На полях у психоаналітика – Telegram
На полях у психоаналітика
427 subscribers
155 photos
9 videos
27 files
138 links
Психоаналітичний ескапізм, переклади, нотатки. Я пишу на ру і на укр. Домовитись про зустріч (психоаналіз, психотерапія) можна тут: @bartosh_alena
Download Telegram
"Исследования истерии" (1895) — первый психоаналитический труд З.Фрейда и Й.Брейера, примечательный тем, что никакого психоанализа (как и этого слова) тогда ещё не существовало. Брейер первый стал применять так называемый катартический метод, который представлял собой припоминание болезненных сцен и их "выговаривание" под гипнозом.

Чтобы лучше разобраться в клинических случаях из книги, и улавливать направление мысли учёных, нужно понимать, как они смотрели на психические процессы.

Чем отличается сон от бодрствования? Почему невозможность думать или говорить о чём-то преобразуется в симптом? Каков механизм конверсии?

Отвечая на эти вопросы, замечаешь, как знаменитая фраза Фрейда "Истерики страдают по большей части от воспоминаний" приобретает новую глубину.

#книга #психоанализ #исследования_истерии
3
О логике бессознательного:

Почти все мы полны противоречий... Учебник логики скажет вам, что абсурдно утверждать, будто желтый цвет имеет цилиндрическую форму, а благодарность тяжелее воздуха; но в той смеси абсурдов, которая составляет человеческое «я», желтый цвет вполне может оказаться лошадью с тележкой, а благодарность — серединой будущей недели.

Уильям Сомерсет Моэм. Друзья познаются в беде

#цитата
2
Совершенно особенное удовольствие при чтении Фрейда (Ф.) получаешь не только от его мастерских спекуляций, но и от литературного таланта (например, когда Ф. говорит об удалённых зубах, как о преступниках, которых казнили под наркозом; или, встретив пациентку в горах, замечает: "посмотрим, насколько привольно чувствуют себя неврозы на высоте более 2000 метров"), и от случаев, когда он ещё занимался гипнозом, и дерзнул (его выражение) шутки ради сделать то или иное.

Вот несколько дерзновений (все из истории Эмми фон Н.), узнав которые "ни один аналитик не сможет удержаться от сочувственной улыбки".

🔸1. Пациентка рассказывает много историй про санаторий "...таль" (первая часть названия скрыта из соображений конфиденциальности). Под гипнозом Ф. внушает ей, что пребывание в санатории было так давно, что название она вспомнить полностью не может. И каждый раз, пытаясь произнести его, будет по ошибке говорить то "...берг", то "...таль", "...вальд" и т.д. Так оно и вышло. Забавно, что в дальнейшем упоминая это место, Ф. и сам использует такую формулировку: "это случилось с ней некогда в ...берге (...тале, ...вальде)".

🔸2. Ф. рекомендовал пациентке усиленное питание и обильное питьё, но заметил, что ест она очень мало, а воду вообще почти не пьёт. Оказалось, щелочная вода ей по каким-то причинам противна. Ситуацию не изменил даже гипноз: пациентка отказывалась выполнять предписания и бросала на Ф. злобные взгляды. Тогда он поставил ей ультиматум: "Я сообщил, что даю ей сутки на размышление, дабы она уяснила, что живот у неё болит только от страха; по истечению этого срока я спрошу её, полагает ли она по-прежнему, будто стакан минеральной воды и скромная трапеза могут вызвать восьмидневное расстройство желудка, и если она ответит утвердительно, то я попрошу её уехать". На войне за здоровье клиента все способы хороши? :)

🔸3. Пациентка считает, что гипноз на неё больше не действует. Чтобы убедить её в обратном, Ф. пишет на клочке бумаги несколько слов. Он внушает ей, что сегодня за обедом, налив ему вина, она попросит Ф. наполнить бокал и ей, но потом воскликнет: "Нет, благодарю, я лучше не буду!" А затем достанет у себя из кармана его записку. За обедом сцена была разыграна точно по сценарию Ф. Никто ни о чём не догадался, даже несмотря на то, что пациентка в обычной жизни не пила. Как и было запланировано, сначала попросив вина, она с облегчением произнесла: "Нет, благодарю, я лучше не буду!" А запустив руку в карман, извлекла из него бумажку с этими же словами.

#исследования_истерии #шутки
3
Во многом психоаналитическая теория формировалась не только благодаря гению Фрейда, но и его пациенткам. Вклад их оказался действительно значительным:

Кто же ответственен за психоанализ? Анна О. с talking cure? Люси Р., которую Фрейду не удаётся загипнотизировать? ... Элизабет фон Р., благодаря которой Фрейд проводит свой "первый завершенный анализ истерии"? Эмми фон Н., которая говорит о том, как должен проходить анализ? Кто ответственен за психоанализ? Все эти женщины? Все эти истерички? (В. Мазин "Рождение психоанализа в переводе", 2004)

Продолжаю конспектировать "Исследования истерии": клинические случаи Фрейда, зарождение концепций "вытеснения", "сопротивления", "защит".

#книга #психоанализ #исследования_истерии
2
Моя ревизия Пушкина. Если бы Татьяна писала письмо не Онегину, а своему аналитику:

Я к вам хожу — чего же более?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня молчанием наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.

Сначала я кричать хотела
Поверьте: моего стыда
Хватило бы на все года
Коль я б надежду не имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В просторном кабинете видеть вас.
Чтоб только слушали мои вы речи,
Чтоб слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.

Завесой тайны скрыты ваши предпочтенья
Вам важно то, чего же я хочу
Интерпретацией во вздоре вы нашли значение
Теперь я в своей жизни заблещу?
Зачем я посетила вас?
В глуши забытого хотенья
Не знала б горького мученья
Сопротивлений и волненья
Смирив со временем (как знать?)
По сердцу я нашла бы друга
И веселилась от досýга
Предпочитая о себе не вспоминать.

Другой!.. Нет, никому на свете
Не рассказала б правды я!
То в вышнем суждено совете...
То воля переноса: я твоя.
Вся жизнь моя была частична...
Свиданье верное с тобой
Впервые с тем, кому не безразлично
Хорошим делает объект плохой.
Ты говорил со мной в тиши
Когда я трýсила, смеялась и рыдала
Выдерживал нападки, грусть души
Не осуждал, когда ошибки повторяла.
Уж так и быть! Тоску мою
Отныне я тебе вручаю
Перед тобою слёзы лью
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна
Никто меня не понимает
Рассудок мой изнемогает
И молча гибнуть я должна...

Вот вышел час. Пора идти
От искренности жгучей замираю...
Теперь я чуть свободней там,
Где раньше оказалась взаперти
И мне порукой ваша честь
Я смело ей себя вверяю.

#стихи #шутки
🔥3
Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем то, чего мы хотели.

Перефразированный Парацельс

#цитата
3
Наверное, все знают шутку про психоаналитика, который давно умер в своём кресле, но успешно принял ещё нескольких клиентов. Предлагаю подумать о ней посерьёзней.

Конечно, явно здесь прослеживается страх, что все аналитики молчаливы, и от них сложно добиться любой ответной реакции. В реальности это не совсем так. Психоанализ неразрывно связан с речью. Всё, что происходит в кабинете — это говорение клиента и интерпретация аналитика (то есть тоже говорение). Терапевт, который выбирает тактику мебели и постоянно молчит, даже изредка не хмыкая, не издавая звуков согласия, раздумий, или сожаления, кажется мне каким-то малополезным монстром.

С другой стороны, поведение клиента, не замечающего мёртвого аналитика, — это и о наслаждении от говорения. Говорения под взглядом другого, даже когда этот взгляд остаётся только в воображении. Одно из различий между животным и человеком Лакан усматривал в удовольствии, которое последний может получить от рассказа о чём-либо. Если это наслаждение в какой-то момент не остановить (мертвецу это не под силу), то анализант окажется захвачен им, "войдёт во вкус" собственной речи, когда она существует сама по себе. На месте терапии останется лишь удовольствие от жонглирования словами.

И ещё одна возможная причина, почему герой шутки всё же смог сделать то, что сделал, и никто ничего не заметил. Предположим, умер он от старости, а обозначенные клиенты ходили к нему не первый год. Тогда образ и функция аналитика уже в достаточной мере интроецировались в отдельного взятого клиента, так что он оказался в состоянии проделать всю работу сам.

#психоанализ #шутки #мысли
3
Пока все пытаются укрыться от жаркого лета в тени отпусков, я тоже решила отвлечься от психоанализа, выбрав для чтения что-то, совершенно к нему не относящееся. Но психоанализ настиг меня и здесь.

"Бразилия" Джона Апдайка — роман, написанный в конце XX века в жанре магический реализм. Автор повествует о страстной влюблённости аномально белой богатой девушки и нищего темнокожего парня, добывающего себе пропитание бесстыдными кражами. Однажды главный герой всё-таки устраивается на работу, и занимает должность посредника между работниками фабрики и начальством. Там он ведёт себя максимально нейтрально, проявляет рассудительность, отсутствие надменности, которые вызывают у людей уважение. Его манеры и особый вид "слушания" жалоб рабочих позволяют фабрике избежать волны протестов, накрывшей Бразилию во время революций. Про это слушание Апдайк говорит так:

"С годами Тристан стал ещё более терпеливо [...] выслушивать обращения рабочих, а его умиротворяющий такт и ни к чему не обязывающее молчание вызывали ассоциации с последователями Фрейда в психиатрии, чей пациент никогда не излечивается до конца, но получает тем не менее возможность ковылять по жизни под бременем непрестанных страданий."

Это, конечно, замечательная отсылка к словам Фрейда из тех же "Исследований истерии". На последних страницах исследований, Ф. замечает:

"Я и не сомневаюсь в том, что судьбе было бы легче, чем мне, избавить вас от страданий: но вы сами убедитесь в том, что всё изменится к лучшему, если мы сумеем превратить ваши истерические беды в обычное человеческое несчастье."

Серебряной пули в области человеческого бремени не существует. Жизнь то и дело подкидывает каждому новые испытания. Всё, что мы можем — научиться проходить через горе и вереницу потерь, которые случаются без нашего выбора, желания, позволения. Психоанализ в одном из своих обличий нацелен на то, чтобы отработать (восстановить? создать?) механизм проживания утраты. Так, чтобы иметь возможность жить дальше.

"У Изабель словно выбили зуб: она поняла, что уже никогда не сможет вернуть то, что отдала сейчас. Жизнь обкрадывает нас, медленно, отсекая от нашей сущности по кусочку. То, что в конце концов остается от нас, это уже некая новая субстанция."

#психоанализ #мысли #книга #цитата
2
Болен не тот, кто перенёс много травм и потрясений, а тот, кто не может говорить о них.

Рене Руссийон

#цитата
2
Почему он делает это? Спрашивают себя тысячи женщин с горящими щеками после очередной публичной ссоры, те, кто понимают и могут предсказывать его эмоции лучше своих; спрашивают, выталкивая ребёнка в другую комнату, поддерживая стабильно высокий уровень обезболивающих в аптечке.

"Почему он делает это?" – книга, представляющая собой оригинальный ответ Ланди Бэнкрофта о мужчинах-тиранах. Главная идея автора: абьюзер жесток не потому, что он зол, – абьюзер зол, потому что жесток.

В книге развеивается много мифов. Например, о том, что тиран обязательно подвергался жестокому обращению в детстве. Или о том, что он сдерживает свои чувства, и поэтому они накапливаются в нём, пока не произойдёт взрыв. Или что мужчины просто теряют контроль над собой, приходя в бешенство. И если бы они могли этот контроль над гневом удержать, всё бы происходило по-другому.

Несколько цитат:

📙 Большинство мучителей вовсе не испытывает ненависти к женщинам. [...] Их отношение к женщинам в целом происходит в значительно большей степени из системы ценностей, чем из какого-то отрицательного опыта с женщинами. [...] Исследования показывают, что сыновья жестоких отцов вырастают мучителями, а сыновья жестоких матерей – нет. Мужчина-мучитель выносит из детства не обиды, нанесенные матерью, а то, как относился к матери и сестрам его отец.

📕 Мучитель выглядит человеком в эмоциональной нужде. Вы можете попасть в ловушку, пытаясь заполнить бездонную яму его потребностей. На самом же деле, он требует не потому, что нуждается, а потому, что считает себя вправе требовать, и сколько бы вы ему ни давали, этого никогда не будет достаточно.

📙 ОН НЕ ТИРАНИТ ВАС ПОТОМУ, ЧТО СЕРДИТСЯ. ОН СЕРДИТСЯ ПОТОМУ, ЧТО ОН ТИРАН

📕 Мучители могут иметь любой темперамент и тип личности, тяжелое детство или счастливое детство, они могут вести себя как мачо или обладать мягкими интеллигентными манерами. Их нельзя определить психологическими тестами. Их поведение – не результат психологических травм или отсутствия каких-то умений. Оно закладывается в детстве главными мужскими ролевыми моделями и окружением. Проблема в его системе ценностей, а не в его психологии.

📙 Объективизация – основная причина того, почему жестокая личность со временем, как правило, становится все более жестокой. Когда его сознание приспосабливается к одному уровню жестокости или насилия, он строит следующий. Деперсонализируя свою партнершу, он защищает себя от естественных человеческих эмоций вины и сострадания, чтобы спокойно спать всю ночь с чистой совестью. Он дистанцирует себя от ее человеческой сущности столь далеко, что ее чувства перестают идти в расчет или просто перестают существовать. Через несколько лет мои клиенты достигают в отношениях с партнершей той точки, когда испытывают чувство вины за унижение или угрозы в ее адрес не больше, чем вы или я, пнув со злости камень, попавшийся на дороге.

📕 Жестокие мужчины часто пытаются убедить свою партнершу, что их плохое обращение с ней доказывает силу их чувств, но жестокость противоположна любви. Чем больше жестокости проявляет к вам мужчина, тем больше он демонстрирует, что заботится только о себе.

📙 Один психолог сказал о своем клиенте-мучителе: "Когда он утром встает и видит свое грязное лицо, то начинает мыть зеркало".

#книга #цитата
2👍1
После предварительных встреч, приходит момент, когда психоаналитик решает положить анализанта на кушетку.

Кушетка действует на тело особым образом.
Субъект освобождается от груза либидинального тела, сдаёт его так сказать в гардероб. Воображаемое тело исключается, остаётся лишь брошенное тело на кушетку как тело-отброс, агальматический объект.

Кушетка, как гильотина отсекает способность двигаться, видеть, лишая скопческое удовольствие. Остаётся чистый говорящий субъект, одна лишь речь, которая паразитирует на теле.

Кушетка как односпальное ложе приводит в действие сексуальные отношения, потому что реальность бессознательного это сексуальность, но в то же время подчёркивает в психоаналитической ситуации несуществование сексуальных отношений, наслаждение исключается.

С этого момента начинается психоанализ..
2
Психоанализ — это психология или философия? В чём между ними разница?

🛋 Тезисы, озвученные В.А. Мазиным в видео "Психоанализ как методология":

- психоанализ обязан своему появлению философии, но современные влиятельные философы сами обращаются к психоанализу (А. Бадью, С. Жижек, Г.Ч. Спивак, Ж. Дерида и т.д.);
- психоанализ гетерогенен, то есть в нём существуют очень разные течения, и всё же всё упирается в мысль Фрейда («Вы можете считать себя лаканистами, я себя считаю фрейдистом» Ж. Лакан);
- между психоанализом и психологией нет ничего общего;
- «Психология — это полицейская нормирующая дисциплина». Это связано с тем, что в психологии не рассматривается каждый человек отдельно (а лишь как часть статистики), в то время как психоанализ — сингулярен;
- там, где есть типология, там нет психоанализа;
- психоанализ родился в поле литературы и философии (Гёте, Шекспир, древнегреческая трагедия: Нарцисс, Эдип, Эрот), а психология находится в спектре стандартных наук;
- психолог, как субъект знающий, применяет свои знания и может открыто что-то советовать, делать заключения. Психоаналитик «знания» не демонстрирует, и анализант через него самостоятельно познаёт себя;
- психоанализу нельзя научить, его можно только пережить.

#смотрим_вместе #вопросы #психоанализ
2
«Всё, что я любил когда-то, неважно, удалось мне это сохранить или нет, я буду любить всегда.» Андре Бретон

Автор текста: А.И. Коротецкая

Любовь — это ключ, открывающий двери нашей эмоциональной жизни. Иногда мы верим в то, что можем ее контролировать, однако она не перестает, лишая иллюзий, вести нас по неожиданным путям, по превратностям судьбы, в которых, без нашего ведома, течет противоречивое наше существование.

Любовь рождается из самой себя. Может показаться, что она эфемерна, словно бабочка, или бессмертна, как божество. Мы не знаем, что такое любовь. Мы лишь знаем, что если она есть, то влюбленные предназначены друг другу судьбой. В этом чувстве, рожденном из самого себя, и состоит безграничное «чудо» «любовного увлечения», в котором, как пишет Карл Ясперс: «приходит конец обыденности личности, она становится целостной и абсолютной».

«Я» и «Ты» понимают, что они двигаются, вернее, устремлены друг другу навстречу, находясь на космических расстояниях один от другого, с загадочных и незапамятных времен. Влечение одного к другому, несмотря на расстояния и времена, неминуемо сходятся в единый момент и обеспечивает стойкое помутнение рассудка.

Фройд верил, что воображение противостоит реальному, и что воображение, которое обогащает реальность, является врагом восприятия. Но, после Фройда, феноменология, и особенно Мерло-Понти, констатирует, что воображение, чьей фигурой является идеализация возлюбленного, влияет на наше восприятие реальности.

Все обстоит таким образом, что восприятие реальности не является чем-то пассивным, а актом активного созидания, в которое вмешиваются воображение и желание, и реальность преобразовывается. С этой точки зрения, объективность — это недостижимый идеал, она представляет собой желание достичь недостигаемой безопасности.

Возможно, принцип, сформулированный физиком В. Гейзенбергом, относится и к материи любви: состояние наблюдателя модифицирует объект наблюдения и наоборот. В действительности, то, что открывается в другом человеке, во многом зависит от того, кем мы являемся, и от того, кем мы считаем и как мы видим этого человека.

То есть наша любовь на самом деле меняет обьект нашей любви.

Любовь как акт, говорит нам Бродский «лишена глагола», но… она, Любовь, творит новую реальность. И человек, нами любимый, приобретает новые качества, дремлющие в нем доселе.

Послание понятно. Любовь не есть пассивное состояние, а активное созидание, которое трансформирует реальность, саму по себе непримечательную, в восхищение, благодаря идеализации, которую любовь хочет реализовать. Люди, способные на любовь, никогда не живут в ожидании встречи со своей жизнью, но способны создавать и преобразовывать реальное, согласно своему собственному идеалу. По сути дела, объект любви, кем бы он не был, не существует до любви, но создается ею.

Другими словами, там где есть любовь, нет места для «здорового реализма». Как говорит У. Стивенс, любовь — это последняя иллюзия, которую мы изобретаем, чтобы защититься от разочарования. Потому что там, где присутствует осторожность, принятая во имя «тестирования реальности», невозможно попасть в сады Любви.

О любви говорят, пишут, поют всю историю человечества. И Фройд также отсылал нас к поэтам, они больше понимают в материи любви. И мне очень нравятся слова Данте о том, что любовь — это та сила, что движет Солнце и светила, и Бродского о том, что любовь есть связь между объектом и его отражением и очень — слова Бретона про то что любовь — это когда я потерялся, а ты пришёл сообщить обо мне новости.

#цитата
2
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
_______________________________

📘 Фрейд "Исследования истерии"
📗 Зейгарник "Патопсихология"
📙 Бэнкрофт "Почему он делает это?"
📕 Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика"
📘 Жижек "Погляд навскіс"
📗 Соломон "Анатомия депрессии"
📙Марода «Зваблення, капітуляція і трансформація»
📕 Біон "Довгі вихідні": Індія
_______________________________
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ

- Психоанализ и сюрреализм
- Франц Кафка: под влиянием времени или собственного отца
- Мучительный выбор
- Про психическую катастрофу
- «Рассказ о том, как отвалилась голова»
- О важности сеттинга, ребёнке дня и ребёнке ночи
- Про пол и гендер
- Заметка о языке
- Соматичне відігравання: товстий терапевт
- Почему сессия длится 50 минут?
- Психиатрическая Клиника для сломленных духом Мягких Игрушек
- Занадто оголене життя Франца Кафки: Процес як любовний роман
_______________________________
ПЕРЕКЛАДИ НА УКР

- Читання Томаса Огдена, есе про Біона
- "Дещо більше", ніж інтерпретація. Деніел Стерн та ін.
- На сесіїї з Метом. Генрі К. Маркман та коментатори
- Недбалість і співтворчість у психоаналітичній зустрічі. BCPSG
- Аналіз протоколу на локальному рівні взаємодії. BCPSG
- Ганс Джером. Наш час вийшов (2018)
- Ґаліт Атлас. Будь жінкою в ліжку, не будь терапевткою
- Барбінгеймер йде до гінеколога (2023)
- IARPP-Колоквіум "Чому війна" (2024)
- Біон. Довгі вихідні. Індія
- Антоніно Ферро. Трансформації в сновидіння та символи (2009)
_______________________________
ВИДЕО И ЛЕКЦИИ

- Психоанализ как методология
- Психоанализ в 21 веке
- Читаем Фрейда вместе с Мелани Кляйн
- Росію доб'є українська байдужість
- Конференція про мову і мовлення
_______________________________
ФИЛЬМЫ И ОБЗОРЫ

- Фильм eXistenZ (1999)
- Короткометражка "Первый сеанс" (2016)
- Аниме Учитель марионеток - Коллекция Дзюндзи Ито
- Славой Жижек о Счастье
- Сериал «Столик в углу»
- Фільм "Злочини майбутнього" (2022)
- Реклама Prada "A therapy"
- Мультик "Извлечение"
- Фильм «Не беспокойся, дорогая» (2022)
- Сериал "Оленёнок" (2024)
6
На полях у психоаналітика pinned «ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ _______________________________ 📘 Фрейд "Исследования истерии" 📗 Зейгарник "Патопсихология" 📙 Бэнкрофт "Почему он делает это?" 📕 Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика" 📘 Жижек "Погляд навскіс" 📗 Соломон "Анатомия депрессии" 📙Марода…»
Потрясающе наблюдать как Уилфред Бион, видевший психоанализ исключительно в области науки, и много сделавший для образования в нём структуры, сохранил глубоко поэтическое восприятие процесса. Процесса психоанализа и жизни в целом.

Размышляя, брать ли пациента, он говорит:

Предположим, вы идете через здание и увидели на полу цвета, отбрасываемые светом, проходящим через окно. Эредиа, в стихотворении "Витраж", описывает портреты на могильных надгробиях: они не могут ни видеть, ни слышать, но их глазами из камня они могут смотреть на эти расстилающиеся по полу цвета. Когда этот пациент говорит со мной и свет падает на нашу беседу, какие цвета вы видите? Нравятся ли они вам? Хотели бы вы провести там больше времени? Хотели бы вы рассмотреть окно, через которое проникает солнечный свет, чтобы узнать, как оно сделано?

... Какую тень он [пациент] отбрасывает у вас в голове?

П
сихоаналитик для Биона — это художник, который умеет видеть красоту, передать истину так, чтобы её можно было распознать. «Этот эстетический элемент красоты делает очень сложную ситуацию переносимой.»

Математик может увидеть, что алгебраическая формула красива; музыкант может услышать ноты, которые всего лишь знаки на бумаге. Даже используя язык, который я знаю лучше всего, я не могу сказать вам, кто такой "художник". Я предпочитаю, чтобы вы пошли дальше этого слова и увидели то, что я пытаюсь передать вам этим неподходящим словом. Это точно не тот, кто может обмануть ваши глаза, заставить вас увидеть дерево там, где его нет, скорее это кто-то, кто сделал так, чтобы вы могли увидеть, что это на самом деле дерево и увидеть его корни, даже если они под землей.

А насчёт попытки осмыслить происходящее в кабинете только с рациональной стороны, подойти к этому слишком сухо, "научно," он замечает:

[Психические осколки] это что-то, что следует внимательно и очень осторожно рассматривать и исследовать, иначе вы можете выкинуть необходимую, живительную искорку. Можно позволить себе отбросить воображаемые предположения на основании, что они не научны – Вы можете выкинуть семя растения на основании, что это не дуб или не лилия, а мусор.

#цитата #психоанализ
2
В сверхнасыщенной лекции "Психоанализ в 21 веке" В.А. Мазин очень доступно раскрывает основные положения психоанализа:

0) децентрация субъекта
1) субъект расщеплён
2) субъект принадлежит другому
3) субъект — это субъект культуры
4) субъект конституируется в отношении с другим
+ субъект — это субъект технологии

Заметка — короткий конспект видео (объяснение этих пунктов); и ещё одно место, где много раз повторяется слово "субъект".

#смотрим_вместе #психоанализ
2
Противоположность депрессии — это не счастье, а стойкость.

Эндрю Соломон

#цитата
2