еЛёрнинг, ЭдТех и медиа – Telegram
еЛёрнинг, ЭдТех и медиа
1.85K subscribers
373 photos
14 videos
3 files
330 links
Образовательная редактура, онлайн-обучение и медиа-контент

Автор: Филипп Чурилов @philanek
Сайт: https://philchurilov.ru
Медиа: https://longread.media
Бот канала: @content_notes_bot
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Лайфхаки #1: кинопримеры

В своё время освоил законное цитирование фильмов в учебных целях.

🎬 В наставничестве приводил фрагменты «Кун-фу панда» и «Рататуй», в менеджменте — «Мстители: Война бесконечности», «Пираты Карибского моря» и «Максим Перепелица».

👨🏻‍⚖️ Использование фрагментов в информационных, научных, учебных и культурных целях в оправданном объёме (т.е. минутка-другая, а не полфильма) не требует согласия правообладателя, но должно быть корректно маркировано.

Для фильмов это:

«Название» (год выпуска), режиссёр Имя Фамилия, компания-дистрибьютор, компания-дистрибьютор в России.

То есть, правильная цитата была бы:

Фрагмент к/ф «Соник в кино» (2020), режиссёр Джефф Фаулер, Paramount Pictures, «Централ Партнершип».

🎞 Попутно освоил монтаж: этот эпизод длится полторы минуты, но вырезки не слишком ломают сцену.

В комментарии приглашаются юристы — рассказать, сколько миллионов в штрафах я должен буду заплатить, после чего я добавлю все уточнения в пост 🙂

#eLearning #edtech #медиа #лайфхак
🔥4
Откуда приходят идеи стартапов

Всю осень читал в LinkedIn и на Medium статьи про венчурный рынок.

📚 Среди всех советов про питч-деки, нетворкинг, демонстрацию трекшена и прочий инвестиционный жаргон несколько раз встречался критерий «пассионарность основателя».

🦸🏻 Если вкратце — это то, что отличает серийного предпринимателя, который выращивает проекты на продажу, от вовлечённого фаундера, который верит в высокие идеалы своей идеи.

Обычно такие люди мыслят логикой вида «подходящего решения не было, поэтому я его делаю» или «мне ничего не понравилось, и я хочу сделать лучше».

🤔 Получается, что из одного угла инноватики убеждают, что «вы не ваша целевая аудитория, всегда слушайте рынок», а из другого — «вкладывайтесь в тех, кто решает свою проблему и может найти других, кому это нужно».

Парадокс?

🎯 Выше рассуждал про мотивацию EdTech-проектов, которая похожа на эту логику. А спонсор этого поста — моя растущая насмотренность на сервисы микрообучения, плавно перетекающая в планы на 2024.

#edtech #микрообучение #инновации
👍5🤔3🔥1
Непопулярное мнение об ИИ в конструкторах контента

Генеративные нейросети встраивают, куда не лень.

🤖 Один только ChatGPT породил тысячи стартапов, которые переупаковывают одни и те же базовые функции чата для разных применений.

Выше делился мыслями, что при создании контента ценнее дополнять неразвитые компетенции автора (графику, видеомонтаж), а не усиливать развитые (структура, текст).

Готов дополнить этот тезис: ИИ должен быть не столько «внутри» продукта, чтобы прямо в конструкторе генерировать контент, сколько «на входе», чтобы уметь перерабатывать входящие материалы.

🏎 Генеративный ИИ есть в Google Workspace (Duet AI) и Microsoft Office (Copilot), Сбер и Яндекс явно будут двигаться туда же — развитие первоисточника в любом случае будет опережать добавление этих функций в конструкторы.

Разумнее, да и проще сфокусироваться на возможностях импорта внешних файлов:

— соблюдать структуру заголовков, форматирование текста, параметры изображений;
— сделать рекомендательную систему: «тут много текста в одном абзаце, рекомендуем сократить» или «разрешение картинки низкое, попробуйте найти в лучшем качестве или сделайте апскейл»;
— сделать «быстрое обновление» через синхронизацию внешнего файла и свёрстанного контента.

И так далее.

✍🏻 Дело в том, что внутри конструкторов не пишут — в них верстают. А раз люди (пока ещё) пишут во внешних программах или импортируют внешние файлы, с помощью ИИ нужно упрощать именно вёрстку.

~~~
🔥 — делаю конструктор, приму к сведению
🗿 — делаю конструктор, мнение не разделяю
🤔 — верстаю контент, теперь хочу импорт

#eLearning #edtech #инновации #непопулярное
🔥21👍1🤔1
А что, так можно было?

Для рубрики на канале Миши Свердлова подобрал проект Vaia — и слегка опешил.

🎓 Это сервис для организации учёбы: с календарём, библиотекой контента, ИИ-объяснялкой, импортом заметок и документов, автоматическим созданием flash-карточек для заучивания и симулятором экзаменов. Ничего не забыл?

💶 Вся эта красота стоит НИСКОЛЬКО долларов в месяц: сервис зарабатывает на рекламе, оставаясь бесплатным для 22+ миллионов пользователей.

🌍 Библиотека контента на английском, сам сервис делают немцы, а если внутри прикручен ChatGPT, то и контент на русском тоже может понимать.

🔗 Нечто похожее по замыслу видел в проекте бесплатных микрообучалок Rumie, но тут явно другой уровень реализации.

Продолжаю наблюдение за дивным миром эдтеха.

#elearning #edtech
5
Приползание к результату и мысли о контент-агентствах

Пока мой аватар приближается к завершению следующему этапу ремонта, возник непраздный вопрос:

Что есть контент?

👩🏻‍🎨 Вот есть агентства контент-маркетинга: модные, молодёжные, с красивыми сайтами, хлёсткими заголовками, конкурсами и спецпроектами, даже если они часто пишут про холодильники, 3D-печать и корм для собак.

Они делают контент для маркетинга.

👨‍🏫 А есть «провайдеры электронного обучения», которые душат уже одним этим наименованием. У них часто унылые казённые сайты и нулевая смелость в образах, даже если они сочиняют супергероику, остросюжетные детективы и актуальную мемологию.

Они делают контент для обучения.

🤔 И тут контент, и там контент. Но какие разные судьбы в самопрезентации и внешнем восприятии.

Да, я знаю разработчиков корпоративного обучения со стильными сайтами и Tone of Voice — просто агентств контент-маркетинга с такими вводными я знаю гораздо больше.

~~~

Покидайте в комментариях крутые сайты создателей контента. Свои — можно 🙂

#elearning #медиа
👍3
Пятничная рекомендация #12

Красная панда изучает управление энергиями смотреть онлайн

📘 Разместил первый материал на сервисе Edutoria — иллюстрированную статью по книге «Жизнь на полной мощности».

Если у вас есть подписка, загляните полистать.

Если у вас нет подписки, загляните в первый урок — посмотреть на титульную иллюстрацию и попросить у меня контакты художницы 👩‍🎨

А если вы хотите этот и похожий контент для вашей LMS во вменяемом конструкторе — напишите мне 🙂

~~~

👨🏻‍💻 Встроенный редактор Edutoria, конечно, оставляет желать лучшего. Даже не по функциям (их достаточно), а по выбранному внешнему виду блоков.

🤦🏻‍♂️ Потому что любой конструктор, где нет кнопки «Предварительный просмотр», проиграл конкурентную борьбу.

Пока эта и последующие статьи по книгам поживут здесь, а потом переедут на Courseditor с обновлёнными механиками.

#elearning #книги #мой_контент #рекомендации
🔥3👍2🤔1
Всё придумано до нас

В рамках подготовки материала по менеджменту разбирал институт римских консулов.

Там много интересного:

1️⃣ Сенат выбирает двух консулов с правом вето и наделяет их конкретными полномочиями на один год.

Это демократический стиль управления.

2️⃣ После окончания срока консулу выдают в управление провинцию, где он обладает той же полнотой власти, но в строго обозначенных границах. По сути, Сенат делегирует ему руководство регионом.

Это либеральный стиль управления.

3️⃣ Если в военных походах что-то пошло не так, и территория Римской Республики оказывается под угрозой, два консула выбирают диктатора (да, эту должность породила республика) и передают ему высшую власть на полгода.

Это авторитарный стиль управления.

Чему это нас учит?

🤔 Стиль управления зависит не от личных предпочтений менеджера и не от уровня его подготовки — он должен меняться в зависимости от конкретной ситуации и целей организации.

Нельзя демократически организовать срочную эвакуацию помещения или авторитарно игнорировать все идеи, инициативы, предупреждения и рекомендации.

Точнее, можно — но результат будет плачевный 🫠

И, конечно, всегда интересно читать о здравых подходах к управлению обществом, придуманных пару-тройку тысяч лет назад.

#elearning
👍3
Короткий пост про мэтч

🚀 В стартап-тусовке молятся на Product-Market Fit — «подходящесть» продукта для целевого рынка.

💸 В венчурной тусовке вспоминают Founder-Investor Fit — совместимость основателей и команды инвестора.

🛠 Так вот, смело добавляю туда Executor-Task Fit — такое совпадение исполнителя и задачи, при котором он три часа не видит ничего вокруг и выдаёт топовый результат.

Состояние потока, глубокая фокусировка, размывание чувства времени прилагаются.

Чему нас это учит?

Мы получаем лучшие результаты, когда нас зажигает наше дело. Всё остальное — это необходимость, которая может быть добровольным бременем или принудительной повинностью.

Больше огня и личного выбора, меньше принуждения.

Таков путь.

#elearning #edtech #медиа
🔥7👍3🤔1
С НГ, короч!

Говорят, лучше всего запоминается последнее.

В этом году «последним» значимым актом было три дня переезда в конце ремонта 🫠

😅 В общем, мы закончились недели полторы назад, и теперь я хочу какого-то покоя и единения с бесконечно-вечным просто немного отдохнуть от несдвигаемых обязательств и неизбежных расходов.

Чего и всем желаю.

🎄Переключитесь с того, от чего устали, на что-то радостное и позитивное.

🥂Услышимся в 2024!

#elearning #edtech #медиа
👍5🔥53
Всем огня

Надеюсь, все выспались, нагулялись и насмотрелись фильмов за выходные.

Россыпь фактов:

1️⃣ Для москвичей есть годный вариант двушки в аренду в районе Заречье: метро нет, но рядом парк и Сколково.

2️⃣ Астрологи объявили год лонгридов — это я выбрал профессиональный фокус.

3️⃣ Марафон «Голодных игр» проще упаковать в выходные, чем всех «Гарри Поттеров».

4️⃣ Российские «новогодние фильмы» всё ещё катастрофа.

5️⃣ В -25° машина заводится с трудом, но заводится. Будь, как машина.

6️⃣ От года прошло ~2,5%.

#elearning #edtech #медиа
👍7🐳2
Приятное в начале года

Меж тем уже четыре человека начали год с лонгрида по книге «Жизнь на полной мощности» на Edutoria.

Из них трое прислали отзывы, замаскированные под домашнее задание курса. Спасибо!

🤔 Во-первых, это интригует: ты что-то написал, другие люди уделили этому время и поделились впечатлениями.

😬 Во-вторых, надо было начинать раньше: этот текст с этими картинками был готов летом, но я мотался между ремонтом и поездками в надежде, что позже ещё что-нибудь улучшу. Нет.

😎 В-третьих, надо расширять предложение: у меня три подобных материала на поздней стадии готовности, причём содержание этих книг я уже пятый год неплохо помню.

В общем, в тезисе «не пишешь — не думаешь» есть здравое зерно, а публичные конспекты книг, кажется, всесторонне полезный актив.

#elearning #книги
👍7🔥1🤔1
Годный контент от РБК про ближайший год

🙄 В 2024 году буду заниматься готовыми лонгридами, подумал я.

👊🏻 В 2023 году корпорации делали преимущественно слайдовый контент, причём внутренними силами, ответила бессердечная статистика.

Засилье слайдов объяснимо, но в долгосрочном плане иррационально.

Будем дальше работать над светлым будущим индустрии.

#elearning

P.S. Сохраните где-нибудь — в статье куча ссылок на данные исследований.
👍1🔥1
Email-курс — это лонгрид, свернувший не в тот район

К курсам в формате рассылок отношение двоякое.

✉️ Задумка вроде удобная: получаешь письма, читаешь, что-то запоминаешь, ждёшь следующего.

🫠 На практике — не работает: тут пропустил, там забил, здесь закопался во входящих и отстал от графика.

Неудобно. А почему?

Потому что в глубине души email-курс — это лонгрид, который искусственно нарезали на части.

👩🏻‍⚖️ В прошлый раз для восстановления исходной формы рассылки я опрометчиво выбрал авторские материалы — их нельзя показывать без нарушения прав.

✍🏻 Сейчас переделываю бесплатную рассылку зарубежного автора.

Ибо что он мне сделает? Пришлёт письмо с благодарностью за перевод и распространение его идей? 🙂

Ожидайте в январе марте когда-нибудь тестирование этой гипотезы.

#elearning #edtech
👍3🤔1
Улучшаем email-курсы при возвращении к корням

Как-то разбирали улучшение пред- и пост-обучения в очных тренингах. Повторим упражнение с email-курсами из предыдущего поста.

Дано:
— рассылка из N писем;
— текст с картинками и ссылками;
— обычно одного объёма;
— приходят по графику;
— обратной связи нет.

Задача:
Вернуть серию писем в первородную форму длинного текста.

Как сделать лучше?

⭐️ — собрать письма в один материал с навигацией;
⭐️⭐️ — напрямую вставить аудио, видео и файлы;
⭐️⭐️⭐️ — добавить интерактивные элементы для разбавления пассивного листания;
⭐️⭐️⭐️⭐️ — добавить тесты, задания, упражнения с автоматической проверкой для запоминания;
⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️ — в B2C-обучении сделать открытые вопросы с проверкой. В корпоративном обучении подробно описать несколько кейсов в стиле «изучи и запомни нужный ход размышлений».

📝 С таким продуктом справится любой специализированный конструктор лонгридов.

Тильда тоже справится, но там будет много подводных камней — поэтому курсы на Тильде это всё ещё «текст + картинка + видео», даже проверочные вопросы мало кто добавляет 🙂

Было:
— Вот вам серия писем, которую вы потеряете во «Входящих», если не вспомните про фильтры почты для сбора писем в отдельную папку.

Стало:
— Асинхронный электронный курс с интерактивными элементами, вложенными файлами, тестами и (иногда) обратной связью.

Ключевое отличие:
Рассылку можно продать только в B2C, а интерактивный лонгрид — кому угодно. Например, корпорации как готовый учебный контент.

Пример:
Приложу, когда соберу 🙂 Спойлер: это будет рассылка про трекинг привычек.

#elearning #edtech #улучшаем
👍32🔥1
Пятничная рекомендация #13

Первый таск-трекер, с которым я активно прожил больше полугода и продолжаю пользоваться — это Singularity.

Для ведения задач я пробовал Microsoft To-Do с интеграцией с календарём, Trello и Basecamp для планирования личных проектов, 1-3-5 List для ежедневных списков дел, Resultivity с геймификацией продуктивности и другие решения.

Но укоренился именно Singularity. Почему?

На мой взгляд, потому что он снижает барьеры ведения задач:

🧠 Быстрая выгрузка задач из головы. Мой личный топ — бот в Телеграме: пишешь сообщение, оно падает в список неразобранных задач в приложении, далее ставишь им проект, дедлайн и напоминания.

Ещё можно переслать себе письмо, надиктовать задачи голосом и распознать рукописный план. (Что? Да!)

📆 Интеграция с календарём. Вроде ничего необычного, но на шаге «надо перенести мой список в календарь» очень легко споткнуться.

А когда всё автоматически падает в основной календарь, ты видишь задачи и напоминания в телефоне, почте, системе, смарт-часах — везде. Забыть невозможно, можно только забить.

👌🏻 Quality-of-life возможности. Встроенные режимы «ревизии» (чистишь задачи) и «фокусировки» (затеняешь интерфейс), таймер «помодоро» (тот самый), трекер привычек, шаблоны повторяемых задач, «напечатать план дня» (чтобы положить на стол и вычёркивать выполненное), приглашение коллег для совместной работы.

Казалось бы — мелочи. Но круто, что они есть.

💳 Ситуативное преимущество — сервис made in здесь, на сайте принимают рубли и карты «МИР» 🙂

В общем, если искали таск-трекер — считайте, что нашли.

#инновации #рекомендации
🔥32👍2
Знания как слои краски

Опорной метафорой обучения в канале был снег, влетающий в корабль. Откуда в море снег — вопрос открытый, но суть сравнения мне кажется верной.

В постах об Understanding Journey Map, насмотренности и малых формах учебных материалов пришёл другой образ:

Учиться — это как красить стену

Возьмём несущую стену квартиры.

1️⃣ Нет стены — нечего красить. Это можно сравнить с базовым образованием, поверх которого мы расширяем знания.

2️⃣ Красить можно ровную стену. Шпаклёвка для выравнивания — это профессиональное образование, которое мы хотим расширить. Оно либо есть, либо его надо сформировать.

3️⃣ К покраске нужно готовить. Грунтовка — это предобучение, входное тестирование и любое другое введение в основной материал.

4️⃣ Красить нужно в несколько слоёв. Несколько этапов покраски с перерывами на высыхание — это подача материала с перерывами на рефлексию, отдых и самостоятельную работу, а в идеале ещё и с разных углов.

Вроде бы покрасили, и метафора закончилась, но можно пойти дальше:

5️⃣ Нужно устранить косяки. Пройтись кисточкой и поправить сколы, вмятины и непрокрашенные области. Это можно делать регулярно по мере проживания — то есть, корректировать подходы по мере применения знаний.

6️⃣ Нужно сделать красиво. Голая стена — скучно, поэтому можно приделать полки, повесить картину, приставить шкаф. Это похоже на кейсы, рабочие проекты, прикладной опыт.

🧱 После школы какая-то стена есть у всех, поэтому получается шкала от «кривая тонкая стена» до «стильно декорированная стена».

🎓 А дальше можно фантазировать, как на такой шкале отразить уровни образования:

Стену надо строить — школа, вуз, переквалификация.
Стену надо выравнивать — ДПО, большие курсы.
Стену надо подготовить — предобучение, повторение.
Стену надо красить — короткие и средние курсы.
Стену надо декорировать — проектное обучение, кейсы.

📝 Лонгриды здесь — подготовка и покраска. Вполне понятные координаты 🙂

~~~

🤔 — интересно
😐 — мимо
🗿 — дичь

#elearning #edtech #UnderstandingJM
🤔10👍1
Как развивать «тёмные» стороны личности?

Если посмотреть на Большую пятёрку личностных черт в психологии, то на каждую «социальную» часть шкалы есть свой soft-skill, который её укрепляет:

Интроверсия <—> Экстраверсия : «как заводить друзей», «никогда не завтракайте в одиночку» и т.д.

Беспечность <—> Собранность: как быть продуктивнее, как успевать больше и т.д.

Критичность <—> Доброжелательность: как давать обратную связь, как проявлять эмпатию и т.д.

Чёрствость <—> Чувствительность: как проживать эмоции, почему не надо их подавлять и т.д..

Консерватизм <—> Открытость к опыту: «всегда говори да», следи за трендами, пробуй новое и т.д.

⚖️ Кажется, что один из двух полюсов «лучше»: лучше быть открытым к опыту, чем закрытым; лучше быть собранным, чем беспечным.

👥 Но сложность в том, что «хуже» обе крайности: 100% чувствительность ослабит в сложной ситуации, а абсолютная доброжелательность не подразумевает защиты собственных интересов.

Отсюда вопрос:

Если общественно привлекательные черты личности подкрепляются освоением soft-skills, то как укреплять противоположные качества?

🤔 Например, как усилить чёрствость (= эмоциональную устойчивость) или склонность к несогласию (= отстаивание интересов)?

Книги? Курсы? Жизненные сложности?

Сходу в голову приходит разве что игровое взаимодействие с симулированными конфликтами.

Этакий возврат к истокам: игра как источник начального жизненного опыта следующего поколения.

Что думаете? Что можно назвать anti-soft-skill?

~~~

🤔 — интересно
😐 — мимо
🗿 — дичь

#elearning #edtech
🤔7🔥1
Похожие каналы как внешняя оценка схожести

Посмотреть список «похожих каналов» может не только подписчик, но и автор канала — они собраны по отдельной кнопке в профиле.

🤔 Для читателей это потенциально вредное «кого бы ещё почитать», зато для автора это бесстрастный алгоритмический срез «на кого я похож».

🎓 Алгоритм Телеграма считает, что мой канал преимущественно про обучение, т.к. про редактуру и копирайтинг «похожих» почти нет, хотя про это я тоже писал.

Как применять на практике

1️⃣ Искать близкие по смыслу и размеру каналы для партнёрств — реклама, продвижение

2️⃣ Следить за моно- или мультинаправленностью канала (смотря что для вас важнее) — фокус, специализация

3️⃣ Радоваться, что алгоритмы ставят вас в один ряд с каналами, которые вас когда-то вдохновили — мотивация, валидация

Ставьте 🗿, если побежали посмотреть.

#edtech #медиа
🗿6
Всякому контексту — свой формат обучения

Топая на эллиптическом тренажёре под онлайн-курс, в котором было неудобно постоянно переключать короткие видео, задумался: почему так мало контекстно-специфических форматов обучения?

Где, например:

🚘 «Аудио-курсы для водителей». Не аудиокниги, не подкасты, не YouTube с мультимедийной системы, а структурированные аудио-курсы с главами, разделами и т.д.

Когда-то я условно назвал их «Курсы на Алисе» (курс = навык Алисы), т.к. это понятная форма голосового управления.

🏃🏻‍♂️ «Видео-уроки для тренажёров». Контент для беговой дорожки, эллипса, велотренажёра и др. удобными блоками по 30 или 60 минут c мини-тестами между блоками.

Можно фантазировать дальше:

◽️ «Микрообучение для ожидания»: сторис или карточки, которые можно легко прервать без потери контекста;
◽️ «Смарт-гайд при готовке»: аудио- или видео-блоки по таймингу времени приготовления блюд;
◽️ «Аудио-уроки произвольной длительности»: выбираешь продолжительность, ИИ тебе нарезает законченные смысловые блоки нужной длины, изучаешь их по пути на парковку / проходя маршрут в парке / выделив определённое время днём.

🤔 Пока получается, что обучение либо гиперактивное с активным вниманием, либо гиперпассивное в режиме «радио на фоне другого занятия». А было бы здорово иметь выбор из оттенков серого.

🧑🏻‍💻 Забирайте идеи для EdTech-стартапов, чтобы рубрика #угадалтренд была самоисполняемым пророчеством.

#elearning #edtech
👍52
Опрос: как вы создаёте учебный контент?

🏆 У большинства людей есть основная специализация, которая «в этом я профессионал», и вторичные навыки, которые «могу сделать, но профессионал сделает лучше».

🧑🏻‍💻 При этом разработчики корпоративного обучения исторически могут и текст написать, и коллаж нарезать, и видео смонтировать — это классические T-shaped специалисты, способные исполнять несколько ролей на приемлемом уровне. 

А давайте это оцифруем?

UPD: собрал и обработал 50 ответов, результаты — в этой статье.

📊 По ссылке на опрос в Яндекс Формах можно было заявить свои сильные стороны, признаться в слабых и порассуждать о том, как так получилось и что можно улучшить. В конце — поле для раздачи непрошенных советов распространения мудрости. (Я знаю, что мы такое любим).

👥 Отвечайте сами, пересылайте коллегам и помните: чем больше ответов — тем солиднее инфографика с выводами 😉

#elearning #edtech
👍42
Внезапный «угадал тренд»

🏃🏻‍♂️Недавно спрашивал, где образовательные продукты, которые было бы удобно изучать на тренажёрах в зале:

Видео-уроки <...> удобными блоками по 30 или 60 минут


👉🏻 А вот они — Skillbox разместил в онлайн-кинотеатре видео-уроки, внимание, в сериальном формате 30 и 60 минут.

👨🏻‍🎓 Они мимикрируют под «Рика и Морти» и «Игру престолов», но эта длительность подойдёт и для велотренажёров, и для эллипсов: 1-2 урока можно прослушать с пользой для ЗОЖ.

🤔 Кажется, это самое быстрое предсказание в рубрике.

Но массовый жанр «Учись во время ____» всё ещё жду 🙂

#elearning #edtech #инновации #угадалтренд
👍5🤣1