примеры собранных материалов;
🗿 — обзорные статьи на сами инструменты.

Другие реакции и комментарии по затее приветствуются 🙂

P.S. Всё ещё загляните на интервью.

#elearning #edtech
🗿8🐳7🔥3👏2
«Порог тыквы» для нейросетей и план на тест-драйв конструкторов

Самая киберпанковая новость недели — нейросети, обучаемые на результатах работы нейросетей, будут постепенно деградировать.

Казалось бы, это проблема ленивых инженеров, обучающих модели как попало.

Но представим, что вышестоящую нейросеть обучили на трёх базах знаний (условно — Notion, Confluence и курсы в LMS), которые были наполнены ранними поколениями нейросеток.

Каким будет результат на такой базе?.. 🫠

В статье упомянуто два пути спасения: иметь бэкап изначального датасета либо периодически добавлять в датасет контент от человеков. Так что «кожаные ещё пригодятся» 🙂

Из других новостей:

▶️ Вышел новый выпуск EdTech-дайджеста — забираем, читаем по своим темам;

▶️ Выбрал контент для освоения первого конструктора лонгридов — марафон «K-AMPUS для T&D». Будут конспекты изучаемого материала, т.к. о пользе личных записей не писал только ленивый. Вот и проверю.

Картинка: Kandinsky 2.1, запрос «карикатура на глупый искусственный интеллект». Рискую, да.

#edtech #elearning
👍6🐳2
Пятничная рекомендация #4: библиотека книг про EdTech

Рекомендую ресурс EdTechBooks — бесплатная площадка для публикации пособий про eLearning на английском языке.

Для проверенных экспертами материалов есть отметка Peer-reviewed, а для востребованных (= в которые часто заходят) — High Quality. Иногда опубликованы просто статьи с мемами.

Что показалось интересным:

1️⃣ Основы обучения и технологии педагогического дизайна — погружение в профессию и область знаний;

2️⃣ Пособие о визуальном дизайне учебных материалов;

3️⃣
История трендов в исследованиях «как люди учатся» с 1970 по 2020 год.

На вид — не все из опубликованных материалов гарантированного высокого качества, но те, что высоко оценены, вполне заслуживают знакомства или загрузки в ChatPDF.

#elearning
#edtech #рекомендации #книги
6👍3🔥2
Учить статьями

Пост с элементами дайджеста, навеянный дискуссией про «учебные презентации vs. все остальные» в соседнем чате.

Лонгриды — популярный формат обучения. Они развивают концепцию иллюстрированной книги или мультимедийного спецпроекта.

Также лонгриды похожи на статьи: длинные, законченные блоки информации на заданную тему со ссылками на внешние источники, с недавних пор дополняемые интерактивными возможностями.

В обучении текстовый формат используется как альтернатива слайдам или для расшифровки видео в последовательном изложении объёмного материала (это важно).

Но.

Лучшее ли это применение формата?

Возьмём две крайности: книгу на тысячу страниц и твит на 140 символов. Книга подавляет объёмом, а твит кажется бессмысленным вне дискуссии. Значит, где-то должна быть золотая середина содержательности, при которой текст полезен, закончен и не отталкивает.

Мне кажется, что такая середина — это статья. Не пост на 500 слов в онлайн-СМИ, не 25+ страниц А4 в научном журнале, а умеренные 10-14 экранов информации по заданной теме со ссылками, позволяющие погрузиться в контекст, узнать новое и закрепить его выводами. Законченный блок знаний, а не учебник размером с роман. «Плотный снежок» в моей модели.

Сборники статей вполне могут заменять книги и видео по теме (см. Harvard Business Review). Могут ли они заменить учебные курсы — вопрос открытый, но по моему опыту прохождения курсов с предзаписанными видеоуроками — заменили бы легко. Они неприменимы для длинных, сложных, кросс-дисциплинарных программ, но и не надо так их использовать.

И следующий открытый вопрос:

Если писать сборник учебных статей в духе Harvard Business Review, нужны методисты или редакторы?

***
Обратная связь:
🤔 — пиши ещё про теорию
🗿 — лучше что-то другое

#eLearning #EdTech
🤔9🗿2
Друзья, тема редактуры учебных материалов меня пока не оставляет 🤔 Пройдите, пожалуйста, небольшой опрос:
Контент для продактов и стартаперов

Подборка ИИ-инструментов для создания и развития продуктов. Перешлите знакомым, которые работают на международном рынке 🙂

1. Checkmyidea-ia: быстрая проверка идей на открытых данных.
2. VenturusAI: обратная связь «от инвестора» на бизнес-идею.
3. Bizway: пошаговые планы по запуску идей.
4. DomainsGPT: подбор доменного имени.
5. RhetorAI: чат-бот для интервью с пользователями.
6. Validly: чат-бот для продуктовых исследований.
7. Power Mode: собирает питч-дек из идей.
8. Pitch League: помогает улучшить питч-дек.
9. Finta: автоматизирует поиск инвесторов.
10. Monterey.ai: анализирует обратную связь от пользователей.
11. Jusi: собирает ТЗ на разработку и ищет исполнителей.
12. Webullar: генерирует сайты и посты для социальных сетей.
13. Eclipse AI: анализирует отзывы и обращения пользователей.
14. Tome: конструктор материалов для сторителлинга.

P.S. На момент этой публикации ChatGPT запущен полгода назад.

#edtech #инновации #ии #стартапы

@content_notes
👍4🔥32
Непостоянная рубрика «Угадал тренд»

В раннем посте про геймификацию в обучении написал:

Историко-лингвистические лекции на глобальных стратегиях... — вот где сила, брат, а не вот это вот всё.

Даже года не прошло 🙂

Компания Paradox Interactive выпустила дополнение к своей глобальной стратегии Europa Universalis IV, которое добавляет в саундтрек игры мини-лекции по истории Китая и Японии.

Страница дополнения начинается словами «Learn while you play». Логично, что про династию Минь интересно узнавать, когда ты ведёшь войска на подавление восстания на окраинах Империи, а не когда листаешь страницы учебника 🙂

То же самое можно сделать с Assassin's Creed — запускать озвучку и без того неплохих исторических справок при посещении игровых локаций и персонажей.

На правах юмора: из ранее угаданных трендов — продукты для подтверждения насмотренности, который также поддержало Бюро Горбунова, и ускорение создания и доставки контента, который подтверждает вся индустрия разработки курсов. Идею про конструктор с витриной скоро реализуют iSpring и Scroll, а про Edutourism мы узнаем через 1-2 года.

Подписывайтесь 😉

#elearning #edtech #угадалтренд
4👍2🔥2🐳2
Как зажечь пылающей факел знаний так, чтобы тебе его никуда не засунули

Когда я работал в новостях, там не было ни LMS, ни базы знаний, ни отдельной папки с описанием процессов.

В рабочие процессы новичков погружал наставник, а профессиональные знания добирали на очных лекциях внутренних экспертов.

Мне как выходцу из eLearning это казалось диким. (Да и сейчас кажется).

Но по-настоящему бомбануло меня в этом эпизоде:

Шеф-редактор: два дня по 3 часа погружает новичка в работу с админкой, редпроцесс, оформление статей, отчётность
Новичок: «Мне кажется, эта работа не для меня. Пока!»
Шеф-редактор: 🗿🗿🗿

После этого я по поводу и без создавал памятки и презентации:

1️⃣ Сделал презентацию новой CMS для испаноязычных коллег;

2️⃣ Собрал справочник по админке для новых сотрудников;

3️⃣ Замахнулся на базовое пособие «Как писать статьи» для новичков без журналистского бэкграунда;

4️⃣ Детально разбирал ошибки в материалах в общих письмах, зачастую довольно едких, а ближе к финалу — токсичных.

Уже после увольнения я написал концепцию асинхронного обучения новичков и показал её единственному сотруднику на всё агентство, который по должности занимался обучением, и... ничего не произошло. В том числе потому, что термин «электронный курс» адресат просто не знал.

Поэтому на вопрос в заголовке у меня нет ответа 🤷🏻‍♂️, зато есть эмпирический опыт:

✍🏻 Один человек не создаст культуру обучения «по совместительству» с основной работой.
✍🏻 Чтобы начать реформировать даже отдельно взятое подразделение, нужно сначала найти вовлечённых единомышленников.
✍🏻 Внедрять что-то новое в консервативных структурах сложно, долго и да ну нафиг убиваться бесплатно за спасибо.
✍🏻 Можно сколько угодно проявлять инициативу снизу, но если сверху нет встречной — чуда не произойдёт.

Такие дела 🙂

#медиа #редактура
👍5
Новости в период турбулентности.pdf
584.9 KB
Памятка о том, как не утонуть в думскроллинге и ослабить давление на кукушеньку.

Фрагмент лекции в РАНХиГС от 28.02.2022.

#elearning
🗿52🥴2
Расползаюсь по рубрикам

Ранее в канале встречались посты про «подсмотренность» (например, французский детский EdTech и чилийская языковая школа). Рад сообщить, что теперь они каждую субботу выходят на канале Digital Learning.

На что уже смотрели:

1️⃣ Конструктор онлайн-курсов Chameleon Creator здесь;

2️⃣ Наглядные лонгриды, конструктор 3D-игр и платформу для мобильного обучения здесь;

3️⃣ Metaverse для обучения, Pinterest для студентов и TikTok для учебной группы здесь.

Кроме метаверсов, которые обычно требуют масштабного внедрения, можно подсмотреть что-то для обучения, ведения базы знаний или собственного SaaS-продукта.

UPD: Публикации также доступны на сайте сообщества по тегу развиваем насмотренность.

#elearning #edtech #медиа #подсмотренность
🔥41👍1
Дофаминовые качели ради кликов

Кликабельных тем в развлекательных СМИ всего пять: Страх, Секс, Скандал, Смерть, Сенсации.

Это «наименьшие общие знаменатели», которые приносят больше всего кликов, дочитываний и пересылок.

И это не злой умысел редакторов, а логичная реакция на поведение людей: эмоциональную дичь читают активнее, чем рациональную скукоту.

Хочешь больше кликов — публикуй больше дичи. Доказано тиктоком, трэш-стримами и упоротыми пранкерами.

Предположим, что ты не хочешь публиковать дичь, но тебе нужны клики людям, которые ставят твой КПЭ, надо показать клики. Что делать? Сделать диким заголовок. Потому что на массовую аудиторию это работает.

Поэтому у нас прижился шаблон заголовка ¿Преувеличенный вопрос? Драматичное продолжение даже к спокойным научно-популярным материалам.

На примере статей про экзопланеты:

😮 ¿Неизбежное исчезновение? Астрофизики спрогнозировали три пути развития человечества
😮 ¿Мы одни во Вселенной? Человечество и наше желание встретить компанию
😮 ¿Там кто-то есть? Познакомьтесь с двумя потенциально обитаемыми суперземлями
😮 ¿Мы не одни? Потенциально обитаемая планета на нашем заднем дворе
😮 ¿Инопланетная жизнь? Ross 128b даёт пару подсказок
😮 ¿Разумная жизнь? Астрономы открыли обитаемую планету

Почему это работало
Это упор на Страх и Сенсации, которые прошибают Систему 1 (по Канеману) и заставляют кликнуть и прочитать: «А ВДРУГ?»

Клики кликались, статистика росла, КПЭ достигались. Идиллия.

Почему долгосрочно это плохо
1️⃣ В поиске по сайту такой паттерн выглядит очень кринжово;
2️⃣ Единственная цель, для которой подходит «аудитория наименьшего знаменателя» — это продавать контекстную рекламу, БАДы и курсы личностного роста;
3️⃣ Зависимость: не поставил «дикий» заголовок — смена некрасиво провалилась в недельном графике.

Что делать?
Менять КПЭ с кликов на что-то содержательное, но в СМИ это не получится. Поэтому — менять работу, пока не разругался со всеми окончательно 🙂

#медиа #редактура
🤪3👍21🔥1