Дух исчезнувших деревень – Telegram
Дух исчезнувших деревень
190 subscribers
628 photos
5 videos
99 links
Дневник исследователя семейной истории и дневник читателя
Download Telegram
👆

Участники обеих бесед упомянули научно-фантастическую трилогию современного китайского автора Лю Цысиня «Задача трёх тел». Я прочитал первую книгу трилогии.

Сюжет такой. Во время Культурной революции китайские учёные под руководством военных отправляют радиосигналы в космос, чтобы не отстать в общении с инопланетными цивилизациями от капиталистов и советских ревизионистов. Сигналы доходят до планеты, входящей в ближайшую к Солнечной системе трёхзвёздную систему Альфа Центавра. Жизнь на этой планете горька и неспокойна из-за нестабильных температурных условий. В эпохи нестерпимого жара или холода тела местных жителей дегидрируют. Немногие представители власти, для нормальной жизни которых хватает места в мощных убежищах, сворачивают дегидрированные тела подданных в рулончики и складируют до лучших времён. При наступлении лучших времён тела регидрируют. Иногда почти сразу приходится дегидрировать обратно. Сплошная нервотрёпка!

Сообщение с Земли для трисоляриан (так называются жители планеты трёхсолнечной системы) – настоящий подарок судьбы. Они собирают космический флот и летят нас завоёвывать. Дальнейшие подробности приводить не буду.

Книга мне показалась скучной и мрачной. Кроме того, она содержит сильный антикоммунистический заряд. Антикоммунизм автора, чьи родители пострадали во время Культурной революции, по-человечески понять я могу, но разделить – нет. Ещё книга, как минимум, сомнительна с позиций христианской морали. Рекомендовать еë я не буду, читать оставшиеся части трилогии тоже не буду.

Вторая книга, которую порекомендовали собеседники Владимира Легойды, называется «Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта)», написал её В.А. Рубин. Эту книгу я очень рекомендую всем интересующимся. Она необычайно информативна, но при этом написана простым языком, и объём её совсем небольшой. Чувствуется, что автор глубоко владеет предметом. Только очень знающий человек может так просто и кратко объяснять сложные и объёмные теории.

В книге описываются четыре учения: конфуцианство, моизм, легизм и даосизм, причём они описываются в своём развитии и взаимодействии.

Кстати, по поводу даосизма. Собеседник Легойды, посол России в Китае с 2013 по 2022 годы Андрей Иванович Денисов, сказал, что понятие Дао в китайском языке необычайно широко. Евангелие от Иоанна в переводе на китайский начинается словами: «В начале было Дао…». Напомню, что по-русски эта фраза звучит: «В начале было Слово…».

Прочитав книгу Виталия Рубина, я определённо стал лучше понимать Китай.

В настоящее время я задумал прочитать книгу про Конфуция и даже самого Конфуция. Есть и другие планы по дальнейшему погружению в китайскую культуру.

再见!
С первым московским снегом!
Продолжим знакомство с биографиями замечательных радиотехников. В прошлый раз мы рассказали про академика и адмирала Акселя Ивановича Берга. Сегодня обратимся к одному из его знаменитых учеников – члену-корреспонденту АН СССР Владимиру Ивановичу Сифорову.

Владимир Иванович Сифоров родился в Москве в 1904 году в семье мелкого торговца. Когда ему было восемь лет, его мать умерла, а отец отказался заниматься не только его воспитанием, но и, вообще, питанием. Будущий академик фактически стал беспризорником и хулиганом. После нескольких лет такой жизни он попал в детскую колонию. Эта колония, простите за избитые слова, и «дала ему путёвку в жизнь». У него был учитель математики, который, увидев способности мальчика, стал снабжать его различной литературой. Владимир активно стал заниматься самообразованием. Помимо школьных предметов, он увлёкся музыкой, освоил игру на фортепиано, сначала на слух, а затем – по нотам. Музыка стала его увлечением на всю жизнь. Основным же видом его деятельности стала радиотехника. Тогда она была ещё сравнительно новой «модной» наукой, наверное, как сейчас отдельные области информатики.

В 1929 году он окончил ЛЭТИ, где позже преподавал. В 1928-1941 работал в институте радиовещательного приёма и акустики (до 1938 - Центральная радиолаборатория). В начале Великой Отечественной войны он был призван в армию, но его отправили не на фронт, а преподавать в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени Александра Можайского (ЛВВИА). Сифоров начал свою работу там с должности старшего преподавателя, затем стал заведующим кафедрой радиотехники, а в 1945 году – заместителем начальника по учебной работе.

С 1953 по 1957 он работал в НИИ радио; в 1954-1955 г. был заместителем министра радиотехнической промышленности СССР; в 1954-1966 г. работал в Институте радиотехники и электроники АН СССР. В 1966 году назначен директором Института проблем передачи информации АН СССР. Также с 1957 года он 30 лет заведовал кафедрой радиоприёмных устройств в МЭИ.

Научные интересы Владимира Сифорова были обширны. Он изучал теоретические вопросы устойчивости резонансных усилителей, детектирования сигналов и преобразования частоты, радиоприёма, импульсной радиосвязи и радионавигации, методы обнаружения радиолокационных сигналов и способы борьбы с радиопомехами, а также теорию передачи информации.

Учёный является автором многих научных трудов, учебных пособий, а кроме того, научно-популярных статей, в которых он знакомил широкий круг читателей с достижениями в области радиотехники.

Также Сифоров активно занимался общественной деятельностью. С 1954 года он 30 лет был председателем Научно-технического общества радиоэлектроники и связи имени Александра Попова. Он наладил деловые связи с американским Институтом радиоинженеров (IRE) и с Институтом инженеров по электротехнике и электронике (IEEE). С 1966 по 1989 год был главным редактором журнала «Проблемы передачи информации».

Скончался учёный в 1993 году. За два года до его смерти в 1991 году в издательстве МЭИ вышла книга его мемуаров с запоминающимся названием «Тангенс выживания. Размышления о моей судьбе».

Когда мы в МГТУ имени Н.Э. Баумана изучали предмет «Устройства приёма и преобразования сигналов», среди прочей литературы нам рекомендовали учебник Сифорова «Радиоприёмники сверхвысоких частот». Издан он был в 1957 году, и, конечно, уже во многом устарел. В нём идёт речь о приёмниках, собранных ещё на ламповых устройствах. Однако теоретические основы построения радиоприёмников остались те же, что и в 50-е годы, так что современный студент и инженер могут найти для себя много полезного, тем более что в те времена книги издавались без ошибок, и написанному можно было верить.
Хочу немного похвастаться, что приложил руку к написанию и изданию книги. Мы с товарищами по садовым участкам изложили историю нашего СНТ и его окрестностей. Свои тексты, написанные для этой книги, которые могут заинтересовать не только участников товарищества, я выкладывал прошлой весной:

Лопасня и Лопастня
Как сельцо Тетёрки стало селом Богословским
Древний город Колтеск
Почему на гербе Каширы изображён казанский дракон?
Битва на Восьме и конец старой Каширы
Каширские молотобойцы
«Нету ли у вас лягушек и жижелюшек»?

Сейчас, пожалуй, поделюсь небольшим фрагментом своих заметок о детских и подростковых годах, не вошедшим в книгу. Эту часть заметок я написал для более узкого круга уже после подготовки основной части текста.

(Нашу Николину Гору не стоит путать с подмосковной. У местных жителей она, вообще, называется Николаевой, а то и просто «Николашкой»).
…В 1996 году за молоком мы стали ходить не вечером, а днём, на «дневную дойку». Ходить надо было ближе, коров на дойку пригоняли к восточной части деревни, то есть нам, чтобы попасть на место, надо было просто спуститься с горы к речке. Сейчас в том месте – высоченная трава, а тогда трава была частью подъедена, частью вытоптана стадом.

Приходили мы всегда заранее, и ждать приходилось довольно долго, так как время дойки было определено лишь примерно. Много времени мы провели в ожидании, сидя на ветках ивы у речки. Многое успели увидеть и услышать.

За стадом следили пастух с пастушкой, образ которых был максимально далёк от пасторальных представлений. Они были пожилыми людьми, подверженными сильному влиянию вредных привычек. Их лексикон соответствовал образу. Слово «заразина» было самым мягким по отношению к скотине из тех, что они употребляли. Много причудливых выражений в то время я услышал. Жаль, без повторения забылись.

Нельзя не отметить, что при всех вредных привычках пастух с пастушкой были очень добрыми людьми!

В то время я узнал многое о повадках домашней скотины. Коровы – в основном спокойные, очень любят своих хозяек. Один раз я наблюдал, как корова пустилась вскачь, углядев вдали знакомый силуэт. Козы – хитрые и шустрые. По моим наблюдениям, они гораздо больше травы любят грызть листву деревьев. Чтобы до неё дотянуться, они способны проделывать сложные акробатические трюки. Козы бывают бодливые, впрочем, как и коровы. Самой бодливой козой в стаде была белая коза Янка, к счастью, рогов у неё не было, на их месте были небольшие шишки, которые она постоянно приходила чесать об нас. У Марии [хозяйки, у которой мы брали молоко] была коза Каме-е-елия, или попросту – Камелёк. Рогов у неё тоже не было.

И козы, и коровы любят полакомиться хлебушком. Мы пару раз приносили недоеденные сухарики, и вокруг нас собиралось пол стада.

По поводу овец могу ответственно заявить, что они, действительно, умом и сообразительностью не отличаются, и ещё у них очень силён стадный инстинкт. Куда один баран пошёл, туда и все ломанутся. Их хоровое блеянье на разные голоса незабываемо.

Однажды одна из овец оягнилась. Кудрявый ягнёнок был похож на маленького чёрного пуделя с копытцами. Пастушка не спускала с него глаз и время от времени уносила его в безопасное место подальше от коров. Встревоженная мать-овца бежала за пастушкой с жалобным блеянием, а потом, не уделяя должного времени анализу возможных рисков, уводила своё дитё вглубь стада, поближе к коровам, которые могли, не заметив, случайно наступить на него или даже лечь.

Коровы могут не заметить, что у них под ногами, но не замечать насекомых они не могут. Коровёнкам очень досаждают слепни и оводы, особенно в жару. От задней части своего тела коровы отгоняют насекомых хвостом. От передней – поворотом головы. А голова коровы – это, знаете, целое сооружение, да ещё и с рогами. Когда коров доят, очень нежелательно, чтобы корова вертела башкой, при этом она может снести не только хозяйку с ведром, но и любой другой живой или неживой объект, оказавшийся на траектории её движения. Поэтому, когда Мария доила свою Малышку, мы хлопали корову по её тёплым бокам, убивая садившихся насекомых.

Ещё очень опасный момент, когда корова чихает, но его уже никак не предупредить. Можно только спастись бегством, чтобы не оказаться с ног до головы в недопережёванной траве.

Закончилась жизнь Малышки той же зимой, закончилась так же, как и у большинства коров…
В завершение дачной темы хочу поделиться двумя своими стишками для детей, которые тоже посвящены нашей Николиной Горе.

Гроза на даче

Николаева гора
Нагревается с утра
Излученьем Солнца.
Но из «мокрого угла»
Нá гору вползает мгла.
Свет зажжён в оконце.

Ветер унесёт жару,
Дождь разгонит мошкару,
Потревожит дачки.
С визгами по зову мам
Поспешают по домам
Детки и собачки.

Гром прикажет: «Дверь закрой»!
Молнии всё ближе!.. Ой!
Оробеет кошка.
Но слабей по крыше стук.
Самолёта слышен звук.
Солнца луч – в окошко.

Тихо стало на горе,
В жемчугах и серебре
Ягоды и листья.
Радуги тройной венец
В небе начертил Творец
Водяною кистью.

Сбор урожая

Мы однажды в сентябре
На Николиной Горе
Собирали сливу.
Много сливы наросло:
Не одно нарвёшь ведро.
Дело кропотливо.

Собираем час и два.
Веет ветерок едва,
Солнце в темя дышит.
Так откуда слышен стук
Капель крупных: «Тук! Тук! Тук!», –
По металлу крыши?

Очи возведи горé.
Там в душистом янтаре
Убирает новый
Белка шишек урожай,
Бомбардируя сарай
Чешуей сосновой.
Предзаказал. Эту книгу ждём с большим нетерпением! Обложка очень понравилась! О другой книге Ильи Рыльщикова можно прочитать здесь.
Прочитал книгу Игоря Молотова «Ахмат сила. Священная война Апти Алаудинова». В книге рассказывается о легендарном подразделении МО РФ – спецназе «Ахмат» и о его не менее легендарном командире генерале Апти Ароновиче Алаудинове. Автор знаком с ситуацией изнутри, так как в 2025 году подписал контракт и пошёл служить в спецназ «Ахмат».

Думаю, что большинство читателей узнают из этой книги очень много нового и неожиданного.

Начинается книга с рассказа о детстве Апти Ароновича. Его отец был советским офицером и патриотом Советского Союза. Детей воспитывал строго. Учил ценить и изучать и родную культуру, и русскую культуру. Среди русских надо говорить на русском, причём лучше, чем сами русские, а дома, конечно, надо говорить по-чеченски. К вере Апти Ароновича приучил дед.

Когда Апти Алаудинов вступал во взрослую жизнь, Советский Союз рухнул, и вскоре началась война в Чечне. Его отец власть Дудаева не принял и выступил против него с оружием в руках в составе оппозиции. Процитирую: «Все почему-то думают, что была первая чеченская кампания, когда пришли русские. Это не так», – говорит генерал. «Первые серьёзные столкновения между дудаевской властью и оппозицией начались 19 октября 1994 года». Эти столкновения унесли жизнь отца Апти Ароновича. В той же войне погибло двадцать его родственников. И тогда же за оружие взялся сам Апти Аронович. Воевал против Дудаева, чтобы отомстить за отца и других родных. Воевал за Россию, и сейчас тоже воюет.

В СВО Апти Аронович участвует с первых месяцев. В книге описываются наиболее яркие эпизоды боевого пути спецназа «Ахмат» и его командира: от освобождения ЛНР до операции «Поток» в Курской области.

Кроме боевых страниц, в книге много страниц философских. Автор называет Апти Ароновича имамом. А я бы ещё употребил по отношению к нему слово «политрук», но политрук верующий. Причём Апти Аронович является политруком не только для своих подчинённых, но для немалого числа других жителей России. Я думаю, многие помнят видео, которые он записывал во время вторжения ВСУ в Курскую область, когда на душе у всех было очень тревожно.

Много в книге уделено внимания вопросам межнационального и межрелигиозного взаимодействия. Автор приводит статистику: в спецназе «Ахмат» около 50% – русские, 20…25 % чеченцы, остальные – советский интернационал. «При построении добровольцев в Гудермесе, перед отправкой непосредственно на фронт, бойцы держат три флага – Российской Федерации, Чеченской Республики и Советского Союза».

Очень интересно читать приведённые в книге рассуждения Апти Ароновича о связи ислама и христианства. К примеру, думаю, что многие христиане не имеют понятия, что Пресвятая Дева Мария очень почитаема мусульманами.

Значительная часть книги посвящена погибшим и живым героям спецназа «Ахмат». Многие позывные на слуху из военных сводок. В книге с ними можно познакомиться ближе.

И ещё в книге затронута одна очень острая тема – взаимодействие спецназа «Ахмат» и ЧВК «Вагнер». Бойцы этих подразделений уже в начале СВО воевали бок о бок. Потом случились события июня 2023 года. Тогда бойцам этих подразделений чуть было не пришлось воевать друг против друга. Слава Богу, не пришлось! После, многие «вагнеровцы» перешли в «Ахмат» и сейчас воюют там.

Читая книгу, постоянно ловил себя на мысли, что в голове крутится стихотворение Игоря Караулова, где есть строка: «Я люблю кадыровских чеченцев». Там же, кстати, и про «Вагнера израненную музыку» написано. В 1990-е у нас было больше поводов вспоминать «Казачью колыбельную» Лермонтова. Жизнь изменилась. Сейчас в спецназе «Ахмат» служат не только «вагнера», но и казаки.

Книгу очень рекомендую!
В 2025 году я написал отзывы разной степени подробности на следующие книги современных авторов:

Православие


1. Архимандрит Савва (Мажуко) «Радость с горчичное зерно», «Апельсиновые святые» и «Духовные упражнения», «Сахарные старушки», «Приближается Христос. Рождественские письма», «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма», «О пользе вреда»;
2. Надежда Ионина «Православные святыни».

Редакция КПД

1. Валерия Троицкая «Донецкое море. История одной семьи»;
2. Дмитрий Филиппов «Собиратели тишины»;
3. Анна Долгарева «Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые дневники»;
4. Евгений Николаев «Моя Новороссия. Записки добровольца»;
5. Ирина Буторина «В Одессу на майские. Некурортный роман»;
6. Евгений Зубарев «Наш человек в Киеве»;
7. Игорь Молотов «Ахмат сила. Священная война Апти Алаудинова»;

8. Ольга Ерёмина «Дикая карта»;
9. Алексей Волынец «Оленья кавалерия. Очерки о русских первопроходцах»;
10. Алексей Волынец «Забытые войны России»;
11. Константин Кусмауль «Запад против Москвы. От Ивана Великого до Ивана Грозного»;

12. Рустем Вахитов «Ленин и мы. Разоблачение мифов».

Книги других издательств о войне на Донбассе и СВО

1. Дмитрий Артис «Как настоящий солдат: школьные и не только рассказы Димки Донского»;
2. Дмитрий Артис «Сердце дракона»;
3. Дмитрий Селезнёв «Смерть в июле и всегда в Донецке».

Поэзия

1. Сборник «ПоэZия русской зимы»;
2. Дмитрий Филиппов «Мы вернёмся живыми».

История

1. Илья Рыльщиков, Наталья Межова «Предки Бунина. Тайны и открытия»;
2. Людмила Пажетнова, Ирина Бешимова «Торопецко-Холмская земля. 1074-2024»;
3. Алексей Волынец «Деревянные пушки Китая. Что русские делали в Китае?».

Захар Прилепин «Тума»

Есть вероятность, что список дополнится.